Простите меня, поклонники манги: западные комиксы умудрились отвлечь моё внимание от своих японских чёрно-белых конкурентов, из-за чего разрыв между обзорами первых четырёх и последних пяти томов «Боевого ангела Алиты» (оно же GUNNM) продлился больше года. Очень напрасно — пусть даже в перерыве виноваты не только разнообразные поводы отвлечься от приключений Галли/Алиты на постапокалиптической Земле, но и сама манга.
Видите ли... Первые тома мне нравились больше. Дух нуара и киберпанка в первых книгах, зрелищные спортивные состязания в двух следующих — всё это сработало на меня куда лучше, чем потасовки в пустыне с бандами в духе «Безумного Макса». Но не извольте беспокоиться: даже если принять мои персональные вкусы за единственно возможную объективную истину, о разительном падении качества речи всё равно не пойдёт. Просто так вышло, что с полноценным введением в повествование многократно анонсированного Дести Новы мои безумные восторги уступили место не столь безудержному, но всё равно искреннему удовольствию.
Давайте по порядку. По духу пятый том ближе всего к первым книгам — Галли снова живёт на Свалке со своими друзьями, пусть и избегая по возможности опасных занятий, но в итоге один из недобитых призраков прошлого возвращается, чтобы отомстить и... ух. Не собираюсь спорить со сказанным выше: этот том доставил мне меньше удовольствия, чем прошлые — тут сомнений нет. Но он же, наверное, является самым сильным во всей серии.
Тут ведь как? Удовольствие — слово, обычно ассоциирующееся с чем-то положительным. А пятый том GUNNM — чтиво не из приятных. Это тяжёлая, жестокая книга, которая начинается с нескольких светлых, позитивных сцен и ситуаций, только чтобы потом найти изощрённейшие способы растерзать их вместе с сердцем читателя. В этой книге достаётся и Галли, и Идо, и приютившему их городу. Но самой трагичной здесь оказывается, внезапно, линия злодея — персонажа, и раньше-то харизмой не отличавшегося, а теперь и вовсе сошедшего с ума и своими руками лишившего себя всяких надежд на счастье. Откровенно говоря, одна только мысль о его сюжете вгоняет меня в лёгкую депрессию — даром что томик я прочёл несколько месяцев назад. Но вот нате вам — нанесённый в самое сердце удар был достаточно силён, чтобы надолго оставить в душе след. Так что приятное или нет, но мощное произведение автору создать точно удалось.
После такого удара передышка явно требовалась и читателям, и творцу, так что шестой том оказывается предельно простой и прямолинейной историей. Галли начинает работать на жителей небесного города и охотится на грабящие поезда банды в пустыне (да-да, начинается упомянутый выше «Безумный Макс»), встречает жизнерадостного влюбчивого бугая — этакого повзрослевшего и переставшего стесняться женщин героя эпик-сёненов — чтобы тот вернул ей утраченную было человечность и помог обуздать так и норовящую её захлестнуть жажду крови. В целом далеко не такой мощный и запоминающийся, но приятный, даже оптимистичный том, пусть и не лишённый жестокости и смертей.
Увы, передышка затягивается. Седьмой том GUNNM пытается притянуть происходящее в пустыне поближе к сюжету и даже вводит ряд интересных концепций — таких, как герой и злодей, чьи жизни связаны вопреки их желаниям. Нельзя убить одного, не прикончив другого. Персонажи тоже по-своему интересны: герой обладает занятными сверхъестественными способностями, а злодей — не худшей мотивацией: он обратился к терроризму за неимением других способов освободить жителей поверхности от безжалостного контроля Салема. Но в основе своей это всё равно бодрое развлекательное приключение, а не серьёзный драматичный киберпанк. Тут даже фансервис попёр: Галли наряжают в свадебное платье и создают ей чиби-версию для переговоров с новенькой радисткой из небесного города (опять же предельно милого и положительного персонажа).
Ну, теперь-то уж точно пора завязывать с прямолинейными пустынными приключениями, не так ли?.. Почти. И всё же значительная часть восьмого тома продолжает сюжет прошлой книги — попытку террористической атаки на Салем и столкновение. Конечно, туда вводят полубезумного фотографа, отложившего человечность и страх перед смертью в сторону ради запечатления моментов, способных изменить ход истории, но на этом реально интересные повороты в недрах линии заканчиваются. Ну, не считать же крутым поворотом появление бездушных клонов Галли? Злодеи, служащие тёмными копиями героев, одна из самых заезженных идей на свете. Идей всё равно рабочих и стабильно приводящих к зрелищным сценам в умелых руках (а у Юкито Кисиро руки более чем умелые), но не то чтобы интересных в повествовательном плане.
К счастью, другая часть книги куда интереснее. Дести Нова возвращается в повествование под руку с вот-это-поворотами, связанными с Идо и Салемом, после чего в бой с ним отправляется сначала упомянутый выше супергерой (и, по совместительству, сын Новы) Хаос, а потом и Галли — и для обоих это решение приводит к испытаниям куда более интересным, чем бездумное махание руками, ногами и мечами.
Но реально развитие эта часть истории получает уже в девятом — заключительном — томе. Книга наконец-то сбрасывает с себя оковы перетянутого пустынного цикла (за относительно мелкими и ничего не портящими вкраплениями) и с головой ныряет туда, где ей самое место — в интересные научно-фантастические концепции и изучение их влияния на героев и общество. Страннее всего в этом плане работает «страшная тайна Салема», которую нам всё это время подавали как сводящую с ума дичь. Я её таковой назвать не могу даже с большой натяжкой, но не исключаю, что она кому-то такой покажется — благо уже видел в аниме истеричные реакции на подобные откровения. Тогда это меня тоже удивляло, но приходится признать, что разделяющих мнение Дести Новы сценаристов больше одного. Самое занятное, впрочем, не это, а то, что под конец тайну раскрывают куче рандомного народа, который в ответ... просто пожимает плечами. То ли где-то между главами Кисиро узнал, что его «жуткий секрет» работает не на всех, и оперативно вписал этот факт в сюжет, то ли он всегда осознавал, что расхайпованная тайна окажется не заслуживающей своего хайпа... но по итогу история умудрилась удачно и даже неожиданно вырулить из не самой приятной ситуации.
Куда интереснее, впрочем, другой эпизод. Небольшая история, события которой даже не в реальности развиваются — она происходит в воображаемом мире, куда Дести Нова погружается вместе с Галли. За секунды, проходящие снаружи, они проживают месяцы в идеалистичной версии Свалки, где Галли зовут Алита, где она дружна с Ито и Новой, где всё складывается не безумно сахарно, но достаточно хорошо, чтобы героиня обрела-таки простое человеческое счастье — друзей, семью и дом... Но хрен бы с Алитой — ей обретать подобное не впервой. Вот то, что вместе с ней вымышленным миром проникся Дести Нова — это было, блин, сильно. До этого самого момента я совершенно не ценил безумного гения и исполнителя роли главного гада большей части серии. Но за время этой маленькой истории он резко преобразился из сюжетной функции в одного из моих любимых персонажей в манге. Да. Всё-таки Юкито Кисиро могёт. Не всегда, но уж когда попадает, то прямо в сердце.
...А ещё в манге есть финал. Нет, не так: два финала. Сначала GUNNM от XL Media заканчивается новыми главами, подводящими историю к манге-сиквелу под названием «Последний приказ». Убогий финал, если честно — особенно без продолжения, ради которого создан и новостей об издании которого в России пока не слыхать. Потому я могу лишь порадоваться, что в том включена и оригинальная концовка — та, которую Кисиро пришлось устроить впопыхах из-за ссоры с издателем. Она, само собой, тоже далека от идеала: чувствуется в ней и торопливость, и совершенно ненаучная метафизичность. Но это хотя бы финал — настоящий, красивый, даже счастливый. Всё лучше, чем «неожиданный» и «драматичный» подрыв героини вместе с пуканами читателей на последней странице.
Так что спасибо XL Media за то, что в девятом томе «Боевого ангела Алиты» (GUNNM) у них нашлось место для обоих финалов. Да и в принципе за издание всей этой замечательной манги. Ну и за обещание допечатать второй и третий тома — чтобы желающие смогли-таки приобрести серию целиком.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: