Михаил Судаков: Здравствуйте, товарищи. В эфире «Лазер-шоу „Три дебила“», спецтема. Нам наш чудесный, замечательный спонсор под никнеймом Фан-клуб Рыжей Мишелевны заказал такую тему: «Рецензии, за которые вам стыдно, и почему. Самые спорные рецензии». Вот.
Евгений Кузьмин: Да, мы, сразу говорю, немножко эту тему расширим, потому что как таковых рецензий, за которые… либо стыдно за форму, либо за содержание, конечно, наверняка есть у каждого, хотя бы по одной, но я просто в целом расскажу зашквары с моей стороны с точки зрения непрофессионализма в этой сфере. Начнём, конечно, с лучшего: Юра, расскажи про рецензию на «Атаку клонов».
Юрий Лущинский: Иди на хуй. Нормально, да?
ЕК: Я просто всем советую: зайдите на сайт kritikanstvo.ru, наберите в поиске «Звёздные войны: Атака клонов»…
МС: А почему не на «КГ» зайти?
ЕК: Потому что там тяжело, наверное, найти через поиск.
МС: В поиске «Атака клонов».
ЕК: А работает?
МС: И заходите на страницу рецензии тупо и листаете на первую страницу.
ЕК: Ну это долго. Короче, неважно, в любом случае можно тем или иным способом найти…
МС: Евгений, хотел бы прорекламировать «Критиканство», так бы и сказал.
ЕК: Да нет, мне просто реально проще, даже когда я готовился, я открыл список своих рецензий и… нашёл все зашквары. Так вот… «Атака клонов». Там были какие-то фразы капсом написаны, чтобы лучше доходило до читателя…
ЮЛ: Да?
ЕК: Да-да, серьёзно.
ЮЛ: Ужас какой. Надо вымарать всё это дело.
ЕК: С оценками и тезисами я согласен.
ЮЛ: Даже так?
ЕК: Да. Но форма, конечно, была такая…
МС: Там если…
ЕК: Ты как редактор скажи, как ты…
МС: Если что, в первой версии там было в конце… ты ж поставил оценку в «Миллерах».
ЮЛ: Да, в пиве…
МС: Там пять из пяти «Миллеров».
ЕК: Юра тогда ещё пил пиво, да?
МС: Да, он пил Miller исключительно, но тем не менее.
ЮЛ: Пытался…
ЕК: Почему пытался?
ЮЛ: Не знаю, думал, моё или не моё.
ЕК: А. Ладно, окей. Ну и чего?
МС: Всё очень просто: нам нужна была первая рецензия… вторая, на самом деле, как выяснилось, но это одна из первых рецензий на «КГ», и Юра сходил, мы сходили, посмотрели, Юра написал, я сказал: «Нормально». Я тоже редактор тот ещё был, охуенный, я говорю: «Всё хорошо, всё покатит». Так и выложили. Но опять же, с тезисами-то я был согласен.
ЕК: Да-да-да. Ну конечно, писательское мастерство Юрия… причём я даже последил, я потом почитал твои рецензии следующие, у тебя уже буквально следующая была нормальная, а уже через две хорошая. В принципе, планка у тебя не падала.
ЮЛ: Я, наверное, просто думал, как писать, скорее всего. Я думал, что нужно писать большие рецензии…
ЕК: У вас очень длинные рецензии были. Вспомни вашу рецензию, даже, по-моему, ты писал, на «Тёмного рыцаря», я что-то тоже смотрел её, она, блядь, мне кажется…
ЮЛ: Идёт и идёт, идёт…
ЕК: ...тысяч на 12 знаков, сейчас рецензии дай бог на три — на четыре получаются.
МС: Кстати, сейчас, когда я писал на «Укрась...», я в итоге абзацев на восемь… я думал, я сейчас абзаца на три напишу и отмучаюсь, грубо говоря, а что-то написал три абзаца и такой: «А что-то я про кино-то ещё не начал». И как обычно, и похуярил, и восемь абзацев, или сколько там получилось. Выяснилось, рука-то помнит.
ЕК: Вообще, я вот так вот, опять же… я был одно время просто вашим читателем, читал ваши тексты, мне они очень нравились, мне нравились обороты, мне нравилось, что вы по три абзаца вступаете всякими метафорами, аналогиями, а потом, собственно, про кино ещё пять-шесть или десять абзацев, а если совместные… У вас на что была рецензия длиннющая? По-моему, на «Миссию...» А, на «Пиратов Карибского моря 3», она, блядь, вот такая была, вы там просто вдвоём ещё написали, просто на…
МС: Может быть.
ЕК: Нет, нормально написали, просто сейчас я понимаю, что в современном интернете, в 2018 году такие лонгриды очень дорогие в производстве… ну и с точки зрения таланта, опять же, всё-таки какого-никакого, но в принципе, вы хорошо тогда писали, ну и сейчас, наверное, если есть…
ЮЛ: Можем что-нибудь написать, что-нибудь хорошее.
ЕК: Да.
ЮЛ: Новости-то хорошие получаются.
ЕК: Да. Сейчас, конечно, такое… всем советую, почитайте рецензии этих двоих на «Тёмного рыцаря», на «Пиратов Карибского моря 3» — действительно там есть…
ЮЛ: До сих пор считаю, что рецензия на «Константина» одна из моих лучших.
ЕК: Там есть что-то литературное, и сейчас в интернете вы таких текстов про кино не встретите, даже Юра потом эволюционировал в мнение, где на три абзаца, и в принципе, так же ёмко передавал, просто короче. Раньше витиевато было модно писать, сейчас, конечно, коротко.
ЮЛ: Нет, когда каждый дурак начал писать рецензии на кино, это просто обесценилось.
ЕК: Да-да-да.
ЮЛ: Это просто никому не нужно стало, в первую очередь нам. А раньше-то, когда писались рецензии… мы, опять же, расширяем тему, тогда казалось: «У! Я стою на страже ваших времени и денег!»
ЕК: Да! «Несу ответственность за это».
ЮЛ: Теперь только несу ответственность перед собой в плане того, что…
МС: Сейчас ты напишешь рецензию, а тебе скажут: «Ну что, опять хуй в рот, да, взял диснеевский?» Ты такой: «Ай, и ладно».
ЮЛ: Да-да… да не в этом дело. Потом я пришёл к теме, что сначала нужно какую-то шутку придумать хорошую для рецензии, а вокруг неё построить рецензию.
МС: Окей, fair enough.
ЮЛ: Да-да. А по поводу «Войны клонов» — да, конечно…
МС: Не, всё очень просто: мы тогда форму не нашли.
ЮЛ: Да, мы не нашли форму.
ЕК: Да у вас форма, я посмотрел, довольно быстро после этого пришла.
МС: Да, о чём и речь, мы нашли её вот так: раз, раз — и всё, она уже готова.
ЕК: Видимо, отколупалась от Game.EXE форма, да?
МС: Ну очевидно, конечно, это не могло не повлиять, особенно что все читали, опять же, я работал там, то как без этого.
ЮЛ: Я считаю, что вторая… не то чтобы мне за неё стыдно…
ЕК: Да для первого текста нормально.
ЮЛ: Не-не, Евгений, просто за то что… за не то, что я даже написал, за рецензию, я, правда, не читал её и даже сейчас не стал перечитывать, на «Мужской сезон: Бархатную революцию».
МС: А!..
ЮЛ: Серьёзно. Потому что фильм, который сейчас все со страшной силой хуесосят, но тогда он как-то дико понравился почему-то, опять же, ни одной никогда продажной рецензии не написал, всегда писал то, что думал на тот момент, точно так же, как и «Ночь в музее 2», дважды просмотренная, казалась охуительной, смешной комедией, и, наверное, два года назад, когда я попытался пересмотреть, она уже такой не казалась.
МС: Да-да.
ЮЛ: Ну хотя те же самые шутки…
МС: ...они работают.
ЮЛ: …они до сих пор очень смешные, типа… это было супер дико смешно почему-то, я не знаю, наверное, возраст такой был. Надо понимать, что мнение же постоянно меняется, постоянно меняется, ничто на одном месте не стоит, но вот… почему тогда мне так зашёл вот этот вот «Мужской сезон: Бархатная революция», я не понимаю.
МС: Не, мне тогда тоже зашло, мы же вместе…
ЮЛ: И зашквар нам обеспечил Андрей Ом, который постоянно приходил в рецензии, давал отсылки и на «Принца Персии», и на…
ЕК: Я помню сообщество «Махмуд позвонит», там была запись Андрея Подшибякина, я помню наизусть его отличную фразу и иллюстрацию к этой фразе, где он приводит какую-то цитату на этот фильм… вообще, что характерно, я рассказывал, мне тогда фильм понравился, я пересмотрел недавно — полное говнище, ну ладно.
ЮЛ: Как раз Андрея опередил в развитии.
ЕК: Так вот… Наоборот. И Андрей написал: «Каждый раз, когда Всеяредакция использует кулинарную метафору, Врен убивает страпоном котёнка».
МС: Это было смешно.
ЕК: И потом такая картинка, где котик ползёт по одеялу, что-то видит, резко отпрыгивает и врезается в стену, и там подпись: «Всеяредакцию запалили на „джинсе“». Это смешно было, это было креативно.
МС: Это тоже смешно, да. Не, он, конечно, страшную хуйню нёс, потому что человек, который рецензии писал по трейлерам, это было очевидно, он на этом палился многократно, и этот человек что-то про «джинсу» блеет — это, конечно, смешно. Но чего у него не отнять, так это образности мышления.
ЕК: Да-да.
ЮЛ: И чувства юмора, конечно.
МС: Да, это правда, тут вот как ты ни относись к Ому, но это у него было, это правда.
ЕК: Я могу про свои зашквары рассказать, я очень много уже писал за рамками «КГ», и так как я это делал исключительно в погоне за коротким рублём… а, за длинным рублём, так правильно говорить. Я, конечно, допускал массу зашкваров. Ох, с чего бы начать? Ну, например, с того, что я работал на одном сайте, не буду говорить его название, он уже почил в… короче, он закрыт. Короче, это был некий сайт про мобильный телеком, скажем так, который вроде существовал, как я понимаю, в рамках какого-то распила бюджета в течение аж двух лет, там писали люди про Android, про iOS, про приложения и про игры, и зачем-то там решили завести рубрику про обычные игры, мне знакомый предложил, предложили тогда, это было давно, аж 20 000 рублей в месяц за то, что мне нужно было писать две новости в день и одну рецензию в неделю. Тогда это был good deal, и работа непыльная, и так очень много играл, практически во всё, но, конечно, я переоценил свои силы, и писать полноценную рецензию на одну игру в неделю я не смог. Тут я, конечно, пришёл к выводу, что игровая журналистика — это тупая работа, потому что с точки зрения производства рецензий очень много нужно потратить времени, чтобы игру пройти, проанализировать, при этом ещё написать рецензию, это, конечно, получалось экономически нерентабельно. И я забил хер, я в игры играл… допустим, проходил одну в месяц, а остальные три игры — я смотрел час или два часа или перечитывал чужие западные рецензии и делал компиляцию, но чуть-чуть играл, составлял своё мнение, то есть там было моё мнение, но там был обзор. Потом мы ещё, помню, с Гринбергом спорили, он говорил, что нужно писать рецензии на игры, только полностью их пройдя, а ещё лучше дважды…
ЮЛ: Выбить платину, все дела.
ЕК: Это полная хуйня.
МС: Я потом (если что, ты в курсе, наверное) сказал, что нет, этой хуйне на «КГ» больше не бывать и рецензии можно и нужно писать в определённые сроки, в разумные, разумеется, писать рецензию на RPG, поиграв пять дней, — это хуета, конечно, полная. Ну, может, ты и написал бы, но…
ЕК: Я б за вечер написал.
МС: На такие вещи можно дать больше времени, недели две хотя бы, но если ты, грубо говоря, месяц в неё дрочишь, ну не надо дрочить, если хочешь, напиши тогда потом поствпечатления, грубо говоря.
ЕК: Гринберг же пишет… что он там писал-то? «А вдруг там концовка плохая?» Блядь…
МС: Не-не, я говорю, вопросов нет, можно честно, если тебе кажется, что там всё исправится, написать: «Я написал эту рецензию, поиграв всего пять дней», грубо говоря. Если боишься, припиши, чтоб потом не обосраться.
ЕК: Да-да. Вообще, тут надо понимать, какая стоимость игровой журналистики — она очень низкая даже по российским меркам. Например, недавно была новость то ли на Polygon, то ли на The Verge: зарплата редактора на рубли составляет 600 000 в месяц, обычного журналиста — около 250 000. Понятно, что американские деньги, там другой уровень жизни, но тем не менее всё равно, даже по американским меркам, в принципе, это…
МС: Грубо говоря, 300 и 100, если так прикинуть.
ЕК: Да, это ок, это нормально. У нас я помню, что шесть лет назад я очень много где писал, я писал порядка 300 000 знаков в месяц, я тысяч 90 в месяц зарабатывал в сумме на разных сайтах, но я до хуя работал.
МС: Так и получается.
ЕК: Да, но я работал реально очень много.
МС: Так, Евгений, может… ну хорошо, Polygon — это топовое издание…
ЕК: Нет, у них обычная… обычный фултайм, причём у них меньше часов в году, чем в России. Ну не важно. Я был нацелен только на зарабатывание денег простым непыльным способом, поэтому я писал всякую херню, не играя в игры. Помню, что, по-моему, в игре Resident Evil: Revelations, которая вышла после 3DS на PC, я один уровень прошёл и написал рецензию. До сих пор можно её на «Критиканстве» найти. Я очень любил писать рецензии на одни и те же игры для разных изданий. Например, рецензию на Mortal Kombat для Vita, который был портом Mortal Kombat 2011 года, я написал раза четыре, наверное, в разные издания, причём так как я владел «Критиканством» и владею до сих пор, я не индексировал те рецензии, которые были совсем копиями.
МС: Совладел.
ЕК: Окей. И я не индексировал рецензии, чтобы прям совсем не шквариться, чтобы меня не поймали на этом. Всё равно я писал это на сайтах, которые никто не читал.
ЮЛ: Поэтому ты и был основателем агрегатора, чтобы не нашли, что ты пишешь… серьёзно.
ЕК: О да, я очень много личных рецензий не включил именно по этой причине, чтобы меня не запалили, что я… нет, тексты были формально разные, не придерёшься, понятно, что там были одни и те же мысли, поданные разными словами, с одной и той же структурой, но, конечно…
ЮЛ: Ну это ж нормально, наш один из самых известных рецензентов, как его там?
МС: Долин.
ЮЛ: Он в пять изданий пишет примерно то же самое.
МС: Ой, я вам сейчас расскажу, я как раз только… вот Антон Долин написал рецензию, это так называемая рецензия, это он в «Медузе», где он публикуется в частности…
ЕК: Да. А там короткие рецензии — 140 символов.
МС: Ультракороткие, это называется: «Я ебал в рот ваши фильмы, я кино всё ебал в рот, я просто люблю про него долго рассуждать». Если вы ещё не поняли, написал рецензию, звучит она так, это как раз про «Укрась прощальное утро…»: «Изысканное, даже чересчур, романтическое аниме о сложных отношениях людей (мужчин) и эльфов (женщин). Замедленный сюжет, несказанная красота». Во-первых, Антон Долин… надеюсь, меня коллеги по кинобизнесу сейчас не это самое… они не скоро услышат подкаст, грубо говоря, через несколько дней, уже будет похер, но, во-первых, блядь, не эльфов, а йольфов, это просто… там не эльфы, там бессмертные создания, которых зовут йольфы. Ну согласись, это как…
ЕК: Окей.
ЮЛ: Ну можно условно «эльфы», и окей.
МС: ...во «Властелине колец» сказать «йольфы». Все такие: «Какие йольфы, что за хуйня?» Ну это просто другая… во-вторых, извините, люди там разные, а йольфы (эльфы) там и женщины, и мужчины, это не то, что все эльфы — женщины… то есть человек просто это не смотрел, то есть он в гробу это видал, причём оно вышло не заранее даже, как это в глянце бывает оправдание: «Нам нужно сдать в печать номер, поэтому мы пишем по трейлерам, нам, в принципе, посрать, что там получится». А это он опубликовал, когда уже суббота была, была премьера вообще за несколько дней до этого, фильм уже три дня в прокате как минимум, и Долин такой: «Ой, ну ладно, напишу и про это, вот такая короткая рецензия». Там, скорее всего, все такие короткие рецензии, скорее всего, он вообще их не смотрит.
ЕК: Я помню издание «7 дней», которое я тоже собирал для «Критиканства», вручную тогда ещё, там были… у нас на «Критиканстве» оценки «Отлично», «Хорошо», «Средне», «Плохо», и там, значит, все рецензии были на «Хорошо», потому что они делали всегда обзор такой обтекаемо-положительный, любого фильма, даже, не знаю, сариковского. Вот. Ещё из моих зашкваров…
МС: И ещё: блядь, оно не романтическое! Оно, сука, не романтическое!
ЕК: Да, название, конечно, очень не романтическое.
МС: Не важно, аниме не романтическое, это вообще не про романтику.
ЕК: Так вот. Про ебучий MK для Vita: я написал три раза, при том что мне присылали игру на обзор, разумеется, я знал всю механику, что она практически ничем не отличалась, кроме графики, от обычной версии, я даже в неё не играл, а написал трижды. Вот. Тем не менее проёбов по фактике не было, хотя, конечно, и этого добра… Ещё было чудесно, когда я писал для IGN что-то про съёмочные команды людей, просто полную хуйню написал, налажал с фамилиями, с фактикой, мне потом Юра хотел кинуть рецензию: «Смотри, какая хуйня написана… блядь, да это же Кузьмин написал!»
ЮЛ: А, это про Кевина Смита.
ЕК: Да-да!
МС: Да-да!
ЮЛ: Меня всегда удивляло, что факт того, что ты общаешься с двумя самыми большими знатоками Кевина Смита, вообще…
ЕК: Я писал это в ночь, я торопился…
ЮЛ: Нет, я понимаю, но ты хотя бы мог нам дать на вычитку.
ЕК: Я знаю, это было очень стыдно, потому что это была полная хуйня, я просрал все сроки, а обычно довольно пунктуален, но…
МС: Ноуп.
ЕК: Ну раньше был, когда я этим занимался более профессионально. Тогда это был главный источник дохода, скажем так, я был более пунктуален. Короче, да, это был пиздец. Ещё момент — FIFA и PES. Меня в 3DNews постоянно, лет пять, наверное, подряд, просили писать, так как не было особо авторов, про футбольные симуляторы, а я, в принципе, люблю писать про FIFA и PES. С какого-то времени я Pro Evolution Soccer тоже срать ебал, потому что мне нравится FIFA, мне присылали обе игры, я думал: «Ну ладно, напишу». Блядь, вы бы знали, как же сложно, даже разбираясь более-менее в этом, писать даже раза в год…
ЮЛ: …про футбольные симуляторы, я представляю.
ЕК: ...в один месяц (они оба в сентябре выходят) про FIFA и про PES. Я в 2015 году написал очередные рецензии и думаю: «Так, почитаю-ка, что я написал в 2016 и 2014 годах». Открываю — примерно то же самое. Не то чтобы я сам у себя списывал, просто мысль строилась…
ЮЛ: Ну а что там? Бегают люди, пинают мячик.
ЕК: Да, типа: «У нас появилось 200 новых анимаций…» Причём с FIFA и PES ситуация такая: там мало изменений реально, открываешь пиар-рассылку, открываешь официальный релиз и читаешь, что ж они там добавили-то. «У нас новый движок, у нас переработан режим карьеры», — в котором я не играю практически, потому что я играю в интересные мне режимы. Перечитал, вроде нормально, сдал редактору — ничего не сказал, думаю: «Вроде нормально, но как-то стыдновато». Потом, короче, забил, больше не пишу про FIFA. А, нет, написал для «КГ» про PES, ой, про FIFA, но я писал про то, что он говно для Switch.
МС: Спасибо большое.
ЮЛ: Я тут вижу какой-то паттерн в том плане, что если ты не являешься частью издания, то ты наёмный рабочий, работаешь на отъебись. У меня нет таких моментов… у меня, скорее, может считаться зашкваром, то есть если я что-то написал и кому-то не понравилось моё впечатление от фильма, то есть вот такое можно считать зашкваром.
МС: Мне кажется, от человека зависит. Слушай, вот Ом реально, где ни работал, лажал очень сильно, а когда он… в Total DVD или?..
ЕК: Ой, мы сделали все эти обзоры…
ЮЛ: Total Film.
ЕК: Даже сегодня я прочитал его пост про то, какой God of War охуенный, он решил умную мысль задвинуть о том, как игры эволюционировали, говорит: «Вот когда вышел первый на PS2 в 2007 году...» Первый вышел не в 2007-м, а в 2005-м, но я думаю: «Даже тут...»
МС: Типа: «Мне лень дойти до „Википедии“».
ЕК: По-моему, в 2005-м. В 2007-м точно второй вышел. Первый то ли в 2004-м, то ли…
МС: Нет, я согласен, когда ты фрилансер, тебе больше похуй, ты особо за судьбу издания не беспокоишься, на репутацию ты вообще срать ебал, скорее всего, в таком плане.
ЮЛ: Может быть, даже не под своим именем пишешь, поэтому…
МС: Может, не под своим… С другой стороны, я в том же Game.EXE всегда числился корреспондентом, то есть там были корреспонденты, это были те люди, которые не работают в редакции непосредственно, то есть ты не живёшь в Москве, не ходишь в редакцию постоянно, тем не менее я за репутацию издания очень сильно волновался, в частности ББ (это главред Game.EXE) как мудрый человек, каждый раз когда я такой: «Там вышла новая NHL, она клёвая! Давайте напишем» — «Нет» — «Ну почему?!» — «Ну мы напишем про NHL 2008, а про NHL 2009 что мы напишем?» Я такой… собственно, про что ты и говоришь, что будет тот же текст абсолютно, ни хуя не поменяется, они не меняются, кроме как…
ЮЛ: Спортивные симуляторы.
МС: Да. Это какие-то инкрементивные... клёво, для фанатов жанра это хорошо, но ты там не сделаешь ни сюжет… ну, сюжет только сейчас начали делать. В общем, FIFA — это всё неинтересно. Тут, кстати, у нас Владимир Тырин спросил: «А Врен про эту рецензию с IGN, про которую ты говорил, ничего не сказал?»
ЕК: Тогда был Илья Янович редактором. Врен тоже был, просто киношным разделом Янович, по-моему…
МС: А!..
ЕК: Я ему это сдавал.
МС: Окей, понятно. Хорошо, у меня самая зашкварная рецензия на «КГ»… я таких не помню, извините, совсем. Опять же, были рецензии, которые вызывали какой-то хайп яростный читательский, но я их не считаю…
ЮЛ: Там «Обитаемый остров»… то, что связано с продажностью, вот что у нас, скорее, можно назвать зашкваром.
МС: Да.
ЮЛ: У нас не было такого, что было стыдно за то, что написал, или… с фильмами, извините, проще, чем с играми, просто потому что два часа — и всё, ты посмотрел.
МС: Как я, опять же, тысячу раз, когда в комментариях с кем-то спорил, говорил, не было такого: «Чувак, конечно, я с мнением согласен, но рецензию ты написал хуёвую». Каждый раз, когда нам говорили: «Вы написали хуёвую рецензию», выяснялось, что на самом деле и фильм-то говно, а мы сказали, что он хороший. Это всегда рядом ходит, даже не пытайтесь убедить в обратном. Я уже понял. Пишем мы на хорошем уровне как минимум, а если нас критикуют читатели наши, это значит, они не согласны с мнением. Увы, так получается. А рецензия, которая у меня получилась зашкварной, ну стыдно, когда я как раз писал для Game.EXE, меня фактически оттуда выпиздили негласно, я написал рецензию на… я тогда ещё мало работал, это была моя третья или четвёртая рецензия, я там начал как фанат файтингов, соответственно, и написал несколько: на Bio F.R.E.A.K.S., собственно, ещё на что-то… и тут появилась игра под названием Tunguska русская, это такой…
ЮЛ: Который был похож на «Принца Персии», что ли?
МС: Отдалённо, не совсем. Это такая смесь квеста и файтинга, то есть там отрендеренные фоны, трёхмерные персонажи бегают…
ЮЛ: Мне просто казалось, что там было изометрическое…
МС: Ну она не изометрическая. Помнишь, как-то была игра Time Commando старая, вот чем-то была похожа. Ты бегаешь по пререндеренным фонам и периодически дерёшься. Я в неё поиграл, мне она очень понравилась, уже не помню, чем… боевая система неплохая, нарисована неплохо, я написал рецензию, она у меня была прям восторженная, а восторженность, если кто не в курсе, это главный враг, сложно написать рецензию на фильм, от которого ты восторжен, хорошо, интересно и чтобы ты не прямо: «Ой, и это заебись, и это охуительно!» Такое получается, если ты искренне проникся и тебе есть что сказать, очень многое, и ты опытный уже, тогда окей, но ругать всегда легче.
ЕК: Да, это правда.
МС: Ругать гораздо легче, ты там можешь разойтись, вот нам Тырин писал: «Ваша лучшая рецензия — „Хватит. Снимать. Это. Говно“». Ну очевидно, да, многие так считают, это, понятно, в шутку, но тем не менее, когда ты ругаешь аргументированно, с юмором и так далее, это прям на ура.
ЮЛ: Хейт всегда идёт лучше.
МС: Конечно. А когда ты хвалишь, тебе говорят: «Продался, отсосал», либо: «Слишком много восторженности». И это, на самом деле, мешает. Я вот написал такую рецензию, она у меня была объективно слабой, я потом перечитывал её, ББ — главред — её как мог выправил, убрал восторженности, по-моему, даже понизил рейтинг, потому что когда он убрал восторженности, рецензия стала не такой… Там было и обращение чуть ли не к самому… короче, много хуйни было. Он её исправил как мог, она опубликовалась в хорошем варианте, я прочитал, сказал: «Бля, великий редактор и всё такое прочее». И когда через два месяца какая-то наконец-то попала игра, которая мне казалась более-менее под мой жанр подходящей, я такой: «Игорь, а можно мне это?» Он такой: «Давай пока не будем. После Tunguska, честно говоря, как-то не очень хочется».
МС: Я такой: «Ах-ах, жизнь говно!..» В итоге прошло ещё два месяца, я не помню уже, сколько, три месяца, появилась аркада, по-моему, Starshot, или как-то так, такая типа Mario, я такой: «Можно попробовать?» Он такой: «Ну попробуй». Я написал, отослал, говорю: «Ну как?» — «Ну хорошо» — «Слава богу! О боже, это лучший день в моей жизни! Как это прекрасно!» Ну вот, такое случалось, на самом деле. Это единственный случай, когда мою рецензию ББ отделал как бог черепаху, и это только на пользу пошло. Но тогда у меня было оправдание — я очень мало писал к тому времени. Вот.
ЕК: А я сейчас вброшу и скажу, что мне не нравится моя рецензия на «Горько!» и более того, я поменял мнение об этом фильме. Я считаю, что я просто вышел… я сейчас приведу метафору шутки про мамку: люди, которые оскорбляются на шутки про мамку, буквально воспринимая, что это шутки про их родную мать, — у них достаточно узкое мышление, а те, кто нормально воспринимают шутки про мамку, они понимают, что это контекстуальная шутка, которая обыгрывает определённые культурные истории. Есть ещё следующий уровень — которые считают это тупой хуйнёй, они тоже имеют право на это, потому что они ещё выше. То же самое с фильмом «Горько!» — мне кажется, что мы все в 2013 году слишком буквально восприняли попытку режиссёра смаковать вот эту вот говнистость русскую национальную в плохом смысле, и сейчас после «Самого лучшего дня» я несколько поменял своё мнение. Мне кажется, что мы слишком категорично и излишне зашоренно восприняли, и я в частности, потому что я тогда рецензию написал, поэтому я считаю, что «Горько!» — это великий русский фильм.
МС: Ебать тебя в сраку, Евгений. Ты же это не всерьёз сказал. Ты же это сказал!..
ЕК: Ну частично.
ЮЛ: Он же сказал, что набросил.
ЕК: Я его не пересматривал, у меня такая мысль, если честно, промелькнула, но я, конечно, не готов говорить, что я был там полностью неправ, тем более такой был красивый срач.
ЮЛ: В чём его величавость, Евгений?
МС: Даже гипотетически. Вот Тырин пишет: «А по серьёзке лучшая рецензия на кино у „КГ“ — это у Льва на „Исчезнувшую“, она как раз была хвалебной, очень пиздато». Почему нет?
ЕК: Ну да, наверное, Лев хорошо пишет.
МС: Это правда. Когда не скатывается в японщину. Да не, он в принципе хорошо пишет, это правда.
ЕК: Даже про японщину.
МС: Мне нравятся мои рецензии, если мы уж пошли не только про зашкварные, а хорошие, где я что-то там личное вложил, то есть, например, рецензия на «Клерков 2» мне нравится, собственно говоря. Я вот её перечитывал: «Да, заебись».
ЕК: По-моему, вы там все написали, даже Минский, наверное, написал, про «Клерков 2».
МС: Нет, по-моему, только я и Юра. Два человека.
ЕК: Были времена, когда вы писали каждый по рецензии на фильм!
МС: Были, боже, были!
ЮЛ: Ещё, помнится, хорошая рецензия по «Эквилибриуму» зашла, потому что в своё время фильм был просто всеми захуесосен, все смотрели на эти постматричные постеры, думали: «Господи, какое говнище», а когда посмотрели кино: «Воу, да...» И рецензия была хороша.
ЕК: А я помню, когда я только начинал писать, я очень переживал, что мне пишут в комментариях, как оценивают моё писательское мастерство, и тогда у меня ещё не было доступа в премодерацию, и я, соответственно, не мог читать откровенные оскорбления в свой адрес, потом, когда вы мне дали права, спустя где-то год, как у меня аккаунт появился, я решил зайти и посмотреть (тогда ещё можно было посмотреть) все зарезанные комментарии. Я зашёл и просто два часа подряд читал всякие комментарии про себя и пил вискарь при этом, это было, наверное, в 2012 году или в 2011-м. Я всё это читал, прямо всасывал такой поток говна в адрес себя, своей внешности, хотя мы тогда ещё подкасты не записывали, в адрес своего слога, в адрес своей аргументации, сидел, пил, читал, обтекал, а потом мне стало похуй на всё, и я вообще перестал реагировать на то, что пишут в интернете про меня.
МС: Это не самый плохой способ — просто прочитать всё это.
ЕК: И это стало инициацией перерождения, выхода на следующий уровень.
ЮЛ: Не, я помню, словил кучу хейта на рецензию на… как это кино называлось? Не «Бумер», а вот… Балабанова, который он снял с… «Жмурки».
ЕК: Это ж говно.
МС: Да-да.
ЮЛ: Там был период времени, когда считалось, что Балабанов не может снять говно, считалось, что всё, что снимает Балабанов, это великое.
ЕК: Это реально один из самых слабых его фильмов, остальные-то, в принципе, нормальные.
МС: Ага, расскажи это критикам, которые… мы вот посмотрели тогда, и там все в конце такие: «Браво! Аплодисменты!» — и мы выходим вдвоём…
ЮЛ: Тогда ещё люди писали в «ЖЖ», было тогда ещё «ЖЖ», и там кто-то мне пытался… нет, мне сказали, что мне нужно молотком пальцы отхерачить за рецензию то ли на «Ночной дозор» со «Стерильно», по-моему, то ли на «Жмурки».
МС: Скорее всего, на «Жмурки». С «Ночным дозором» тоже были такие, кто-то кого-то херососил, кто-то хвалил, но вот на «Жмурки» все вздрачивали яростно…
ЮЛ: Вот были времена, людям было не наплевать, что в рецензиях написано.
МС: Да.
ЕК: А я думаю, что это связано с тем, что сейчас достаточно плотный информационный поток в интернете, тогда в интернете хороших текстов действительно были единицы, это же…
ЮЛ: Так и сейчас единицы.
ЕК: Не, ну сейчас их просто больше, сейчас найти что-то хорошее вот в этом ведре говна довольно тяжело, тогда, конечно, интернет был просто тупо меньше и метод поиска был проще: зашёл на «Кино-Говно», зашёл на «ЖЖ», на «Киноманию»…
МС: Films, прости господи, ru.
ЕК: И не было ни соцсетей, ни всяких бложиков на WordPress…
ЮЛ: Роскомнадзор, верни нам, пожалуйста, нашу юность, когда были только одни сайты. О боже мой.
ЕК: Да-да. Вот.
ЮЛ: Там ещё хотели поговорить про наши несовпадения мнений, Евгений. Видите, в чём проблема зашквара: нам ни за что не стыдно.
ЕК: Да-да.
ЮЛ: Потому что мы люди, которые… чувство стыда нам присуще, но не за то, что…
ЕК: Не, я тут скажу такое: в принципе, многие свои тексты я сейчас перечитываю, мне они кажутся косноязычными, и плохими по части аргументации, и ещё куча минусов, но как и всем вещам в моей жизни, я понимаю, что тот или иной поступок я совершал, имея определённый конечный эмоциональный и интеллектуальный багаж на тот момент, определённый опыт и был обусловлен определёнными событиями и условиями, в которых тогда находился, то есть я был детерминирован, поступить иначе, и написать иначе, и аргументировать иначе, и высказать своё мнение иначе я не мог. Соответственно, это результат того, каким я был, — да это, может быть, и в целом… с другой стороны, а что по этому поводу париться? Ну написал хуйню — написал, если я осознаю, что это хуйня, значит, как-то вперёд развился, поэтому практически всё, что я писал, мне кажется, года до 2015, пока я не перестал писать…
ЮЛ: «Лучшее, что я сделал, — перестал писать», да?
ЕК: Да. Мне кажется, что это по большей части… Не, мне нравилась рецензия, например, на «Человека-паука» нового, который был с Гарфилдом, я недавно её перечитывал — вроде норм. Например, у нас была рецензия на «Девушку с татуировкой дракона» на «КГ» — я считаю, что я хуйню написал. То есть по аргументации согласен, по форме довольно слабо. Помню, как я дрочил рецензию… короче, фильм с Майклом Сера про доставку пиццы, каких-то грабителей…
МС: А!..
ЕК: «Украсть за 60 секунд», по-моему. Или «За 30 минут».
ЮЛ: Индус, пицца, два ствола.
ЕК: Да-да. Там что-то про 30 минут. Вот, я помню, это была комедия, которая мне, в принципе, понравилась… что писать про комедию, которая, в принципе, понравилась?
МС: По-моему, ты её очень долго выдрачивал.
ЕК: Там вступление, какие-то метафоры и потом один абзац про фильм, ты ещё тогда сказал: «Ладно, нормально».
МС: По-моему, изначально я как раз сказал, что не очень и что нужно что-то с этим сделать. Сделать или нет, я не помню.
ЕК: Но опубликовали всё равно.
МС: Да.
ЕК: Да. Тогда мы ещё плохо были знакомы с тобой, я тогда ещё уважал твоё мнение.
(смеются)
МС: Вот ты скотина какая!
ЕК: Я шучу, шучу.
ЮЛ: «Я никогда его не уважал».
(смеются)
ЕК: Вот. Короче, такие моменты были, но это всё… да.
МС: Я помню, меня один раз похвалил за рецензию на «Форсаж 2» Минский, я эту рецензию написал, выпив изрядно пива, написал, опубликовал, все дела, и Минский такой: «Это твоя лучшая рецензия» — «Ну спасибо». Я потом перечитал — действительно хорошо было, как минимум неплохо.
ЮЛ: Наверное, лучше, чем «Хватит. Снимать. Это. Говно», мы не придумали.
МС: Да, это, кстати, говорил Параноик, а не Тырин, а Тырин вот нам пишет: «Хз, людей, несогласных с мнением рецензии, даже хорошо написанной, до хера, и каждый новый автор сталкивается с горами хейта, и доёбки во многом очень и очень левые». Да, это правда, люди… я думаю, наши читатели не исключение. Как правило, люди не любят новых людей, то есть: «Миша с Юрой писали заебись, появился какой-то Евгений Кузьмин, давайте накормим его хуями». Сейчас: «О, от Кузьмина появилась рецензия, заебись, наконец-то».
ЕК: Ну да, привыкли потому что.
МС: То же самое… практически все наши авторы… кто-то говорит: «Нет, на Долгина и на Вуячича никто не ругался». Ругались.
ЕК: Ругались! Я помню, как Вуячича тогда в первое время…
МС: Хуёв Вуячич столько словил, столько!
ЕК: Хотя он очень хорошо пишет.
МС: Да, это правда. И я там доказывал, что заебись рецензия, всё хорошо с рецензией, и Долгин получал на орехи, может быть, меньше, но получал. То есть абсолютно все авторы сразу же сталкиваются с хейтом: «Какой-то непонятный чувак пишет непонятную какую-то хуйню», и так далее. Я практически всем новым авторам постоянный сеанс психоанализа: «Не парься, не обращай внимания». Дорогие читатели, сука, это очень сложно! У нас так все авторы разбегутся, уже разбежались, только мы остались. Слава богу, не все, ладно. Вот. Ну а насчёт несовпадения мнений, что Юра там…
ЕК: «Ультрафиолет».
МС: «Возвращение Супермена»…
ЮЛ: По-моему, это первое столкновение аниме-воззрения и человека, который не понимает аниме-драматургию, скорее всего. Что-то с Мишей уже было не так в тот момент.
МС: Огромные бюджеты, да, огромные бюджеты! Я его пересматривал пять лет назад — заебись.
ЮЛ: Да, сюжетный ход, когда она умерла, такие: «Не переживайте, мы находимся в системе трупосжигания, и вот теперь переживай». Я такой: «Охуительный сюжетный ход». Просто здоровский. Ну и мальчик в чемодане тоже, по-моему…
МС: Мальчик прекрасен. Экшен там отличный. Там одну сцену зачем-то вырезали, за каким-то хуем, она была прекрасна.
ЮЛ: Ой…
МС: Всё чудно было.
ЮЛ: Говнище страшное.
МС: Вообще обожаю.
ЮЛ: Просто хуйня какая-то.
МС: Давайте вспомним «Возвращение Супермена». Или ты уже не так?..
ЕК: Я ещё, кстати, обращу внимание, что практически все фильмы, по которым у вас были спорные мнения, я считаю говном, не зависимо от того, с кем я согласен. То есть «Возвращение Супермена» говно, «Ультрафиолет» говно, «Запретное царство» говно…
ЮЛ: «Запретное царство» говно, да.
ЕК: Что там вы ещё?..
МС: Да нормально. Без восторгов.
ЕК: «Крутящий момент» говно…
МС: По-моему, мы не спорили.
ЮЛ: Мы смеялись, наоборот, над «Крутящим моментом», когда там особенно девке дали…
МС: Вообще прекрасно.
ЮЛ: Да, это было охуительное кино.
МС: Лучшее.
ЮЛ: Да.
МС: Какой там ролик охуительный был! Такой прям охуительнейший ролик…
ЮЛ: Кстати, интересно, где все эти бабы? Может, они уже в порно снимаются, надо посмотреть.
ЕК: Они уже постарели все.
МС: Да.
ЮЛ: Ну всё равно.
МС: А больше я особо такого не помню. Когда-то действительно мы в комментариях даже умудрялись сраться, а потом стало похуй.
ЮЛ: Да-да. Друг с другом в плане кино, это же ужасно.
МС: Да.
ЮЛ: Да-да.
МС: А сейчас: «Что, тебе понравилось?» — «Да говно какое-то» — «Ай...»
ЕК: «Ну и ладно».
МС: «И ебись оно коромыслом».
ЮЛ: Да. Мы к этому более серьёзно относились.
МС: Да. Видимо, в этом дело.
ЮЛ: По-детски, скорее всего.
МС: Скорее всего. Когда ультимативное мнение: «Нет, сука, блядь, я прав». А сейчас: «Окей, хорошо, как угодно». «Напишешь рецензию?» — «Не...»
ЮЛ: «На „Тренера“ сходим?» — «Не...»
МС: Да.
ЮЛ: «Хочется сходить на „Тренера“» — «Да» — «Пойдём?» — «Нет, не пойдём».
МС: А можно его как-то онлайн посмотреть?
ЮЛ: Да-да, кому-нибудь заплатить, чтобы…
ЕК: Вот она усталость, усталость.
ЮЛ: Не усталость, просто ты не ждёшь от фильма… это не усталость от кино…
ЕК: Усталость от жизни.
ЮЛ: Даже не усталость от жизни. Ты думаешь: «Кино „Тренер“ тебя никак не удивит». Ты примерно понимаешь, что за опыт ты получишь, подумаешь: «Да, это неплохо, да, это нормально», но тебя это ничем не впечатлит. Ты такой: «Ну… да, хорошо, окей, Козловский, нормально».
МС: Помимо этого ещё и банально... когда мы вот в самом начале ходили в кино, мне кроме кино потреблять было нечего особо: аниме я не смотрел, сериалы я особо не смотрел. Сейчас смотрю сериалы и аниме, поэтому мне кино уже стало гораздо меньше нужно, оно нужно, и громкие или интересные фильмы — я на них, конечно, схожу, посмотрю обязательно, на весь Marvel без вопросов, диснеевские мультики — без вопросов, конечно, господи.
ЮЛ: Даже DC.
МС: Даже на DC, да, DC обязательно. То есть много чего я буду смотреть обязательно, но вот, простите… я смотрю сериалы прекрасно, смотрю отлично аниме, мне не так интересно…
ЮЛ: Ещё многое зависит от режиссёров тех же самых.
МС: Да.
ЮЛ: То есть Мегердичева хочется посмотреть после «Движения вверх».
МС: Да, это правда.
ЮЛ: Потому что ты смотрел предыдущие его фильмы.
МС: Файзиев — тоже обязательно.
ЮЛ: Козловский — мы пока ещё не знаем, какой он режиссёр. Если так пойдёт, мы никогда не узнаем.
МС: Ну Козловский там уже снимает 10 фильм, он собирает 10 миллиардов в прокате, мы такие: «Понимаете, мы б посмотрели фильм „Движение вверх-вверх-вверх“, но, к сожалению, мы не смотрели предыдущие 9 фильмов Козловского, как-то странно начинать с его 10 работы» — «Вот вы долбоёбы… трое». Ну этот-то понятно. Вот как-то так, на самом деле.
ЕК: Да.
МС: По-моему, мы более чем нормально обсудили, растянули тему, которая, казалось бы… нам ни за что не стыдно почти, за маленькими исключениями, некоторые из которых даже не имеют отношения к «КГ», на самом деле, никакого, но тем не менее. Кстати, я один раз списал — один раз, по-моему, писал рецензию одну на один фильм…
ЕК: «Мир фантастики»?
МС: Да, в «Мир фантастики» и на «КГ», да. На Dead or Alive. Но там было всё понято, потому что в «Мире фантастики»… это «Игромания» всё-таки, не помню.
ЕК: Это издательский дом был. И есть вроде.
МС: В общем, не важно. Я писал там как про игру, собственно говоря, а на «КГ» я писал как про фильм. Так что… и то мне так не понравился этот опыт, то есть…
ЕК: Ну да, это неприятно.
МС: То есть два раза писать об одном и том же, я написал, там даже слегка разные оценки, потому что разный подход, но я такой: «Ой, нет, просто нет». Первый раз я на «КГ» написал… уже перегарываешь, соответственно.
ЕК: Мгм.
ЮЛ: Перегораешь.
МС: Перегарываешь…
(смеются)
МС: И во второй раз уже такой: «О боже, как сложно писать, не знаю, что ещё писать...»
ЮЛ: Наверное, сейчас это очень грустный подкаст в том плане, что мы производим впечатление каких-то совершенно убитых, уставших уже людей, которым это уже совершенно неинтересно, мы такие…
ЕК: Писать — да, неинтересно. Я могу сказать, я понимаю, что я стал… мне лет шесть назад было прям прикольно, но я понял, что я своего литературного таланта, извиняюсь, достиг, и скорее всего…
ЮЛ: Не, ну это…
ЕК: Просто я обратил внимание, что я писал пятисотый текст про что-то и у меня были одни и те же конструкции, одни и те же метафоры, там разными словами, но в целом подход к повествованию в тексте у меня похожий, и новые конструкции мне не хватало таланта, интеллекта придумать, и я понял, что лучше я это делать уже не буду, и, соответственно, пошёл…
ЮЛ: Так опять же, в этом и моя причина поиска шутки, потому что если не нашёл шутки нормальной для текста, на которой можно всё основывать, если ты будешь начинать, типа: «Вступление, актёрская игра, сюжет, музон, и снова пара слов об актёрской игре, и итого». Думаешь: «Ну это ж вообще...»
МС: Не, мы так, действительно, давно делали. Мы в своё время такие… Вот почему у нас, Евгений, рецензии были на 25 000 — 26 000 мегабайт? Потому что ты пишешь пять абзацев, ты написал про фильм, такой: «Секундочку, я ж забыл про актёров… Блядь, там же хороший саундтрек, надо упомянуть. Ёб твою мать, а как же сценарий?»
ЕК: Ну это подростковый максимализм.
МС: Конечно. Ты всё про это пишешь, понимаешь, что рецензия затягивается, она даже в итоге, может быть, хорошей получается, но вот если сейчас я объективно на свои, на Юрины на многие рецензии посмотрю, я, скорее всего, скажу: «Да, всё заебись, но вот последние два абзаца…»
ЮЛ: «...на хуй не нужны».
МС: Скорее, не последние, а предпоследний и предпредпоследний — их можно смело куда-нибудь…
ЮЛ: Да, а можно просто написать: «Хватит. Снимать. Это. Говно».
МС: Или так. Так гораздо проще, так гораздо легче. Как-то… нет, на самом деле, когда я написал сейчас рецензию, я понял, что у меня страсть к написанию рецензий не пропала полностью, начинать было сложно, потом втянулся, я просто понял, что я сейчас действительно не могу… вот Юра ищет шутку для рецензии, а мне нужно что-то личное, какое-нибудь переживание или какая-нибудь мысль, вот если этого нет, тогда у меня получится стандартная хуйня, такая банальная. Если что-то есть, я вокруг этого построю или хотя бы задействую, тогда да, тогда мне хорошо и приятно писать её. Проблема в том, что ты этого чаще, чем, условно говоря, раз в полгода или раз в три месяца, как мы сейчас планируем, не сделаешь. Я не смогу. Я в своё время и так очень много личного и чего-то ещё вставлял, я в этом плане не перегорел, но лимит практически исчерпал, поэтому как сейчас — раз в три месяца — окей, готов, и у меня, скорее всего, получится, я не заебусь даже, наверное, в ближайшее время, вот чаще — нет. Потому что нам наверняка многие начнут говорить: «Раньше вы сказали, что не пишете, а теперь пишете — вот вы продажные твари». Ну вот… окей, я боялся, что не получится, — нет, нормально. Как-то так. Всё. Спасибо ещё раз Фан-клубу Рыжей Мишелевны.
ЕК: Спасибо.
МС: Кто бы ты ни был. Всем, кто нас слушал, а особенно онлайн в нашем секретном чатике, да и не только, кто нас просто онлайн слушает, нашим подписчикам большое спасибо за то, что нас поддерживаете. Можете ещё нам задавать всякие вопросы и задавать нам темы какие-нибудь эдакие, какие-нибудь внутричковые. Не знаю, что ещё, но почему бы и нет. Это интересно. Всем пока.
ЕК: Пока.
МС: Лайк, шер, «Патреон».