Есть и есть на свете более подходящий способ начать рецензию на фильм по мотивам вселенной, выдуманной Сергеем Демиурговичем Лукьяненко, то мы его, уж простите Гесера ради, не знаем. Точнее, даже и знать не хотим так и запишите в протокол. На кой черт изобретать велосипед, когда по улице вовсю носятся байкеры на мотоциклах с колясками? С удачными вступительными фразами та же петрушка. Сколько их не повторяй, не переиначивай на разные лады хуже, преснее не становятся. А посему
Данный фильм реабилитирует дело Света.
Ночной дозор
Данный фильм реабилитирует дело Тьмы.
Дневной дозор
В иных странах, где киноиндустрия иногда на секунду забывает, что она прежде всего индустрия, и ощущает боль в районе паха (то подают голос фантомные спазмы давно уже удаленного аппендикса искусства), происходят невероятные вещи. По небу пролетают олени верхом на Санта Клаусе, с Джомолунгмы раздается оглушительный свист креветки, а дождичек идет сто двадцать пять четвергов кряду. В подобные моменты продюсеры отказываются одобрять сиквелы «Сорвиголов», а создатели «Дня независимости» качают головой и говорят, что тема исчерпана.
Нам, однако, на подобное чудо рассчитывать не стоило география не та. «Ночной дозор», с присущей «первым ласточкам» коллекцией шероховатостей и недочетов, но при всем при том рекордной кассой и большой народной любовью был обречен на продолжение, как абсолютно здоровый вьюноша обречен на обязательно-принудительное исполнение интернационального обряда любви к Родине.
И вот ведь что самое удивительное шансов на какое-либо улучшение было немного. Когда первый фильм бьет все рекорды к такой-то матери и оскверняет тела конкурентов, сиквел, как правило, идет проторенной дорожкой, а то и вовсе сворачивает куда-то налево, в невообразимые дебри и глушь. Ну кто в здравом уме и трезвой памяти мог предположить, что разум восторжествует? Что критика будет принята к сведению, а природу курочки Рябы селекционеры из «Первого» подвергнут серьезным изменениям, вставив в нее генную цепочку динозавра?
Теорема Куарона-Ньюэлла
Братцы-книголюбы из числа тех, кто держит под кроватью вилы, топоры и прочие орудия сельскохозяйственного труда на всякий пожарный случай «надругательства над первоисточником». Не стесняйтесь, доставайте свой нелегкий инструмент русского бунта и отправляйтесь в рейд по Москве искать съемочную группу «Дневного дозора». А когда найдете предайте ее очистительному огню, ибо на вас наконец-то положили, да еще и со вселенским прибором. Причем положили так ловко, что даже мы такие отъявленные фанаты книжного сериала, каких еще поискать не имеем ничего против.
Потому что мир Бекмамбетова зажил наконец-то по собственным законам. Без оглядки на первоисточник и без особых сожалений, что священных коров пришлось поощрить хворостиной к бегу до горизонтов и дальше. Многие сюжетообразующие книжные персонажи получили выходное пособие и отправились в теплые страны поправлять здоровье. Оставшаяся публика обрела не подразумевающийся, а вполне конкретный смысл и набор действий.
Пришла и некоторая сложность, которая кого-то с непривычки может сбить с толку. История больше не напоминает по консистенции больничный бульончик, который легко всасывается через трубочку. Она, скорее, смахивает пучок проводов сюжетных линий, туго скрученных в один толстый жгут и защищенных от постороннего воздействия трубочкой из изоляционного материала. Происходящее надлежит осмыслить, и желательно напрячь извилины посильнее тогда второстепенные, казалось бы, персонажи оказываются едва ли не ключевыми, а малозначительные события оборачиваются значимыми.
И при всем при этом присущая книгам Писателя атмосфера никуда не улетучилась. Вот же она, родимая, на самом видном месте! Искать и ловить не надо сама постучится в дверь, напросится в гости и останется ночевать. А поскольку в случае с «Дневным дозором» пресловутая атмосфера складывается из тщательно прописанной любовной линии (точнее, линий, коль скоро их тут не одна и даже не две) и изящества кинорешений, то мы уж, так и быть, уделим внимание и тому, и другому.
Большое чувство
С любовью в фильме все настолько хорошо, что впору величать его не «городским фэнтези», и уж тем более не «фантастикой», а натуральной «мелодрамой» в самом хорошем и возвышенном смысле этого слова. И дело даже не отношениях Антона Городецкого со Светланой, которые вроде как проходят через сюжет красной нитью, а в несколько другом едва ли не каждый персонаж «Дневного дозора», вывернув наружу карман со своими мотивациями, непременно обнаружит среди них то самое чувство, ради которого в этом мире и творится большинство добрых и не очень дел.
Именно поэтому сильнее всего разочаруются в картине те, кто пришел в кинотеатр поглядеть на эпическую борьбу Света с Тьмой, пусть не явно, но все же посуленную «Ночным дозором». Ибо Антоном, Светланой, Егором, Алисой, Костей и его отцом в общем, и Светлыми, и Темными всеми ими движет именно любовь. А уж к мужчине или женщине, к сыну или отцу сие не столь важно. Равно как и героям «Дневного дозора» порой становится плевать на свою и чужую принадлежность к какому-либо из «иных» лагерей.
Самых отъявленных скептиков-станиславских спешим успокоить и, быть может, где-то разочаровать по уровню актерской игры сиквел с легкостью затыкает за пояс первую часть, да и в отрыве от нее смотрится молодцом. Особенно шокирует перемена, произошедшая с Жанной Фриске такое ощущение, будто все свободное от съемок и гастролей время экс-«Блестящая» проводила на курсах актерского мастерства, которые в итоге пришлись очень даже ко двору. Верим, однозначно верим!
Без натяжек великолепен Хабенский актеру блистательно удаются все эпизоды, включая и те, где ему приходится играть женщину в мужском теле. Очень хороша что самое приятное, не только в плане лицедейства, но и чисто внешне Мария Порошина. Гадкий утенок из «Ночного дозора» превратился в очаровательную, трогательно влюбленную в отца Темного подростка и от этого еще более симпатичную Светлую девушку. Чем не чудо?
Своими глазами
Взяв курс на очеловечивание «Дневного дозора», создатели фильма весьма оригинально обошли множество подводных камней, о которые нет-нет, да царапалось днище «Ночного дозора». Недостаток привычной по фэнтези-лентам магии, о котором так сильно сокрушались многие фанаты литературной основы, слегка исправлен в угоду зрелищности, но не доведен, хвала Аллаху, до уровня каких-нибудь там «Зачарованных» и иже с ними.
Самый наглядный пример Плеть Шааба, любимое оружие Завулона, которым глава Дневного дозора пытается достать «переодетого» Городецкого в книге. Получил ли вышеозначенный акт магического насильственного действия свое законное воплощение в фильме? Еще как получил! Зрелищно и деструктивно, но в виде попавшихся под горячую руку проводов линии электропередачи, а не в образе волшебного кнута. Вот именно это и хочется окрестить изяществом и виртуозностью когда волки не возмущаются, а овцы ни о чем таком даже и не догадываются.
В актив настоятельно просим записать и по-человечески реализованный Сумрак не «такое место, где комары пищат», а чуждую людям (точнее, иным) среду. Визуальные параллели с другими фильмами проводить нет никакого желания по нескольким причинам: во-первых, это почти тот Сумрак, что когда-то описал в бумажном «Ночном дозоре» Лукьяненко, а во-вторых, бросающегося в глаза сходства с каким-нибудь «Константином» или «Властелином колец» (помнится, Бекмамбетов со товарищи очень сильно горевали, что «Братство кольца» спутало им все карты своим «кольцезрением») просто-напросто нет.
Словом, дневнодозоровский Сумрак однозначный предмет гордости наших компьютерных кудесников. По большому счастью, не единственный и даже не самый большой.
Мы знаем кунг-фу
Ей богу, грешно ругать увлекающиеся натуры, в запале теряющие чувство меры. Ребятки, родные, да расслабьтесь вы уже, забейте на Голливуд, перестаньте доказывать, что мы не хуже. Пора, ой, как пора избавляться от коммунистических лозунгов, реликтов эпохи ударных пятилеток. Когда фильм обрамляют такие бесподобные вступительные и заключительные титры, а сцена разрушения стольного града Москвы дает нешуточный повод проверить, на месте ли нижняя челюсть или давным-давно пробила пол и очутилась где-нибудь в районе казино, расположенного этажом ниже, уместно ли цитировать голливудские блокбастеры, да еще и не всегда из числа самых хороших?
Благо, подобных моментов в «Дневном дозоре» раз, два и обчелся, зато чистейшего визуального пиршества хоть лопатой ешь и ведрами запивай. Что еще важнее непомерное количество спецэффектов никогда не перешибает качество, да и приснопамятных «финчеровских» завихов а-ля «Ночной дозор» не наблюдается. И ежели вам, к примеру, алискино ралли по гостинице «Космос» показалось неуместным или излишне выпендрежным, то вы, надо полагать, просто-напросто не оценили юмор ситуации. Ничего, бывает.
Вдогонку и с некоторым изумлением заметим, что клиповая манера съемок, оказывается, творит на большом экране настоящие чудеса, когда оператор не страдает от эпилепсии или хорошо опохмеляется. Тому свидетельство и открывающая секвенция нападение великого воина (и это очень заметно по фильму) Тамерлана на город, в котором хранится Мел судьбы, и многие другие эпизоды «Дневного дозора». Вот оно как получается, если снимать фильмы с чувством, с толком, с расстановкой.
И хорошо бы все грядущие отечественные кинополотна писались в полном соответствии с этим нехитрым правилом. В конце концов, если им не стал манкировать «Первый фильм года», то почему бы его примеру не последовать остальным?
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: