КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Сидни Суини возглавила топ-10 главных звёзд 2024 года Сериал «Преступление и наказание» лишился даты премьеры «Джокер: Безумие на двоих» улучшил антирекорд «Капитана Марвел 2» по падению сборов Создатель «Игры престолов» рассказал, что не так со вторым сезоном «Дома Дракона» Крис Пратт и Милли Бобби Браун вооружены и очень опасны на кадрах постапокалипсиса «Электрический штат»

Шпион, выйди вон!

Tinker, Tailor, Soldier, Spy

Шпионская рутина

В монолитном и достаточно однородном потоке современного кино существует очевидный дефицит производственных драм, посвящённых трудовым будням обладателей некоторых специфичных профессий. По большому счёту, в голову сходу ничего, кроме последних работ Даррена Аронофски, и не приходит – однако едва ли кто нуждается в пояснениях, что в историческом процессе разделения труда и выделения специализаций предусмотрено куда больше занимательных ремёсел, чем снято фильмов на подобную тематику.

И совершенно несправедливо мало внимания уделяют непростому административному труду шпионов и прочих лазутчиков, которые с лёгкой руки творцов вроде Яна Флеминга в глазах несведущей общественности превратились в бессмертных суперменов, черпающих энергию и жизненные силы из мартини, дорогих автомобилей и плоти красивых дам.

Джон Ле Карре – некогда практикующий сотрудник британской разведки, затем автор серии книг о рутине спецслужб в условиях холодной войны и создатель филера-интеллектуала Джорджа Смайли, полноправного преемника умственных регалий Шерлока Холмса, – всегда позиционировал свои работы как нечто противоположное идеям «Бондианы», а также самому духу шпионской романтики в целом, опираясь в первую очередь на реализм и достоверность.

В литературе подобное противопоставление работает прекрасно – скрупулёзное и серьёзное описание вопроса за авторством бывшего специалиста (но бывают ли шпионы бывшими?) заметно выигрывает за счёт деталей и натурализма по сравнению с плодами воображения прочих фантазирующих товарищей, которые в силу отсутствия соответствующего жизненного опыта не имеют столь чёткого представления о предмете своего творчества.

Однако весь залог богатства и ценности первоисточника – важные мелочи, детали нагнетаемой атмосферы и антуража, обоснование хитросплетений судеб и отношений героев – всё это, само собой, совсем уж без потерь в двухчасовом кино воплотить невозможно. Вряд ли для кого предыдущая мысль окажется невероятным откровением, ведь экранизации не самых плоских на свете произведений с самобытным сюжетом – процесс всегда небезболезненный и требует вдумчивого подхода при преобразовании материала в новый формат.

   
   

Поэтому сама природа этой истории про поиски «крота» внутри верхушки британских спецслужб в какой-то степени оказывается антикинематографичной – слишком много сюжетных линий, различных мотивированных персонажей, перемен мест событий и времени действия наваливается на неподготовленного зрителя. И каждая сцена, каждый диалог, каждое событие являются важными для понимания и анализа, оказывая сильное влияние на дальнейшее повествование и ближе к финалу собираясь в единую картину.

А когда наконец открывается правда о личности двойного агента – удара обухом неожиданности по голове не происходит, да и желания выкрикнуть «Ни хрена ж себе, как это мог быть он?», в общем-то, тоже. Знакомые с книгами и без того осведомлены о всяких нюансах, а если с трудами Ле Карре дружбы не завязалось и вы не имеете представления о биографиях и личностях всех действующих лиц, принимавших участие в предыдущих романах серии, то и какого-то сильного чувства от раскрытия главной тайны тоже ожидать не следует.

Но не пугайтесь, «Шпион, выйди вон!» предназначен не только лишь для одних почитателей творчества сложивших полномочия спецагентов. Даже несмотря на некоторую сложность восприятия сюжета, кино всеми силами старается быть лояльным и к самому несведущему зрителю – пусть целиком изящество и красоту замысла оценят в итоге далеко не все, но при минимальной концентрации и у человека бесконечно далёкого от реалистичных шпионских романов вряд ли останутся вопросы к сюжету по существу.

К тому же, в кино и помимо драматической составляющей определённо есть на что посмотреть. Не сомневаемся, что вас не оставит равнодушными гнетущая и тревожная атмосфера холодной войны с запоминающимися посещениями Будапешта, Лондона, Парижа и Стамбула – спасибо отличной работе оператора и художника-декоратора.

Сложно не упомянуть (а скорее, не залиться слащавыми, но искренними дифирамбами на пару абзацев) и лучший актёрский состав в этом году, где особенно блистают Марк Стронг, Том Харди и, конечно же, Гэри Олдмэн, явно заслуживающий самых высоких наград за свою роль местного протагониста. А российскому зрителю дана возможность испытать ряд особых эмоций (каждому – своих) благодаря коротким, но важным с сюжетной точки зрения ролям Константина Хабенского и Светланы Ходченковой.

И, в конце концов, всякому любознательному зрителю, несомненно, будет интересен и такой, куда более реалистичный и серьёзный взгляд на работу настоящего разведчика. Всё-таки не столь часто у нас есть возможность пережить подобный опыт.

Обсуждение рецензии
40 комментариев
Поделиться:
Евгений Кузьмин
24 декабря 2011

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
82%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
1Телеовощи – 580: Демонический опыт
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
30Лазер-шоу «Три дебила» – 651: «Миссия: Красный», «Ручная кладь», экранизация «Рапунцель», «28 лет спустя», «Грязные ангелы»
 
3ЕВА – 612: Убиться об стену
 
4Телеовощи – 579: Отказывающие яйца
 
3Ноль кадров в секунду – 557: Точка входа в Цири
 
5Лазер-шоу «Три дебила» – 650: «Присяжный номер два», посредственная «Моана 2», кастинг «Гарри Поттера», «Ларго Винч 3»
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
1Ноль кадров в секунду – 556: Неделя успехов
 
 
3ЕВА – 611: Колхозники и китаянка
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии