КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Фиаско «Колец власти»: агрегатор Metacritic составил топ лучших сериалов 2022 года Ана де Армас — самая популярная звезда 2022 года по версии IMDb Кристиан Бэйл ведёт расследование в трейлере готического триллера «Всевидящее око» Голая и связанная «Непослушная» пассия Александра Петрова на первом постере эротической драмы Возвращение недобитого джедая! Star Wars Jedi: Survivors случайно обнародовала дату релиза

Восставший из ада

Hellraiser

Сибариты и сенобиты

Британец Клайв Баркер — человек многих талантов и разных интересов. Он и писатель, и сценарист, и режиссёр, и художник. Кроме литературы и кинематографа, Баркер отметился на поприще компьютерных игр, написав оригинальные сценарии для именных шутеров Clive Barker’s Undying и Clive Barker’s Jericho. Он работает в жанре хоррора специфической разновидности — сплаттерпанк, которому свойственны натуралистичные сцены кровавого насилия и гротескной фантазии.

Пусть Клайв Баркер не так знаменит, как Король ужасов Стивен Кинг, но и он внёс вклад в мировую культуру, породив как минимум двух узнаваемых монстров. Один из них — Кэндимен, сладкоежка с крюком вместо руки. Другой — Пинхед, мрачный Жрец ада, чьё лицо утыкано булавками. Булавкоголовый впервые появился в фильме «Восставший из ада» 1987 года, поставленном автором по собственному роману (где был безымянный прототип). Кино получилось настолько удачным, что за 30 лет наснимали целых 10 фильмов — и в каждом появлялся колоритный предводитель сенобитов, которого долгое время играл бессменный Даг Брэдли. Фактически Пинхед стал лицом франчайза.

В перезапуске 2022 года культовую роль впервые сыграла транс-женщина. Многих фанатов подобное кощунство сразу настроило на негативный лад. История знает немало примеров, когда фильмы, ещё на стадии производства щеголявшие толерантными и инклюзивными кастовыми решениями, разочаровывали зрителей. Получилось ли у нового «Восставшего из ада» снять это проклятие или он подтвердил правило, заняв место в длинном ряду неудачливых коллег по цеху?

Сюжет, если кто забыл, вертится вокруг наркоманки, проходящей 12-шаговую программу реабилитации. Рука об руку с пагубной привычкой идёт антисоциальное поведение — и девушка с лёгкостью подписывается на незамысловатое воровство. Итогом оного становится добытая шкатулка Лемаршана — древняя головоломка, способная открывать дверь Жрецам ада, сенобитам. И приходят они отнюдь не за фоточками и сувенирчиками. Их цель — грешные души, алчущие запретных удовольствий. Но под изысканными наслаждениями визитёры понимают жёсткий БДСМ, граничащий с вивисекцией.

Первая половина фильма строится по принципу большинства толковых ужастиков. Героиня сталкивается с необъяснимым явлением, после чего пытается докопаться до истины. Суть подобных сюжетов — без малого детективное расследование. В ход идут опросы причастных, подъём архивов, розыск информации и отработка зацепок. Параллельно сенобиты ведут кровавую жатву, появляясь по большей части на фоне и в расфокусе. Старый приём по нагнетанию саспенса, когда пугает не акула, а ожидание акулы. На этой стадии перезапуск работает хорошо, и складывается впечатление, что кино вышло удачным. Отдельно можно отметить стремление авторов тщательней раскрыть принципы работы шкатулки — подобных деталей лора не хватало в предыдущих картинах.

Но в какой-то момент количество выживших персонажей значительно сокращается, а командированные из ада наоборот, усиливают присутствие на экране. Сенобиты перестают прятаться и идут в атаку всей когортой, не скрывая от зоркого зрительского взора свой спорный дизайн — отказ от стильных чёрных прикидов тоже не всем придётся по вкусу. В этот момент кажется, что кульминация близко и через 20 минут всё будет кончено. Однако хронометраж едва перевалил за экватор. И вот тут начинаются серьёзные проблемы.

Оставшееся время можно было насытить визуальным пиршеством с адскими застенками и изощрёнными пыточными механизмами. Вместо этого накал страстей берёт паузу на перевязку ран и построение хитроумных планов. Главные монстры в буквальном смысле неподвижно стоят на заднем плане — делать им попросту нечего. Остаётся наблюдать за выжившими, которые, если честно, не так уж интересны в чрезмерно растянутой передышке перед финалом. И чем ближе к оному, тем ниже уровень интереса к происходящему.

Кроме затянутости повествования нельзя не отметить и священную корову современных трендов — инклюзивность и толерантность. Джеми Клейтон в роли Пинхеда ещё не худшее решение — она хотя бы не вызывает отторжения. Здесь и без неё этого добра хватает. Среди сенобитов акцент сделан на женщин, включая азиатку. В наличии гей-пара, причём у одного латиноамериканские корни, но это хотя бы можно списать на дань уважения к пристрастиям самого Баркера. Про «сильную и независимую» наркоманку в качестве протагонистки и говорить не надо.

Всё это запросто можно было бы простить, если бы сценарий намеренно потакал моде. Главными негодяями, разумеется, оказываются не фемосенобиты, а белые гетеросексуальные мужчины. Ради спасения правильного с точки зрения «прогрессивного» общества персонажа, погоня мучительно замедляется, тормозя и без того вялый темп. Зато, когда нужно оформить спасение в последний момент, сенобиты действуют быстро, без запинок и вменяемой логики.

«Восставший из ада» образца 2022 года, к сожалению, лишён смелости и дерзости, присущей молодому Баркеру. Несмотря на декалитры проливаемой крови, сдираемую кожу и прочее потрошение, ужастик получится беззубым, неспособным отойти от актуальных трендов. Внутренняя логика ломается, как кости, под гнётом чужеродного давления извне, обнажая тщательно замаскированную фальшь. Излишний хронометраж негативно сказывается на темпоритме, не привнося ничего существенно — одни лишь потуги соответствовать повестке.

И оттого вдвойне обидней за в целом увлекательную первую половину, снятую по всем канонам хорошего фильма ужасов, но бездарно слитую впоследствии.

   
   
Поделиться:
Алексей Абросимов
10 октября 2022

 
Оценка автора
Стерильно
Читательский рейтинг
50%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
9ЕВА
 
 
8Телеовощи – 473: Душные овощи
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 544: Квентин Тарантино наехал на Marvel, рождественские «Стражи Галактики», «Преступница Эмили»
 
2Ноль кадров в секунду – 450: В две бороды
 
11Телеовощи – 472: Дикпики как признание заслуг
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 543: «Чёрный Адам», «Чёрная Пантера 2», «В духе Рождества»
 
7ЕВА – 506: (Не) только про Re-Take
 
3Лазер-шоу «Три дебила» – 542: Дорогой Чебурашка, «Амстердам», «Призрачный патруль 2»
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме

Новые комментарии