← Все рецензии | О фильме | Видео / 2 | Кадры / 27 | Постеры / 2 | Разное | Фанарт |
Подвинься, «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», — в российский прокат вышла новая знаковая лента о волшебстве Нового года. Вместо простой советской квартиры на 3-й улице Строителей, 25 — школа магов. Вместо Жени Лукашина и Надежды Шевелёвой — бродяга и школьница. Наконец, вместо народной комедии-драмы — подростковое фэнтези, будь оно неладно.
В действительности «Дед Мороз. Битва Магов» не настолько чудовищный фильм, как может показаться на первый взгляд. Режиссёр Александр Войтинский в плане сюжета почти полностью доверился формату жанра. Вот, например, главная героиня — девушка Маша (парня Вити, как ни странно, в фильме нет). Каждую ночь её мучают кошмары, в школе приходится терпеть нападки от одноклассниц-красавиц, друзей нет. Единственные близкие — морская свинка да мама, которая всё советует «социализироваться». Под Новый год желания сбываются — Маша оказывается волшебницей, да не простой, а Избранной.
Специально для фильма создатели придумали целую мифологию. Дед Мороз, Санта-Клаус и прочие герои праздника в разных странах, оказывается, братья-маги, которые оберегают планету от нашествия химер — огромных огненных рыб. Для щита вокруг Земли им нужно собирать энергию позитивных человеческих эмоций. И откуда? Из ёлки, конечно же, вокруг которой на Новый год водят хороводы. Это ещё не всё: саму ёлку тоже требуется защищать от химер, для чего существует специальная ёлочная стража — молодые люди в модных парках. Их-то и обучают магии Дед Мороз и остальные старцы. Особый язык, на котором почётные пенсионеры разговаривают, режиссёр Александр Войтинский со товарищи тоже придумали для фильма специально.
На бумаге структура ленты выглядит пусть и запутанно, но вполне жизнеспособно, учитывая «детский» возрастной рейтинг. Не просто связать привычный сюжет с новогодней тематикой, а постараться привнести в него нечто своё — это же замечательно, правда? Жаль только, что подростковое фэнтези у нас тоже следует своим особым путём и решило вновь поднять голову в России в 2016 году — когда остальной мир к данному направлению остывает (см. кассовые сборы последних частей «Дивергента» или «Голодных игр»).
Но задумка задумкой, а получилось как всегда. Язык они, значит, специально придумать смогли, а разнообразить количество локаций — отчего-то нет. Поэтому получайте десяток диалогов на Тверской и на безвестной московской крыше. И не дай бог герои там будут драться: экшен-сценам впору ставить диагноз «Ночные стражи», только без обнадёживающих симптомов в лице пушек и Леонида Ярмольника. Врубили пафосную музыку — замедлили время — показали разлетевшийся снег — готово. Формула не меняется на протяжении двух бесконечных часов. Ах да: ещё здесь есть саундтрек, смешивающий темы из «Гарри Поттера», «Начала» и, внезапно, «Твин Пикса». Вдобавок куда же без очередной авторской обработки песни «Три белых коня», миксование которой впору запрещать законодательно?
Главная проблема «Битвы Магов» становится очевидной при сравнении с советскими «Чародеями»: в 1982 году крошечная команда за гроши создала целый магический мир, резонировавший с современниками. Институт «НУИНУ», жирный чёрный кот и бесконечный лабиринт коридоров — всё здесь знакомо и понятно даже большинству сегодняшних зрителей.
А что Войтинский? Спустя 34 года, при деньгах «Фонда кино» и студии 20th Century Fox он с коллегами придумал другую богатую мифологию — абсолютно не связанную с современными российскими реалиями. Школа магии для молодых волшебников в центре Москвы, огненные рыбы из загадочных глубин космоса, пафосно размахивающий посохом Бондарчук — это о чём, о ком вообще? Успех того же «Гарри Поттера» в том и состоял, что серия рассказывала о типичном для британского школьника опыте обучения в школе далеко от дома. Дементоры и прочие элементы волшебного мира строились на основе понятий нашего мира — таких как страх, расизм, насилие над детьми, прости господи.
Единственный душевный, народный образ в «Битве Магов» — водитель саней Бондарчука и любитель рыбалки в исполнении Владимира Гостюхина, знакомого по сериалу «Дальнобойщики». Вот дай ему порассуждать о хорошей рыбе, о месте, где лучше засесть с удочкой, — и всё, не надо больше волшебства и бесконечного замедления времени. Завезите лучше фуру родную.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: