Все мы, затаив дыхание, ждали, какие подарки нам преподнесёт на Новый Год кино – или телевиденье, раз уж на то пошло, ибо в данном случае разница весьма зыбка. Кто-то вожделел головокружительных диалогов, где любая неосторожно брошенная фраза превращалась бы в цитату, которую хочется восхищённо декламировать на каждом углу. Другой мечтал быть обманутым, чтобы удивительная интрига невозмутимо вешала лапшу ему на уши, а он сидел бы потом с блаженной улыбкой от того, насколько изящно всё распуталось. Третий же просто надеялся на хорошее развлечение, скромно ограничив свои требования к оному критериями вроде «остроумное», «динамичное», «захватывающее» и «красивое». Трудно помыслить, как бы выкручивался Дед Мороз, если б кому-то хватило наглости пожелать всего этого одновременно. Однако чудеса случаются, и из телевизионного дымохода уже торчит моффатовская рука, торжественно размахивающая сценарием, готовым воплотить даже самые смелые чаяния в жизнь. Первый сезон «Шерлока» был превосходен. Помня об этом, можно ответственно заявить, что новая серия лучше всех предыдущих вместе взятых. Душещипательная сентиментальность любовной истории, пропущенная через мясорубку холодного разума, сомневающегося в своей способности чувствовать. Интеллектуальная романтика, вместо вздохов и ахов окрашенная во мрачные, расчётливые и рациональные тона, – такой скандал обрадовал бы даже умиротворённого буддистского монаха. Когда Холмс берётся за дело, шоу хлещет зрителя по щекам таким потоком информации, что пар валит из ушей и голова идёт кругом. Изумлённо хлопаешь глазами перед этой свистопляской, судорожно пытаясь сообразить, в чём же, чёрт возьми, суть, но понимаешь ровно одно: происходит что-то необычайно умное. Лишь вдоволь поиздевавшись и выдержав гроссмейстерскую паузу, Шерлок, словно фокусник, вынимающий иголку из стога сена, ко всеобщему ликованию вычленяет отгадку из этой сутолоки фактов и наблюдений. Мало какой сериал способен таким образом загнать зрителя в тупик полного замешательства, попутно доставив тому несравненное удовольствие.
С внешней точки зрения «Шерлок» стал ещё краше и изысканнее. Режиссёр с оператором, в первом сезоне худо-бедно державшие себя в руках, на этот раз решили оттянуться по полной программе, прихорашивая своё детище. Камера то подбирается к героям поближе, как крадущийся тигр, то подкарауливает их с верхних ракурсов, как затаившийся дракон, то пускается в пляс, как наклюкавшаяся мартышка. Разумеется, это в те моменты, когда она не крутится, как трёнажёр для подготовки космонавтов-ниндзя. К счастью, пилотируют её настоящие асы, поэтому все ухищрения не только не мешают смотреть, а делают процесс ещё увлекательнее. Дурманные видения, расследование, перемещающееся на место преступления исключительно в воображении персонажей (прямиком с удобным диваном), и даже эффектная потасовка в замедленной съёмке сказываются на зрелищности происходящего как нельзя более благотворно. – Да, двинь мне по лицу. Ты что, меня не слышал? – Я всегда слышу «Двинь мне по лицу», когда ты говоришь, но обычно это идёт подтекстом. (Шерлок и Джон) Первые шаги со всплывающими надписями были предприняты еще в первом сезоне, но то были лишь робкие путевые зарубки на канве повествования. На второй год авторов охватило желание идентифицировать как можно больше всякой всячины, и теперь выскакивающих на экране сведений, вполне возможно, хватило бы для составления небольшого романа. Впрочем, бомбардировка этими субтитрами бытия проходит столь стремительно, что просмотр не успевает превратиться в обстоятельное чтение, а подсказки становятся визуальными образами вместо текстовых.
Самолёт с крайне нетипичными пассажирами, магнетическая доминатрикс Ирен Адлер, самодовольный визит в Букингемский Дворец без штанов и даже дурацкая кепочка, омрачавшая чело Холмса в прежних инкарнациях, – порой кажется, что кладезь приятных сюрпризов у этого сериала попросту неистощим. Шерлоку Холмсу посчастливилось пережить столько экранизаций, что сочувствующим его мытарствам уже давно следовало бы махнуть рукой на всякие мелочи вроде соответствий первоисточнику – чай, каких вольностей только не повидали. Шоу одновременно оставляет достаточную россыпь отсылок для тех, кто дорожит литературным оригиналом, и в то же время изобретает и переосмысляет материал заново, вместо того чтобы в сотый раз проигрывать затёртую до скрипа в ушах пластинку. В результате оторваться от новых приключений великого сыщика будет трудно как верным его почитателям, так и людям, не только равнодушным к трудам сэра Артура Конан Дойла, но и искренне считающим их автора дальним родственником одного известного варвара. Объясняется это тем, что моффатовский «Шерлок» в первую очередь потрясающее и самоценное кинематографическое произведение, а уже потом всё остальное. Обсуждение (уже 36 комментариев) 5 января 2012 Мнения |
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: