В чёрном, чёрном доме...
«Женщина в чёрном» – кино занятное. Не хорошее, интересное или страшное, а именно занятное. Дело в том, что если оценивать его как вещь в себе, то получится довольно тоскливый и начисто лишённый жизни (и в этом смысле форма идеально соответствует содержанию) фильм, но достойно исполненный, с использованием проверенных временем и отточенных поколениями ходов и приёмов. Ничего примечательного – умеренные оценки зрителей и вечное забвение. А вот если рассматривать его в контексте…
Как фильм ужасов «Женщина в чёрном» крайне предсказуема, если не сказать скучна. Пугают зрителей хрестоматийным и давно опостылевшим методом: с помощью внезапных громких звуков и неожиданно выскакивающих из-за угла страшных рож. Ни о какой атмосфере в таком балагане, понятно, говорить не приходится. И это при том, что в фильме есть вполне располагающие шикарный мрачный особняк-на-болоте и хмурая маленькая деревенька с угрюмыми и неприветливыми жителями. А вот атмосферы почему-то нет.
Создателям стоило бы поучиться у испанских коллег из «Приюта», которые в куда более жизнерадостной обстановке, обходясь почти без призраков в кадре, умудрились нагнать такой жути, что хватило бы на пять «Женщин в чёрном». Или, как минимум, выработать понимание, что чопорные английские призраки – совсем не то же самое, что ушлые загробные японки, которым для умелой игры на зрительских нервах и вовсе не нужен никакой антураж, не говоря уже об особенной атмосфере. Эти могут запросто заставить поседеть, появляясь даже в коридоре бизнес-центра в разгар солнечного дня. Неупокоенным же британкам для комфортного пугания совершенно необходимо создать правильное окружение, настроение и впечатление. И вот с этим-то у «Женщины в чёрном» серьёзные трудности.
Но не пугалками едиными живы хорошие притчи о призраках. Как насчёт интересной предыстории, мрачных тайн и загробных пророчеств – проще говоря, сюжета? И здесь кино тоже не поражает воображение, предлагая пересекающуюся с детскими страшилками историю об обиженном при жизни мстивом духе, объектом мести которого уже давно становятся случайные люди, и попытках от этого духа избавиться. Ни сама история привидения, ни попытки с ним совладать опять-таки у человека, хотя бы поверхностно знакомого с образцами призрачного жанра, ничего, кроме скуки и раздражения, не вызывают – настолько всё неоригинально.
«Не гоняйтесь за тенями, Артур».
Занятно иное. Львиную долю экранного времени мистер Киппс в одиночку блуждает по дому, изучая найденные бумаги, достаточно активно взаимодействуя с обстановкой и решая нехитрые задачки. К примеру, чтобы открылась запертая дверь, герой должен иметь при себе топор, а чтобы прочитать послание на стене, ему нужно найти небольшую дырку на обоях, которую можно расковырять. Опытные геймеры уже наверняка почуяли, откуда ветер дует. Намеренно или нет, но вся суть, структура и смысл игрового процесса классических квестов перенесены на киноэкран, причем смотрятся там совершенно органично. Оказывается, очень даже кинематографичный игровой жанр.
Второй занятный момент (а заодно и главный маркетинговый таран картины) – исполнитель главной роли. Но, увы, ответ на вопрос «Есть ли жизнь после "Гарри Поттера"?» придётся искать в другом месте. Мало того, что «Женщина в чёрном» сама по себе духовно близка мрачным последним частям поттерианы (к слову, самому титульному призраку в плане жути далеко до дементоров), так ещё и главный герой уж больно смахивает на Гарри. Тот же отважный и самоотверженный, но интеллигентный молодой человек (пусть и несколько старше Поттера), попавший в крайне непростые жизненные обстоятельства и вынужденный с ними справляться. Правда, в отличие от Гарри, практически в одиночку. Даже не приходится шибко напрягаться, чтобы представить, что перед нами слегка заматеревший, родивший ребёнка и потерявший волшебную палочку, но всё тот же Гарри Поттер. Дэниэл Рэдклифф, видимо, всё понимает и играет соответственно. Но горячие поклонники киновоплощения очкастого волшебника наверняка будут довольны – практически ещё одна, неканоническая, серия поттериады.
Таким образом, «Женщина в чёрном» больше всего напоминает старательно написанное школьное сочинение – в полном соответствии с шаблоном, который уже успели замусолить предыдущие поколения учеников. Работа качественная, материал усвоен, кое-где даже видны робкие попытки его обработки. Но подлинным творчеством или независимым мышлением здесь и не пахнет. Можно ставить или тройку, или четвёрку – на усмотрение преподавателя.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: