Вначале был Нолан, и Нолан был гений. И снял Нолан трилогию
о Тёмном рыцаре, и увидел зритель, что сие хорошо. И понёс зритель деньги в кассу, и увидели продюсеры кассу сию, и поняли, что это хорошо.
И взалкали они большего, и повелели построить свою киновселенную, по образу и
подобию Marvel, и назначили Нолана старшим. И был Снайдер, протеже его, и снял
Снайдер «Человека из стали», и увидели все, что это есть хорошо. И был Давид
Готэмский, что бросил Голиафу из Метрополиса вызов — и было это хорошо, но
продюсеры не согласились, пересчитав деньги из кассы зрительской. И с тех пор
всё пошло по одному месту — и это уже было нехорошо. И даже апокрифичный Снайдеркат не спас положение.
Над киновселенной DC сгустились тучи, будущее перестало
казаться безоблачным, а дела покатились под откос — не без череды смелых
решений руководства Warner Bros. «Отряд самоубийц» Дэвида Эйра безбожно
покромсали редакторскими ножницами на монтаже. Эпопея с первой версией «Лиги
справедливости», которую вместо ушедшего Снайдера доснимал Джосс Уидон, стала
притчей во языцех. Спорные толерантные решения сделать кино про сильных и независимых,
а также дать Пэтти Дженкинс полную творческую свободу, закономерно вылились в
провал «Хищных птиц» и «Чудо-женщины: 1984».
Дальнейшее скатывание на дно напоминало агонию. Ужасные
сборы «Отряда самоубийц: Миссии навылет» ещё можно оправдать гибридным релизом. Но последующие «Чёрный Адам»,
«Шазам! Ярость богов», «Флэш» и «Синий жук» не имели даже такой отмазки, честно
провалившись в прокате. Что ж, в этом аспекте DC уделала конкурентов из Marvel
— у тех башня начала рушиться намного позже.
На этом фоне отмена практически готового сольника «Бэтгёрл»
уже не выглядела удивительной — так хоть часть денег за счёт списания налогов
удалось вернуть. Не добавлял последним релизам популярности и тот факт, что
руководство Warner Bros. учинило перезапуск киновселенной под руководством
Джеймса Гана — персонажи Снайдервёрса в него никак не вписывались, а посему не
имели будущего.
В свете вышеизложенного было крайне любопытно посмотреть, как себя
покажет «Аквамен и потерянное царство» — сиквел одного из редких фильмов
киновселенной, успешно выступившего в прокате, собрав более миллиарда долларов.
За режиссуру отвечал Джеймс Ван, отлично зарекомендовавший себя в
качестве кассового режиссёра — помимо «Форсажа 7», ещё одного миллиардника в
портфолио, он запустил успешные франчайзы «Пила» и «Заклятие». Но чуда, увы, не
случилось — последний заплыв Артура Карри в исполнении Джейсона Момоа пополнил
печальную статистику провальных релизов.
Ещё на стадии промо-кампании второй «Аквамен»
позиционировался как бадди-муви, комедия о двух приятелях, которым суждено
сдружиться в борьбе с обстоятельствами. В качестве напарника главному герою
выдали брата Орма, по совместительству одного из антагонистов первой
части. В сиквеле главным злодеем выступил Чёрная Манта, ещё один вернувшийся из
оригинала персонаж — он всё так же одержим местью Аквамену при помощи древних
технологий атлантов.
И тут-то проявляется первая проблема «Потерянного царства»: раз уж история является прямым продолжением, зачем кардинально менять жанровую принадлежность? Акцент на комедийной составляющей делается буквально с первых кадров: вместо эпической предыстории конфликта подводных жителей с обитателями суши идёт нарезка сцен, где Аквамен нянчится со своим «головастиком». Авторам так понравилась шутка про то, как младенец обоссал героического папашку, что они повторили её дважды — ещё раз с ребёнком, и с осьминогом для разнообразия.
Но не переживайте раньше времени, это ещё не потолок дна в
плане кринжового юмора. Отправившись в спасательную одиссею, Орм и Артур
дежурно обмениваются якобы остротами. Хотелось бы сказать, что апогеем
невольного братания единоутробных братьев является фраза «Никто не смеет бить
моего брата… кроме меня», но это не так — в какой-то момент Артур убедит
атланта съесть таракана, называя его изысканным десертом обитателей суши. А для
особо недогадливых зрителей в сцене после титров эта эталонная шутка повторяется
— так в два раза смешнее.
На фоне низкопробного юмора хотелось бы не замечать
остальных недостатков фильма. Помимо искусственности отдельных локаций
(джунгли выглядят слишком уж ненатуралистично), некоторые эпизоды отдают
вторичностью и заимствованием. Главарь пиратов вызывает из памяти образ Джаббы
Хатта, древний подводный Некрус напоминает одновременно врата в Мордор из
[«Властелина колец»] и базу нежити из Warcraft III, что неудивительно —
вмороженный в ледяной трон атлант явно вдохновлён Королём-личем. В остальное время
присутствует лёгкая атмосфера всех приключенческих фильмов разом от «Индианы
Джонса» до «Анчартеда».
Вдобавок возникает ощущение, что картину действительно
знатно порезали на монтажном столе. Повествование не выстраивается в идеальный
сюжет, повсюду возникают эпизоды, будто насильственно втиснутые в хронометраж,
а вот логично напрашивающихся сцен нет. Герои зачастую всё поясняют — рассказывают, а не показывают. Наличие Меры крайне спорно — вроде бы важный персонаж, но
задействован урывками, видимо, только в тех сценах, откуда её никак нельзя было
вырезать. Что иронично, шутку про мочу с её участием
оставили.
При таком обилии недостатков может показаться, что в
«Потерянном царстве» нет ничего хорошего. Это не так. Визуал тут по большей
части неплох, а местами даже хорош. Подводный экшен, в отличие от наземного, не
вызывает раздражения. Архитектура и дизайн городов атлантов выглядит как и
подобает постройкам древней чужеродной расы — величественно и красиво. На ум сразу
приходит понимание, кто должен снимать экранизацию Bioshock, но только первой
части. Вдобавок мрачные эпизоды, когда в ход идут монстры и чудища, получились
отличными — ориентация Вана на жанр хоррора прямо-таки бросается в глаза.
Видно, что режиссёр смакует такие моменты, в отличие от
приключенческо-комедийных, где продюсеры заставляют отрабатывать обязательную
программу.
«Аквамен и потерянное царство» — фильм непростой судьбы.
Скандалы вокруг судебного разбирательства Эмбер Хёрд привели к пересъёмкам, а к
тому моменту, когда фильм вышел на экраны, он уже никому не был нужен —
киновселенная DC, успешно загубленная эффективными менеджерами, официально
приказала долго жить. Но даже так финал Снайдервёрса стал самым кассовым
релизом в рамках серии за последние пять лет. Так себе достижение, если честно,
но точка поставлена. Пусть даже размытая и похожая на жирную кляксу из осьминожьих
чернил.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: