КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
1 января в кино выйдет новая история про Чебурашку «Преступление и наказание» — дата премьеры и трейлер нового прочтения романа Достоевского The First Berserker: Khazan — CG-трейлер от братьев Руссо «Лaзep-шoy „Tpи дeбилa“» — пpямaя тpaнcляция Иккинг и Астрид прячутся вместе на новом кадре экранизации «Как приручить дракона»

Поддубный

Купить билетРамблер
Лубочный борец

«Легенда № 17» сделала своё чёрное дело, и мы долго будем пожинать мрачные плоды её успеха. Фильм Николая Лебедева доказал, что отечественный байопик о спортсмене может снискать успех и у зрителей, и у критиков, вдобавок собрав достойную кассу. А значит, теперь поджанр будут доить до тех пор, пока и тех, и других не начнёт тошнить. А потом ещё чуть-чуть. И «Поддубный» (хотя его взялись делать ещё до выхода «Легенды», но сути это не меняет) – это лишь первая ласточка.

Чем была хороша «Легенда № 17»? В ней присутствовал яркий харизматичный герой (даже два), в ней чувствовалась эпоха, в ней говорилось о спорте, о страсти и о мечте. Что из перечисленного есть в «Поддубном»? А ничего. Зрителю предлагают два часа наблюдать за простым как грабли запорожским казаком, который случайно попал в шоу-бизнес, а затем и в профессиональный спорт и которому ситуация не очень-то нравится, но он продолжает этим заниматься, потому что… ну, вот как-то так вышло. Вместо хоть сколько-нибудь деятельного героя – абсолютно инертное тело: так или иначе, всей жизнью киношного Поддубного управляют другие люди, а единственное самостоятельное решение он принимает практически в самом финале, да и то, скорее, от безысходности.

И, пожалуй, лишь та сцена показывает хоть какое-то развитие персонажа, и это при том, что события картины охватывают больше трёх десятков лет. А следить за биографией плоского, статичного и бездеятельного героя – удовольствие, мягко говоря, сомнительное. Однако, к чести Михаила Пореченкова, отметим, во-первых, его завидное внешнее сходство с прототипом, а во-вторых, то, что на фоне прочих артистов фильма, нередко куда более именитых, заслуженный Агент Национальной Безопасности не ударяет в грязь лицом. Другое дело, что абсолютно все лицедеи в «Поддубном» яростно, по-театральному переигрывают, из-за чего смотреть на них почти всегда неудобно, а временами и немножечко стыдно (сцена в магазине женского белья?), посему невелика заслуга. Надо думать, режиссёр Глеб Орлов до сих пор не отошёл от «Яиц судьбы» и требует от артистов примерно того же. Вот только манера игры, которая отлично подходила для сатирической комедии, основанной на телескетчах, в серьёзной биографической драме смотрится, мягко говоря, странно.

   
   

Итак, «Поддубный» не фильм про героя, ибо героя, в общем-то, и нет. Но, может, кино про силу духа (неисчерпаемая тема для спортивных и биографических драм)? Опять мимо: все победы даются Ивану чрезвычайно легко, и не как результат изнурительных тренировок и превозмоганий, а за счёт исключительных природных физических данных: равных противников просто не находится. Более того, неудача в самом буквальном смысле ломает героя, в первую очередь потому, что рушит его одномерное представление о мире и его месте в нём. Казалось бы, толчок к развитию персонажа. Но стоит ему оправиться – и всё возвращается на круги своя.

«Поддубный» – это и не фильм про эпоху: быт России и Франции на рубеже веков или США в 1920-е годы показан довольно условно и фрагментарно, а на фоновых исторических событиях авторы фильма стараются зрительское внимание не заострять.

Кино и не о спорте. Несмотря на то, что поединков в «Поддубном» хватает, все они скоротечны и совершенно не зрелищны (ежели, конечно, вас не привлекают хватающие друг друга за всякое огромные жирные мужики), да и про борьбу любопытный зритель из картины ничего не узнает. Едва кто-то из персонажей пытается говорить о тактике грядущей схватки или каких-либо других спортивных моментах – его моментально затыкают. Довольно быстро становится очевидно, что ни сценаристу, ни режиссёру борьба совершенно не интересна, а через это и зрителям на неё смотреть скучно.

Так о чём же тогда кино, что хотел сообщить своему зрителю режиссёр Глеб Орлов, рассказывая историю легендарного борца Ивана Поддубного? Если судить по финальной сцене – то о любви к Родине. Чувство, без сомнения, прекрасное и заслуживающее быть воспетым. Вот только предыдущее повествование к этому особо не вело: там шла речь, например, о семейных ценностях или о супружеских отношениях, а то и вовсе глубокомысленно ни о чём (хотя подразумевалось, наверное, что о загадочной русской душе). Оно – повествование – вообще разваливается на несколько мало связанных между собой историй из разных периодов жизни героя, которые вдобавок не всегда подаются в хронологическом порядке: основной сюжет время от времени прерывается вставками о жизни и борьбе 55-летнего Поддубного в США. Какое отношение означенные вставки имеют ко всему остальному – загадка. Разве что иначе никак не получалось втиснуть в сюжет пресловутую любовь к Родине, а без «приквельной» части «идеологическая» линия была бы невыносимо скучна.

В результате прилива патриотических чувств, на который, видимо, рассчитывали создатели, не случается. Остаётся ощущение, что авторы держат своего зрителя за простака, подсовывая ему лубочную агитку и надеясь на живой отклик. Лубок пользовался спросом во времена молодости Ивана Поддубного, но с тех пор прошла добрая сотня лет, и зритель стал значительно более требовательным. Аудиторию больше не купишь историями про Иванушку-дурачка, особенно если смотрятся они дешёво и неубедительно, да и сами по себе унылы и бессмысленны.

Впрочем, авторы «Поддубного» нашли способ похерить даже ту нехитрую мысль, которую они с грехом пополам выразили в финале. Для конечных титров из всего многообразия духоподъёмных фактов дальнейшей биографии Ивана Поддубного выбрали тот, который касается невостребованных средств на его счету в американском банке. Самого Ивана Максимовича, надо думать, те деньги особо не волновали. А вот создателям фильма они явно никак не дают покоя. Вот такая вот любовь к Родине.

Обсуждение рецензии
37 комментариев
Поделиться:
Владислав Никиткин
19 июля 2014

 
Оценка автора
Говно
Читательский рейтинг
64%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
2Телеовощи – 581: Полный улыбан
 
6Лазер-шоу «Три дебила» – 652: Первый трейлер «Супермена», дурной «Крейвен-охотник», «Еретик», новая «Мумия»
 
4ЕВА
 
 
3Телеовощи – 580: Демонический опыт
 
0Ноль кадров в секунду – 558: Консоль-Матрёшка
 
30Лазер-шоу «Три дебила» – 651: «Миссия: Красный», «Ручная кладь», экранизация «Рапунцель», «28 лет спустя», «Грязные ангелы»
 
3ЕВА – 612: Убиться об стену
 
4Телеовощи – 579: Отказывающие яйца
 
4Ноль кадров в секунду – 557: Точка входа в Цири
 
5Лазер-шоу «Три дебила» – 650: «Присяжный номер два», посредственная «Моана 2», кастинг «Гарри Поттера», «Ларго Винч 3»
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме