Рецензия и отзывы на игру Shadow of the Tomb Raider Рецензия и отзывы на игру Spider-Man Cyberpunk 2077 — 48 минут геймплея «Звёздные войны: Сопротивление» — трейлер и дата выхода Nintendo продала более 780 миллионов консолей
19
КИНО
 
Прямая ссылка на новость:
$Спасибо автору
 

Закулисье кукольной анимации — беседа с Гарри Бардиным и фоторепортаж с его студии

«КГ-Портал» побывал в гостях у классика отечественной мультипликации Гарри Бардина, побеседовал с ним о перспективах российской анимации, прогулялся по студии и даже посмотрел его новый фильм.

• • •

Пластилин, проволока, спички, шерстяная варежка, верёвочка, пуговица. А что вам приходит на ум в разговоре о кукольных мультфильмах? Наверняка то же самое. У культурологов есть замечательное определение для этого явления — «культурный код». Вроде бы сложный термин, но только на первый взгляд. На самом деле всё просто: восприятие у человека формируется в детстве, а мультфильм — первый вид искусства, с которым он знакомится. Соответственно, одинаковые мультфильмы — одинаковые ассоциации.

Понимая значимость своей работы, режиссёр Гарри Бардин на протяжении всей карьеры придерживается определённых принципов, главный из которых — помнить о зрителе. И десятки замечательных мультфильмов, созданных им, это только подтверждают. После 15 лет успешной работы на «Союзмультфильме» в 1991 году Бардин принял решение открыть собственную студию, которая сосредоточилась исключительно на авторской анимации. Там он работает и сегодня.

Студия расположилась в Восточном округе Москвы. Найти её нам оказалось не так-то просто, ибо вывеску, да и само здание приметными назвать нельзя. Хорошо, что рядом обнаружился своеобразный указатель.

Детская игровая площадка построена почитателями творчества из народных избранников

За тяжёлой металлической дверью нас встретили улыбчивые работники студии. Однако несмотря на улыбчивость, фотографироваться эти творческие люди по каким-то причинам не очень любят. Мы настаивать не стали и решили, что, возможно, это профессиональная привычка — находиться не в кадре, а за ним.

С первых же шагов по студии стало понятно, что по совместительству она музей отечественного кино, хранит кукол и декорации снятых здесь же фильмов. Лёгкий беспорядок, в котором упрекают почти всех адептов Музы, здесь, конечно же, тоже присутствует. Очень вероятно, что он является необходимым элементом любого творчества — катализатором вдохновения, например.

Чуча с плаката стережёт декорации «Гадкого утёнка» и «Кота в сапогах»

Рассказывать о студии имеет смысл параллельно с перечислением этапов создания мультфильма. Первым, конечно же, идёт написание сценария, но мы его пропустим, поскольку голова сценариста — это некое закрытое пространство, процессы которого порой не в силах объяснить даже её владелец. Перейдём сразу же ко второму этапу, тем более что он даёт старт непосредственно студийным работам.

Буквы сценария необходимо перевести в картинки — пока ещё неподвижные и беззвучные. Для этой процедуры есть комната мультипликаторов и сами мультипликаторы. Большие столы, бумага различных форматов, всевозможные кисти и краски — эскизы персонажей и будущих декораций рождаются именно здесь. Лишь режиссёрское видение проекта может удержать фантазию мультипликаторов (и то не всегда).

Особо удачные эскизы прошлых лент вдохновляют со стены

После режиссёрского утверждения готовых эскизов их требуется воплотить в существенной, осязаемой форме (кино же готовится кукольное). Кисточки и карандаши сменяются стеками, ножницами и ножовкой в умелых руках художников и их ассистентов. А для тонких творческих решений на помощь им всегда приходят токарные станки, которых здесь наберётся на целый заводской цех.

Микеланджело даёт наставление

Создание куклы действительно чем-то напоминает сотворение Адама. Минимальный набор для сборки должен включать как минимум два элемента: скелет и плоть. Простейшие «кости» будущего персонажа можно изготовить из кручёной проволоки — в этом случае сгибание и разгибание членов кукольного тела будет осуществляться за счёт проволочной гибкости. А более сложные куклы содержат в себе уже полноценные суставы — металлоконструкции с шарнирами.

По готовности костной системы приступают к созданию плоти. Её можно сделать из пластилина или жидкого силикона. Для этого подготавливается специальная гипсовая форма с контурами желаемого тела. В неё кладётся полученный ранее скелет, и форма заполняется выбранным материалом. После того как состав затвердеет, куклу можно вынимать из формы. Всего несколько штрихов (грим, причёска, костюм), и исполнитель роли готов к следующему этапу — съёмкам.

Многих любителей советских мультфильмов с детства волнует вопрос различий кинопластилина и того самого восьмицветного набора, который был у всех. Ответ на этот вопрос лежит под столом у ассистента художника: огромные пластиковые пакеты с цветными ребристыми брусками и большой кирпичик оливкового цвета. Первое — это обыкновенный пластилин, может быть всех цветов радуги. А вот кирпичик — это пластилин скульптурный. Он более плотный и термостойкий, при этом очень пластичен и меньше липнет к рукам, в отличие от обыкновенного. Расцветка скульптурного пластилина ограничена: только белый, телесный, серый, терракотовый и оливковый. В производстве мультфильмов задействованы оба типа: из скульптурного удобно лепить самих кукол, а тонким слоем обыкновенного можно придать им необходимый цвет.

Изготовленного актёра (или актрису) устанавливают в декорации, выстроенные в съёмочном павильоне. Он расположен за дверью с грозными табличками «Уборку не проводить» и «Не трогать». В покадровой съёмке кукольных фильмов, как известно, исключительно важна точность положения персонажа относительно декорации и выставленной кинокамеры. В конце съёмочного дня, как дополнение к предупреждениям на входной двери павильона, положение кукол фиксируют метками в виде булавок с полосками бумаги.

Сейчас в главном павильоне стоят ещё не разобранные декорации готовящегося к выходу юбилейного 25 короткометражного мультфильма Бардина «Болеро 17». Здесь мы видим некий конвейерный трек и механическое подобие руки. Ассистент декоратора поясняет, что хватательный механизм полностью рабочий. Большинство задействованных в конструкции механических и электрических частей, таких как передаточные звенья, шарниры, лампочки индикации, — не бутафорские. Во многом благодаря этому удаётся облегчить решение многих вопросов постановки сцены, например когда объект требуется повернуть или как-то особо выделить.

Кадр из рабочей копии мультфильма «Болеро 17»

Съёмочный павильон занимает солидную часть общей площади студии, причём настолько успешно, что в различных его местах одновременно могут сниматься несколько разных сцен одного и того же фильма. По словам работников студии, очень часто так и происходит, потому что покадровая съёмка — процесс неспешный и художники успевают построить сразу несколько декораций в разных углах павильона. Сейчас в одном из таких углов идут съёмки студенческой работы.

Киноплёнка с отснятым материалом отправляется в лабораторию для проявки, а затем возвращается на студию для монтажа.

Автор фразы «нет ничего вечного» наверняка никогда бы её не сказал, будь у него возможность познакомиться с советским звукомонтажным столом. Первоначально здесь выполняется монтаж рабочего позитива — чернового варианта будущего фильма на плёнке. Футажные номера этой смонтированной версии впоследствии помогут смонтировать и сам негатив, но уже на специализированной студии монтажа.

Кстати, в монтажной комнате плёнка не только режется-клеится, но и хранится.

Знакомые названия на бирках

После монтажа основные студийные работы считаются завершёнными. Смонтированный фильм на плёнке отправляется на оцифровку и компьютерные тонировочные работы. Параллельно с этим на студии звукозаписи готовится звуковая дорожка.

Актёрский ансамбль тем временем отправляется на заслуженный отдых — в местный уголок славы, где под стеклом и без собрана целая коллекция фактурных персонажей.

Вот, например, Спички. Да-да, те самые участники военной драмы «Конфликт». В своё время им отлично удалось передать всю суть понятия «война», ведь отличие цвета серной головки оказалось исключительно веским поводом для полноценных боевых действий с применением баллистической ракеты из спичечного коробка.

«Конфликт», 1983 год

А вот это Зритель — участник массовки сатирической картины «Брэк!». Боксёры, тренеры и рефери до наших дней, к сожалению, не дошли.

«Брэк!», 1985 год

Очень странные чувства возникают, когда держишь в руках гипсовую скульптурку, возраст которой превышает твой собственный. Ещё необычнее осознавать, что именно её ты видел в далёком детстве на экране цветного советского «Рубина».

Работники студии сообщают, что больше всего артефактов относится к полнометражному мультфильму «Гадкий утёнок». Неудивительно, ведь пока это самый масштабный проект, реализованный в этих стенах. Вот, кстати, и он сам — пластилиновый Утёнок, ничем не хуже, чем на экране, да ещё и в компании Лисы.

«Гадкий утёнок», 2010 год

К сожалению, выставка не содержит экспонатов периода рисованного творчества Бардина. Вероятно, их следует искать на «Союзмультфильме».

Нереализованный проект «Программа Время»

Проволочная конструкция «Выкрутасов» — лауреата «Золотой пальмовой ветви» за лучший короткометражный фильм Каннского фестиваля 1988 года — почётно стоит на самом видном месте.

Рассматривать сокровища нашего общего кинопрошлого можно бесконечно, и единственное, что смогло нас от этого занятия отвлечь, — приглашение самого хозяина студии посмотреть рабочую копию его нового фильма.

«Болеро 17» открывает XXVI кинофестиваль «Окно в Европу», а российская премьера состоится 21 сентября в Киноклубе-музее «Эльдар». Содержание ленты пока держится в секрете, и нас попросили его не раскрывать. Поэтому про новый мультфильм скажем лишь то, что точно не секрет: Гарри Бардин остался верен своим принципам и методам работы. Об этом и многом другом он рассказал нам лично, в интервью.

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии