Задуманному Томом и Чипом Харди криминальному триллеру под маской исторической драмы не грозило выродиться в халтурную поделку — сюжетную канву заткал умелец Стивен Найт, главную роль исполнил младший Харди, а в исполнительные продюсеры позвали Ридли Скотта. Но беда подстерегала с другой стороны.
«Табу» — продукт трудов отличников, а любая с небывалой старательностью выполненная работа рискует прослыть стерильной в своей идеальности. Все слагающие успеха на месте, и запряжённая маститыми творцами телега катится, но без положенной резвости — авторы не спеша работают на атмосферу, порой безо всяких сожалений принося ей в жертву сюжет. История лишена авантюрности и живости; обилие лирических отступлений, иллюстрирующих тяжёлое психическое состояние главного героя, превращает её в грузного, неповоротливого монстра. А ведь тут есть всё необходимое для яркой истории — сверхсильные противники, кишащий недоброжелателями город, загадочный герой, таинственное прошлое, ум и сноровка союзников протагониста. Но создателям интереснее бередить внутренних демонов Джеймса Дилейни, взывать к мистическим перипетиям, нагнетать мрачность на и без того безрадостные виды Лондона эпохи Регентства.
Стивен Найт и Том Харди сотворили этот мир для собственного удовольствия и так глубоко погружены во вселенную, что даже неловко им мешать. Из-за столь сильной вовлечённости авторов зрителю порой сложно ощущать сопричастность происходящему. Создатели смакуют историю собственного сочинения как своё традиционное чаепитие в пять часов — неторопливо, вдумчиво, то и дело погружаясь в разговоры на отвлечённые темы и перебрасываясь бессодержательными замечаниями о погоде. В большинстве случаев это, впрочем, срабатывает — таков уж он, английский стиль. И всё же от участников этого «чаепития» нет-нет да и ждёшь опрокидывания стола вместе со всей его идеальной сервировкой. Ведь история семейства Дилейни и всех, кто с ней связан, грязна и безобразна, ужасные грехи взывают к искуплению, а на безболезненную развязку никто, будучи в своём уме, не рассчитывает. Так бросайте же церемонно прихлёбывать чай, господа!
Нет, Стивен Найт, конечно, не чурается обсценной лексики, пикантных сцен и необходимой жестокости. К тому же картинка хороша, а диалоги по обыкновению ёмкие и не грешат цветистым многословием. Но действие, уложенное в восемь серий, напоминает затянувшийся пролог: сколько бы событий ни успело произойти с тех пор, как Джеймс Дилейни восстал из мёртвых, переполошив лондонский свет, ощущение такое, будто он лишь вчера ступил на родную землю. Виной ли тому вязкая, всё растворяющая в своей густоте атмосфера или чересчур пристальное внимание к основным и второстепенным персонажам, немилосердно съедающее хронометраж, сказать сложно. Возможно, всего понемногу. Неизменно лишь одно — возвышающаяся посреди всей этой круговерти фигура Дилейни — странного, страшного, немногословного чужака, эдакого вдохновителя Джека Потрошителя и последователя Чезаре Борджиа в одном лице.
Английский граф Монте-Кристо эпохи Регентства не оправдывает свой титул — Джеймс Дилейни схож с Эдмоном Дантесом лишь тем, что оба они одержимы местью за причинённое им когда-то зло. Но за восемь серий вышеупомянутый француз успел бы десять раз отомстить всем в своём списке, тогда как наш герой едва успевает выпутываться из валящихся на его голову бед. Нет у него ни фантастических богатств, ни ауры всемогущества, ни лёгкости в проворачивании хитроумных схем. Жизнь Дилейни куда больше похожа на реальность, чем на сказку Дюма, — важные дела требуют подготовки и не решаются с наскока.
А вот финал первого сезона включил в себя, кажется, весь запал, которого хватило бы на восемь серий: жестокая развязка запутанной политической игры, кровавая стычка с войсками короны, гибель нескольких персонажей и безбрежное море как символ открытого финала. Нужно отдать должное Джеймсу Кезайе Дилейни — он прожжённый интриган, умелый игрок, мудрый и хитрый лис, которого не смогли обыграть ни приближённые монарха, ни всемогущая Ост-Индская компания. Одинокий боец не без потерь, но всё-таки вырвался из вражеских клешней — правда, наверняка отправился не в рай земной, а навстречу едва ли не более серьёзным испытаниям, которые и не снились обитателям гадючьего гнезда под названием цивилизованный мир.
В сухом остатке перед нами больше драма, чем боевик, больше атмосфера, чем действие и больше внутреннее путешествие, чем настоящие приключения. Это, однако, не помешает сменить тональность второму сезону, буде он случится. Отличников положено вознаграждать, так почему бы и «Табу» не дождаться у моря хорошей погоды?
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: