Как оказалось, индейцы Майя, когда составляли свой знаменитый календарь, акцентировали внимание совсем не на тех вещах. Чем зловеще пророчить катаклизменное наступление новой эры, гораздо дальновиднее с их стороны было бы возвестить невиданный урожай хороших русских фильмов за неполный 2013 год. Вот это была бы бомба. Сводки новостей, волнительные репортажи, оценки экспертов, томительное ожидание… А самое главное – не пришлось бы краснеть за весь этот неловкий казус с концом света – вот уж пёрнули в лужу так пёрнули, прогнозисты, блин. Другое дело – предсказание об отечественном кино. Человечество в кои-то веки познало бы радость оправданных надежд.
Как можно догадаться, «Марафон» — как раз один из представителей лучистой плеяды, которую составляют «Легенда №17», «Метро» и даже «Гагарин. Первый в космосе». Видок у него довольно непритязательный, зато за пазухой припрятан отличный сценарий. Тяжёлые атлеты комедия и драма как канат перетягивают его страницы на себя, стремясь оставить свой след в каждой графе. Это деловитое шебуршание эхом отдаётся в замечательных афористичных диалогах. Фильм у режиссёра Карена Оганесяна выдался, что называется, очень жизненным.
Персонажи получились сложные, взаправдашние и противоречивые. Примерно как доктор Хаус – с виду вроде хам и козёл, но зато в глубине души – тоже хам и козёл, но по-своему добрый. Так и герои «Марафона» — господа эгоистические, не чуждые слабостей, но в конечном счёте их человеческие качества берут верх над любыми пороками. Пореченков разве что иногда перегибает палку. Чтобы заглушить его спонтанное галдёжное грубиянство, приходится демонстрировать совсем уж настоящие чудеса гуманизма.
«Пока есть цель, жизнь продолжается».
Без огрехов, правда, не обошлось. Похоже, когда настал черёд писать музыку к фильму, у создателей внезапно закончились деньги, чем они нешуточно обидели композитора. В результате его гонорара хватило на сочинение лишь одной главной темы, которой он отомстил за нанесённое оскорбление всему людскому роду. Даже неясно, как можно было уместить столько наигранности, навязчивости и мелодраматичности в гибельном наборе звуков.
Когда этот трек раздаётся в первый раз, это вызывает недоумение. Второй – настороженность. В третий – нервы начинают конкретно шалить. …Когда его беспощадные аккорды вырываются из динамиков в 15-й раз, хочется рвануть в цыганский табор и броситься головой под ноги медведям, чтобы они хорошенько оттоптали уши, навсегда избавив их от всяких слуховых терзаний. Даже самый роскошный мотив быстро заосточертеет, если гонять его каждые пять минут. «Марафон» в этом смысле оборачивается чуть ли не пыткой.
Наслаждаться актёрской мимикой в основном придётся дальнозорким товарищам или счастливчикам, захватившим с собой бинокль. Трудно сказать, чем оператору насолили крупные планы, но их дефицит досаден, поскольку играют лицедеи будь здоров. Что Екатерина Васильева, что Михаил Пореченков в своих ролях с блеском передают все диаметральности характеров, уготованные им драматургами.
Как бы то ни было, общее впечатление складывается весьма благоприятное. Слишком долго российский кинематограф душил зрителя безысходной чернухой. У героев «Марафона», в общем-то, всё хуже некуда – хоть вешайся! – но они всё равно продолжают двигаться вперёд. Картина Оганесяна сильна в первую очередь правильными посылами. Даже труднейшие ситуации можно показать с юмором и долей надежды, а через каждое новое препятствие перекарабкиваться, не унывая и не теряя присутствия духа.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: