Для российского развлекательного кино (иные эстеты называют его «игровым») «Ночной дозор» (далее — НД), разумеется, натужный рывок вперед. Ноги пока путаются, язык заплетается, да и шатает — будь здоров, но впечатление он произвести стремится. О каком-либо безостановочном «фане» говорить не приходится, но то, что у Запада перестали просто тягать удачные приемы и теперь пытаются их осмыслить — радует, причем весьма. Не мозолит глаза и паскудный стереотип (установленный столь же паскудными фильмами) отечественных экшен, простигосподи, фликов — если в кадре присутствуют взрывы, стрельба и потасовки, то где-то поблизости непременно будут крутиться братки с распальцовкой и понятиями.
Впрочем, все это не более, чем лирическое вступление. НД — продукт еще и экспортный, да и один из принципов «Кино-Говно.ком» — не делать никаких скидок и поблажек «нашим фильмам». Препарируем на общих основаниях.
«Горсвет» vs. Тьма
То, что для нас — ААА-тайтл и культовая экранизация культовой книжной серии, для западного зрителя — тысяча пятидесятый по счету Б-муви «про вампиров». Живописать подачу сюжета можно какими угодно фразами, главное — не употреблять эпитеты превосходной степени. У незнакомых с бумажным первоисточником возникает слишком много вопросов, начиная с «при чем здесь комары?» и заканчивая «а чего это главного героя так колбасит в начале?». Кино-НД вообще имеет мало общего с книгой, и на этом фоне вся его сумбурность и все недосказанности выглядят странно и выставляют Бекмамбетова-сценариста в не самом лучшем свете — уж если пошел вразрез с оригиналом, то стоило хотя бы использовать эти отступления на пользу внятности сторилайна. А не делать непонятно с какой целью из «инкуба» Игната унылого жениха, половину фильма просидевшего в кузове «аварийки».
Плюс царящий на экране хаос… Не в том плане, что безостановочный мордобой и каша из спецэффектов, а в том, что многие сцены просто снимали как нравилось, не вылизывая и не выверяя каждый кадр. Результат — мельтешение предметов, героев и частей их тел сильно давит на восприятие, заставляя заниматься осознанным вычленением нужных деталей из вороха мусора, вместо того, чтобы делать это подсознательно и не отвлекаться от смакования происходящего.
Но как бы плохо не относился Тимур Норуахитович к своим операторам, с монтажерами он общий язык нашел — эпизоды состыкованы более-менее правильно, без провисаний. И тут же, будто бы в качестве компенсации, — совершенно убитые «сцены со скоростной ездой на спецмашине „ЗИЛ“» (назвать их «гоночными» рука не поднимается). Неудачные ракурсы, никакой драйв, полное отсутствие вкуса.
Глазами
На фоне всех вышеперечисленных огрехов компьютерные эффекты смотрятся на «ура» — их ровно столько, сколько нужно, в исключительно правильных местах и необходимых дозах. Говорить о том, что CG — жирный плюс к визуальной части НД не хочется, но так оно, увы, и есть. И плюс, и жирный. Соавтор сценария Сергей Лукьяненко недавно сказал: «Теперь у нас не пройдут спецэффекты за пять копеек. Теперь кино будут делать иначе», — и с этим утверждением можно согласиться. Всего лишь частично, потому что низкопробная мазня, конечно же, еще и как пройдет, по крайней мере в течение ближайших N лет. Но с тем, что у отечественных киноделов появился яркий пример для подражания, спорить глупо.
Некоторые сцены вставляют по самое не балуйся: несущийся по ночному городу состав метрополитена, над которым кружится инферно в виде вороньей стаи, древнее строение, возвышающееся прямо посреди Москвы (и наглая реклама «МТС» здесь, как ни странно, очень уместна) или исполненное с подачи Завулона «аварийкой» сальто.
К чести режиссера, одним CG дело не ограничивается. Великолепен весь кусочек фильма, связанный с появлением на сцене Ольги, — от доставания Гесером совиного чучела из коробки (кстати, очень жестокий ход сценаристов по отношению к этому персонажу) до обнаженной женщины, появляющейся за спиной Антона: «Испугался?» Хороших моментов, слава богу, хватает, и перечислять их все до единого — дело утомительное. Пожалуй, не менее утомительное, чем перечисление моментов потенциально зрелищных, но проваленных съемочной командой.
Трудная работа
Истинным поклонникам книги взирать на экранизацию «Ночного дозора» с беспристрастностью человека, пришедшего в кино полюбоваться на фильм, а не позубоскалить насчет «утери духа», «надругательства над первоисточником», «несоответствии киногероев своим книжным прототипам» и о чем там еще любят посудачить ярые книголюбы, — очень сложно, если не сказать большего. Когда по причине стократного перечитывания каждая страница гениального произведения отпечаталась в памяти как строчки Договора, «несоответствия» и «надругательства» выискиваются на счет раз, и отмахнуться от них не так-то просто, как кажется поначалу.
Первые полчаса экранного времени расхождения с книгой до того сильны, что фанатский мозг начинает потихоньку коротить. Представьте себе, что Фродо оказался садовником в доме Сэма, который, в свою очередь, обнаружил прямое родство с Гэндальфом, затем вообразите, что Всевидящее Око превратилось в Незакрывающийся Рот, а из битвы при Хельмовой Пади исключите эльфов, урукхаев и Арагорна. Тогда, и только тогда вы получите отдаленное представление о том, что случилось с сюжетом «Ночного дозора» при переносе на большой экран.
Чтобы привести голову в порядок и отрешиться от «того, как должно было быть», начав воспринимать фильм «таким, какой он есть», требуются недюжинные усилия. По счастью, оно того стоит — персонажи оказываются вполне (хотя и зачастую совсем не так, как в книге), а сюжет не рассыпается на мелкие кусочки, хотя, как уже упоминалось чуть выше, и оставляет людей, незнакомых с первоисточником, в легком замешательстве.
И нет ничего дурного в том, что киношный «Ночной дозор» обрел свою собственную жизнь и начал развиваться в несколько ином направлении, нежели первоисточник. Ведь почти все то, за что многие так любили и продолжают любить книгу — интрига, незаурядные персонажи, динамика повествования, к примеру, — перекочевало и в фильм. Пусть даже местами далеко не так, как хотелось Автору или Читателям.
«Ночной дозор» — зрелище как минимум увлекательное и небанальное. Очень хочется верить в то, что второй и особенно третий фильмы не уронят планки, а наоборот – поднимут ее на еще большую высоту.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: