КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Ана де Армас, Сидни Суини и Ванесса Кирби наслаждаются жизнью в «Раю земном» «Чужой: Ромул» завалил «Дэдпула и Росомаху» в домашнем прокате Брюс Кэмпбелл нашёл способ опять играть Эша в «Зловещих мертвецах» Post Trauma травмирует вас в канун Дня Всех Святых. Режиссёр «Одиноких волков» с Джорджем Клуни и Брэдом Питтом сомневается, что у фильма появится сиквел

Yakuza: Like a Dragon

Like a Dragon Quest

Несмотря на заголовок рецензии (уж больно он напрашивался) и многочисленные прямые отсылки к классической серии Dragon Quest, новая Yakuza скорее напоминает такую замечательную вещь, как South Park: The Stick of Truth. Просто потому что перед нами не столько полноценная jRPG, сколько пародия на оную. Тут вам и сюжетное объяснение смене боёвки серии на пошаг: просто новый протагонист Ичибан — псих человек с развитой фантазией, представляющий себя героем jRPG. Тут вам и такие крайне нестандартные боевые профессии, как повар, барменша и доминатрикс, с сопутствующим боевым снаряжением в виде лопатки, дамской сумочки и хлыста соответственно. Ну и всё снаряжение для отряда можно спокойно закупить в секс-шопе, дабы избивать противников вечно использующимся не по назначению массажёром для плеч. А если добавить к этому тонну крайне специфических противников и традиционные для серии побочные истории, ходящие по тонкой грани между драмой и комедией, то окромя как пародией игру станет воспринимать практически невозможно.

И это, с одной стороны, на самом деле офигенно. Тем более что новомодная пошаговая боевая система поначалу вполне себе хороша. Дерзкая, быстрая и со смешными приёмами. Авторы постарались максимально сохранить динамику оригинала, потому валяющийся на земле противник не обязан дожидаться, пока игрок опомнится и отдаст команду его добить. Мир вообще не стоит на месте, пока герои разбираются с очередной шпаной, так что в пылу битвы кого-нибудь и машина сбить может. Ну а новоявленная система профессий добавляет к этому веселью достойный уровень вариативности в построении разномастного отряда Дракона из Йокогамы.

С другой же стороны… Пусть сражения и выглядят хорошо, но они болезненно однообразны. Пропали классические для серии контекстные добивания. Теперь нельзя самостоятельно решить, каким предметом отметелить противника, — всё строго ограничено выбранной профессией. Испарилось и чувство превосходства над супостатами, потому что у противников появились уровни. Если раньше мы могли замочить кого угодно при должном навыке, то теперь разница всего в пять уровней уже прочит искусственно добавленные проблемы. А те самые разнообразящие боёвку профессии не ахти как нужны: если не стараться изо всех сил развлекать себя самостоятельно, то быстро понимаешь, что оптимальными вариантами для большей части персонажей являются именно их начальные уникальные специальности (хотя есть и большое исключение: Са-чан великолепна в образе доминатрикс!). В итоге же, несмотря на старания авторов, битвы ощущается куда менее динамичными и весёлыми, чем в прошлых частях.

А драться приходится очень много. Улицы не просто наводнены мелкой шпаной, нет, та буквально материализуется в воздухе. Стоит свернуть за проверенный по карте безопасный угол, чтобы избежать очередной битвы, как перед лицом возникают новые супостаты. Ещё и зона агрессивной реакции у мобов очень широкая, и Ичибана они одинаково активно атакуют хоть во время пробежек, хоть во время прогуливания медленным шагом (наверняка дело в его ужасающей причёске). Но тратить мозговые клетки на избиение каждого представителя уличной швали, помирающей с двух ударов, как-то не хочется. К счастью, авторы добавили в Yakuza: Like a Dragon режим автоматического ведения битв с несколькими заранее вбитыми шаблонами. Но когда большая часть игры проходится автоматом — что-то явно работает не так, как задумано.

Ну а вместе с боевой системой падению в jRPG-каноны подверглось и исследование мира. Новый район — Йокогама — очень большой, и Ичибан с ним совершенно не знаком, что привело к появлению классической неисследованной карты, открывающейся по мере прогулки по улицам. Ну а чтобы нивелировать проблемы с передвижением по Йокогаме, авторы раскидали огромное число остановок для такси и возможность быстрого перемещения через мобильное приложение на телефоне Ичибана. И всё бы хорошо, если бы не одна маленькая деталь: такси-точки не добавляются на карту автоматом. Нужно предварительно обязательно подойти к водителю и поговорить с ним. Мелочь? Да, но важная. А игра, вместо того чтобы сообщить о таком изменении открытым текстом, прячет его в подсказках на загрузочном экране.

И вот всяких мелких придирок к игре пруд пруди. Например, сюда добавили прорву новых активностей и мини-игр, но заниматься ими нет никакой мотивации. Можно выращивать свои цветы и овощи, чтобы потом делать букеты и блюда. Но зачем, когда с небольшой переплатой можно купить готовое? В Judgement была система свиданий? Ну и тут она формально есть, вот только вместо нормального развития отношений в мини-историях нужно пройтись по «увлекательному» алгоритму: попытаться поговорить с девушкой; узнать, что тебе не хватает личностных качеств, чтобы завязать с ней беседу; прокачаться; узнать, что она хочет цветы; подарить цветы, лишь чтобы оказаться перед новой стеной — требованием ещё большего уровня личностных качеств, а потом ещё и в пять раз большего количества цветов. Это настолько порочный и скучный цикл, что банально не хочется узнавать, к чему он в итоге приводит.

Попутно вернулась мини-игра по управлению группой бизнесов времён Yakuza 0 — что вызывает не столько радость, сколько ужас от не самых приятных воспоминаний. И это, пожалуй, даже не заслуженно: новая версия сделана гораздо лучше и больше не мучает таймерами на сбор денег. Но реальная прибыль от занятия поначалу минимальная, что никак не мотивирует с ним возиться. Однако это всё-таки стоит перетерпеть: за бизнес-игрой спрятана не только прорва денег (а они здесь нужны в огромном количестве даже для простого прохождения, поскольку авторы решили наконец своровать любимый приём Shenmue — «сюжетную денежную стену»), но и дополнительный член отряда — ещё и на удивление полезный. Вот только в сюжете последний никак не участвует — даже в заставках на фоне не светится. Просто появляется в момент схваток из ниоткуда и уходит в никуда.

Но стоит признать, что далеко не все изменения вызывают столь неоднозначную реакцию. Как минимум в плане отношений с соратниками дела у Ичибана идут прекрасно. Yakuza: Like a Dragon полна мелких милых разговоров во время еды, походов в кинотеатр, да и просто прогулок по городу. Внутри партии героя Ичибана отличная химия, и наблюдать за их болтовнёй — чистое удовольствие. И да, отношения можно развивать, что даёт доступ к новым профессиям соратников.

А уже оговорённое развитие личностных качеств пусть и служит только для смены трудовой деятельности протагониста и развития отношений с непонятно зачем добавленными девушками, добавляет игре вариативности. Теперь от выбора ответа Ичибана в разных сценах зависит, какая личностная характеристика будет прокачиваться. Вот вроде и мелочь, а приятно.

Но последним камнем преткновения оказывается сюжет. И здесь всё опять крайне неоднозначно. Начнём с того, что Ичибан Касуга — полная противоположность Казумы Кирью. Как в плане дизайна с реверснутыми цветами у рубашки и костюма, так и в плане характера: где Кирью-чан — стоическая личность, там Ичи громкий и экспрессивный. И наблюдать за путём нашего вихрастого протагониста, на самом деле, интересно уже на одном лишь контрасте с Драконом Додзимы. Но вот что странно: основной сюжет здесь добрую половину времени не то что находится на заднем плане — он банально отсутствует. У Ичибана есть более важные и интересные дела, чем внеочередной кризис клана Тодзё (серьёзно: учитывая, с какой регулярностью у Дайго Додзимы случаются кризисы, его давно пора гнать с поста председателя). И нельзя сказать, что разборки корейской, китайской и японской мафий в рамках бедной Йокогамы получились какими-то скучными. Ровно наоборот, в каждой фракции более чем хватает и интересных личностей, и прорвы интриг. Но вот на завязку основного сюжета авторы забивают безо всяких церемоний и очень надолго, оставляя неизбежный вопрос: а зачем, собственно, она такая драматичная была нужна, и что мешало изначально забить на Камурочо и на всю игру?

Вообще, будь перед нами очередной спин-офф — никаких проблем бы не было. Скорее, наоборот: новый герой, новый сеттинг, новые механики — отлично же! Но нет, несмотря на попытки западного отделения Sega это скрыть, перед нами полноценная седьмая Yakuza. И как номерная часть Yakuza: Like a Dragon воспринимается посредственно. Боевая система быстро надоедает, а в последней трети игры и вовсе приводит в бешенство, без предупреждения кидая в бой боссов на уровней 15 выше и вынуждая возвращаться к прошлым сохранениям, уличной шпане и такому важному для уважающих себя jRPG гринду. Сюжетно же многие события ведут в никуда, а пародийные элементы низводят любые драму и напряжение до сюра. Даже побочные истории работают откровенно не так удачно, как в прошлых частях, просто из-за потери контраста между юмористическими зарисовками и жестокими разборками посреди них.

Но поразительно то, что от Yakuza: Like a Dragon всё равно можно получить удовольствие. В ней более чем хватает отличных моментов, а когда сюжет фокусируется на Йокогаме, то в нём всё прекрасно. Увы, тонна мелких недостатков и раздражающая необходимость гринда на финишной прямой сводят все достоинства на нет. И в итоге это совсем не та Yakuza, которую мы любим.

   
   
Поделиться:
Николай Шутов
17 ноября 2020

 
Оценка автора
Стерильно
Читательский рейтинг
64%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 647: «Мегалополис», «Огниво», «Шоу субботним вечером», вторая «Догма», подстава от Рэйчел Зеглер
 
5ЕВА – 608: Вылизанный из пальца
 
2Телеовощи – 575: Медовуха из мёда
 
0Ноль кадров в секунду – 553: Неделя обновлений
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 646: «Граф Монте-Кристо», бразильский Comic Con, «Беляковы в отпуске», «Моя старая задница»
 
6ЕВА – 607: Китайский Disney
 
8Телеовощи – 574: Первый контакт отменяется
 
4Ноль кадров в секунду – 552: Семья в космосе
 
24Лазер-шоу «Три дебила» – 645: «Джокер: Безумие на двоих», «Веном 3», «Ужасающий», анонс «Джуманджи 3», бухтящий Тарантино
Ещё

Новые комментарии