«Берсерк» — манга легендарная. Смысла её обозревать фактически нет. Смысла сравнивать её с разнообразными экранизациями — тем более. С другой стороны, иногда обзор важен просто для того, чтобы напомнить людям о существовании крутого произведения. Так что давайте в очередной раз окунёмся в «Золотой век» знаменитого фэнтези Кэнтаро Миуры.
Ну, не сразу. Всё-таки начинается манга с довольно продолжительного куска, посвящённого именно Берсерку — Чёрному мечнику, бродящему по миру, притягивающему монстров своим проклятым клеймом и охотящемуся на группу высших демонов — Длань Господа. Хорошее мрачное фэнтези — зрелищное, с интересным главным героем, за бесчувственностью и жестокостью которого явно скрывается очень богатое прошлое, с трагичным злодеем и нотками серой морали, интересно вплетёнными в преимущественно чёрно-белое (или даже чёрно-чёрное) повествование.
И первоисточник — это не классическая экранизация, что отбросила историю Чёрного мечника сразу после первой серии. Начало манги длится целых три тома (у нас — полторы книги), успевая задать настрой повествованию и раскрыть достаточно деталей сеттинга, чтобы последующий приквел воспринимался, как естественное предисловие к реальным событиям, а не суровый средневековый боевик с непонятно откуда берущимися всплесками фэнтезятины. Собственно, приквельная часть длится «всего» втрое дольше вступления — всё равно до хрена, но и не в 24 раза, как было в аниме.
Не могу решить, правда, как к обрисованному сеттингу относиться — то ли он получается более цельным, то ли более искусственным... К чернушности мира, показанного в истории Чёрного мечника, у меня нет вопросов — накал зла в захваченном злом мире понять несложно. Но вот когда каждый встреченный героями вельможа оказывается либо педофилом, либо инцестуальным педофилом, либо ещё какой отбитой девиантной мразью, а наиболее трезвомыслящими людьми оказываются отбитые наёмники-убийцы — тут даже «Игра престолов» может закатить глаза, тяжко вздохнуть и сказать: «Перебарщиваете, товарищ!».
И всё-таки «Золотой век» любят не без причин. Это действительно крутая история становления группы интересных персонажей, создающая наполненный кровавыми потасовками и закулисными интригами средневековый эпик. Я говорил, говорю и буду говорить: эту же историю стоило рассказать в отдельном ремейке, оставив канву и заменив любые фэнтезийные элементы на ещё больший накал закулисных страстей и подлых предательств.
Если бы «брошенный» Гриффит не перечеркнул все свои достижения из-за отдающей гейством сиюминутной обиды, которую ещё и вызвало недопонимание в «лучших» традициях ситуационных комедий. Если бы его не пришлось калечить до такой степени, что восстановление потребовало тёмной магии и резкого обрубания кучи потенциальных сюжетных линий. Если бы превращение Гриффита в злодея было размеренным, почти незаметным, а их с Гатсом неизбежное противостояние — борьбой мощи одного человека против обычной немагической власти другого — ух, вот из чего можно было бы сделать достойную замену уже помянутой «Игре престолов»!.. Но я отвлёкся.
Пожалуй, в имеющемся виде «Золотой век» всё равно скорее работает, чем нет (сказал я об одном из известнейших манга-циклов в истории). Фэнтези и мистика проглядывают тут не слишком часто, но и не настолько редко, чтобы казаться неуместными, а первые три тома придают всем намёкам на сущность Бехелита и прочим пророчествам веса с драматизмом. Немного тяжелее, конечно, наслаждаться крутейшим продвижением Банды Ястреба к вершинам успеха и славы, когда заранее знаешь об их обречённости. Но большая часть пути настолько хороша, что это почти не мешает — натурально вплоть до детской ссоры главных героев. И даже потом интересных событий хватает, будь то охота на попавшими в опалу Ястребами или попытка вызволить Гриффита из заточения.
В общем, как минимум ранние части «Берсерка» стоит даже просто читать — это и правда очень достойное фэнтези, перетекающее в не менее достойный средневековый эпик и обратно. Но знаменит-то «Берсерк» не этим. Знаменита серия невероятно крутым артом Кэнтаро Миуры. Невероятной детализацией. Завораживающей брутальностью и захватывающей дух эротичностью. Вгрызающимися в самую душу дизайнами монстров. Визуалом, короче. И, знаете, что? С годами Миура бесспорно совершенствовал своё мастерство, привнося на страницы всё больше деталей и всё более подробную проработку лиц. Но лучше поздние тома нарисованы или нет, а входящие в первые 5 книг от XL Media 10 томов манги уже великолепны.
Миура, конечно, не неповторимый мангака. Но столь же бесспорно и то, что он навеки останется в списке лучших художников, работавших в жанре. И единственное, за что его ранние тома хочется упрекнуть — местами однообразное изображение экшена. Вываливающиеся из орбит глаза на отрубленных гигантским мечом Гатса головах смотрятся эффектно, спору нет, но на пятидесятый раз они всё-таки перестают впечатлять с той же силой. Тем приятнее помнить, что «Берсерк» — это всё-таки фэнтези, и в будущем Гатсу начнут встречаться не только однотипные рыцари, но и разнообразные монстры с радикально различными формами тел — таких однотипно кромсать уже не получится.
Но это случится когда-нибудь потом. Пока, несмотря на огромные задержки с выходом этого обзора, XL Media успела уйти вперёд лишь на одну книгу. Седьмой и восьмой тома, впрочем, находятся в предзаказе — будем надеяться, что их выпуск уже не за горами. Пора, блин, переходить от «Золотого века» к тому, у чего не было двух достойных экранизаций, и что из-за этого представляет куда больший интерес для взора анимешника — к дальнейшим приключениям Чёрного мечника и его маленького феистого приятеля Пака.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: