← Все рецензии | Об игре | Видео / 1 | Кадры / 2 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Четыре эпизода мы критиковали Telltale за фиктивную вариативность. С появлением финального эпизода стена всё-таки дала трещину: на выбор нам предлагают пять концовок. И пускай мы принимаем решение лишь под занавес, это уже значительное достижение для Telltale. Достижение и вместе с тем полный крах концепции сезона – истории становления Клементины.
Второй сезон фактически дублирует проблематику первого и задаёт простой вопрос: является ли выживание настолько высокой целью, чтобы оправдать любые средства? Ли Эверетт отвечал на этот вопрос под бдительным оком маленькой девочки, в общем и целом сознавая, что его поступки станут для неё образцом для подражания. В продолжении девочка выросла из малютки Клем в Клементину, едва ли не лидера новой группы, и по идее она должна руководствоваться заложенной в неё «программой».
Выбирали в первом сезоне «казнить, нельзя помиловать», крали чужие припасы и разыгрывали полную беспринципность? Получите циничную Клементину, которая не стесняется в выборе средств. Если же Ли сохранил остатки человечности, то и Клем будет стараться поступать так же. Игра считывает «сохранения» первого сезона лишь для мелких отсылок, но не для принципиальных установок героини – вместо этого ей предоставлена вся полнота иллюзорного выбора.
Пятый эпизод демонстрирует, чем второй сезон мог стать, но не стал. Перед финальной развилкой нам показывают флешбэк, где Ли проводит разъяснительную беседу о том, почему он поступил с Лили именно так, как поступил. На решение игрока этот диалог, естественно, влияет. Однако вопрос в том, почему Клементина столь редко вспоминает о том, как бы повёл себя Ли в аналогичной ситуации. Девочке досталось от Ли только бремя лидера группы, хотя показать игроку группу, где на его решения всем плевать, было бы гораздо свежее.
Кроме того, финальная развилка всё равно вынуждает нас поступить жёстко.
Ведёте себя беспринципно или пытаетесь сохранить человеческое лицо – игра
так или иначе сунет вам под нос суровую реальность. Клементина в любом
случае станет убийцей – в финале Telltale не придумали ничего лучше, как
подсунуть обычную «вилку». Оба решения одинаково ужасны, при этом
отказаться и уйти игра не даст. В моральном плане финал первого сезона
был крайне неоднозначен, второй же под конец скатывается в откровенную
чернуху.
Недостаток этого сезона в том, что он словно сам
не знает, какое сообщение пытается донести до игрока. У первого была
стройная концепция, второй же бездумно копирует её элементы. Опять
группа не самых уравновешенных людей, опять группа радикалов от
«сурвивализма». Опять летящий с катушек Кенни как двигатель
повествования. Повторяются «развилки», повторяются сюжетные линии.
Причём проблема даже не во вторичности, а в том, что все эти элементы
отказываются работать.
Вдобавок теперь мы можем с чистой совестью
сказать, что эпизод «400 дней» был бесполезным аппендиксом. Бонни могла
обойтись и без предыстории, даром что её прошлое оказалось ружьём,
заряженным холостыми.
Второй сезон и сам в известной степени
напоминает «400 дней» – историю мимолётного знакомства с людьми, которые
умирают быстрее, чем игрок успевает к ним прикипеть. Каким человеком
был Элвин? Ребекка? Майк? Из ряда случайных попутчиков выбиваются только
суровый Карвер да весельчак Люк. Роль Кенни же свели к функции –
генератор неприятностей. Или вершитель необдуманных поступков – особой
разницы нет.
Отправить бы Telltale в творческий отпуск, только
вот конвейер уже не остановить. «Сериалы» хорошо продаются, так что
будет вам третий сезон с очередной группой истеричных выживших и
мини-игрой «Выбери персонажа, который должен умереть». Калифорнийская
рулетка, блин.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: