Элвис Пресли однажды признался, что не умеет играть на гитаре. А когда его спросили, что же он тогда делает с ней на сцене, король рок-н-ролла ответил: «Я использую её в качестве подтяжек для своих штанов». Как видите, для человека в штанах из белой икры и соболиных пупков мистер Пресли был чересчур скромным парнем, не лишённым самоиронии. А любому молодцу, как мы знаем, скромность и чувство юмора только к лицу.
Режиссёр, актёр, сценарист, писатель, рок-музыкант, владелец пса по кличке Доктор Уэсли фон Спирс и обладатель премии «Бензопила» за «самое большое число жертв в фильме» Джеймс Ганн пошёл ещё дальше и выпустил целую книгу под названием «Всё, что мне нужно знать о создании фильмов, я узнал из „Токсичного мстителя“». Не то чтобы кто-то упрекал Ганна в половой связи с Troma Entertainment. Он просто слишком строг к себе. Согласно легенде, Ганн забежал в студию Marvel погреться с мороза. Ветеран кинокомикса Кевин Файги, как раз в это самое время баловавшийся с рентгеновским зрением у себя в кабинете, совершенно случайно разглядел у парня поистине золотое сердце. А ещё — золотые руки, анатомически удалённые от тазовых костей. Так и свершилось историческое событие: ценнейший марвеловский артефакт «Стражи галактики» доверили харизматичному чуваку, похожему на вампира под бутиратом.
Только не подумайте, что Ганн в сказку попал. Marvel — это, конечно, не соляные шахты, но и не курорт. У Джосса Уидона на момент ребрендинга Старк Тауэр был железобетонный фундамент в виде сольников основных персонажей вселенной. Ганну же пришлось начинать с нуля, а это тот ещё геморрой. Даже школьники из солнечной Якутии, бредущие в тулупах и валенках по своим школьным делам, знали Железного человека и Капитана Америку задолго до выхода «Мстителей». А кто в те времена знал Питера Квилла или Ракету? Что ж, теперь их знают все.
«Стражи галактики 2» — кино сугубо авторское, что несколько непривычно для киновселенной Marvel в целом. Яркое, трогательное, исключительно музыкальное полотно, временами пугающее особыми цинизмом и жестокостью (сцена массовой расправы на корабле Опустошителей внушает), и это круто. Ощущение ручной выделки делает ленту пришельцем из другой эпохи — той самой, в которой Марти Макфлай рассекал на «Делореане», а Сигурни Уивер в шагающем погрузчике навешивала люлей Королеве Чужих. Что ж, привыкайте! Скоро Тайка Вайтити с триквелом «Тора» подъедет. И зажжёт напалмом, вне всяких сомнений. Начало реформы мог бы положить ещё «Человек-муравей», да Эдгар Райт не вписался. А жаль. В любом случае сиквел «Стражей» неиллюзорно намекает, что кредит доверия у режиссёра огромный (либо продюсеры ушли и забыли запереть шкаф с конфетами). И немудрено, ибо с первой частью Ганн справился отлично. Можно было бы предположить, что ему помогла классическая концепция «Несколько отъявленных плохишей, которые наконец-то обретают семью в лице друг друга». Концепция действительно хорошая, вот только далеко не безотказная (косой взгляд в сторону «Отряда самоубийц»).
Говоря об авторском кино, следует абстрагироваться от шведских драм с печальными людьми в толстых свитерах. Авторская составляющая новых «Стражей галактики» напрямую зависит от количества веществ в утреннем какао режиссёра. Ганн ещё со времён оригинала грезил идеей разноцветного космоса, полного психоделии и сюрреализма. Да-да, первая часть показалась ему недостаточно красочной! Итог немного предсказуем: чувство меры отказало, но с чувством стиля всё в порядке. Отдельные сцены сиквела способны изменить ваши представления о природе цвета и формы. Да что там — Стив Джобс мог бы не ездить в Индию на поиски духовного просветления, выйди «Стражи галактики 2» в начале семидесятых!
Есть люди, которые утверждают, что новые «Стражи» залетели на территорию «Форсажа». Мол, семейные ценности пропагандируют, вот ужас-то. Таким людям необходимо напомнить, что у всех по дефолту имеются папы и мамы. Иногда даже сёстры с братьями. Такова жизнь, увы. Впрочем, определённое сходство таки прослеживается: корабли Опустошителей ещё в первом фильме делались с оглядкой на американские маслкары. А вообще, сиквел «Стражей галактики» обскакал «Форсаж» во всём, даже по части танцев (всё как Кевин Бейкон завещал). Что странно, учитывая болливудские пристрастия Вина Дизеля. Чёрт! Так вот почему малыш Грут постоянно танцует! Дело раскрыто. Случайно, но раскрыто. Будем надеяться, что в «Форсаже 10» Доминик Торетто не зассыт и победит злодея с помощью танца. Хотя бы в качестве отсылки к первым «Стражам». А там и до кроссовера доживём!
Ганн поступает очень смело, вновь разделяя героев и отправляя их в дальнее путешествие по собственным сюжетным линиям. Подобно безумному космическому Ною, режиссёр снабжает каждого из протагонистов персональной парой — романтической или биологической, а то и душевной. У ребят появляются сайдкики. Либо равноценные партнёры, способствующие общему развитию. И ещё не известно, что важнее — основные линии или второстепенные: пока где-то там на заднем плане Питер Квилл и Гамора пытаются наладить отношения с родственниками, громила Дракс заново учится любить. А Ракета и вовсе обретает гармонию с миром. Наконец-то!
Нет повести печальнее на свете, чем повесть об утраченном доверии и поисках себя. Если помните, в первом фильме вокруг Енота развернулась нешуточная драма. Зритель с удивлением обнаружил, что у ходячего комка компьютерной шерсти есть чувства, притом сильные. Каково это — быть единственным в своём роде? Монстром, созданным по чьей-то извращённой воле? Хреново, ясен пень. Грубость и циничный юмор оказались защитной реакцией зверька, а вовсе не прихотью сценаристов. Нынче режиссёр протягивает бедняге руку психологической помощи. Волосатая лапка нерешительно тянется в ответ. Зрители рыдают. Браво!
У Ракеты и Йонду Удонты есть одна общая черта — ангельская внешность, скрывающая поистине дьявольскую сущность. И если сцена партизанской вылазки Енота в лесу отсылает одновременно к «Рэмбо» и «Хищнику», то абсолютно все экшен-сцены с Йонду отсылают к казням египетским. Поразительно, что обладатель самого читерского оружия в галактике до сих пор не узурпировал какой-нибудь завалящий космический трон. А всё потому, что каждый лютый Йонду рано или поздно становится мудрым Йодой и начинает смотреть на вещи с высоты прожитых лет.
Тут уж сам бог велел обратиться к персонажу Курта Рассела. Сценаристы вырастили сие хтоническое существо путём скрещивания живой планеты Эго из комиксов про Тора с… Йиво из мультфильма «Футурама: Зверь с миллиардом спин». Уж в чём-чём, а в чувстве юмора Ганну с товарищами не откажешь! Разумеется, все вопросы по касту отпадают сами собой: кто ещё смог бы сыграть самое древнее и любвеобильное существо во вселенной, если не Курт Рассел? Дэвид Хассельхофф? Он уже не торт. И хвост с ним! Только Рассел, только хардкор! Кто прекрасней всех на свете? У кого самые крутые холмы, самые глубокие расщелины и самые дивные виды ниже экватора? О да, детка!
Майкл Рукер и Курт Рассел — далеко не единственные представители старой гвардии, заглянувшие на огонёк. Есть как минимум ещё одна интересная личность, эквивалентная двум Жан-Клодам Ван Даммам или пятнадцати с половиной Александрам Невским. Слухи о его появлении в фильме ходили уже давно, но сюрприз всё-таки удался. Роль эпизодическая, а вот поди ж ты — заряд конской энергетики зрителям обеспечен. Кто бы это мог быть? Ну ладно, ладно. Конечно, Говард-утка!
Несмотря на любовь авторов к экспериментам, кое-что остаётся неизменным. По итогам года половые чары Питера Квилла всё ещё не возымели сколько-нибудь эффективного действия. Зелёная блудница Гамора оказалась не такой уж блудницей. И чего тормозят? Идеальная парочка же. Справедливости ради, времени на личную жизнь ребятам тупо не хватает: у Гаморы проклюнулась давно зревшая драма с синекожей сестрицей, в то время как белокожий отец Питера предлагает ему принципиально иные жизненные ценности. Устоит ли Питер? Расцветёт ли Грут? Откуда возьмутся песни для третьей части, если кассеты закончились? Появится ли Говард-утка в триквеле? Сплошные интриги!
Читателям наверняка любопытно, что же всё-таки лучше — сиквел или оригинал. Танцевального баттла не будет, всё просто: сиквел лучше. Бывало, знаете ли, переворачиваешь аудиокассету на другую сторону, а там нечто настолько офигенное, что заслушанная до дыр первая сторона облегчённо вздыхает, раскланивается и уходит на покой, прихватив с собой бутылку виски. Вот такое чувство. Что касается уже ставших легендарными пяти сцен после титров, то они рассредоточены очень грамотно, никоим образом не диссонируют друг с другом и не выглядят лишними. Вас ведь именно это беспокоило, не так ли?
«Стражи галактики 2» дарят зрителю необыкновенный опыт. Это как бухать на спор, участвовать в поедании хот-догов, заниматься сексом, зашивать рваную рану и петь эстрадные хиты восьмидесятых, причём делать всё это одновременно. Тот самый вид искусства, которому мала любая форма.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: