Netflix экранизирует «Ведьмака» Анджея Сапковского «Обзоры Ильи Кролика» — «Меч короля Артура» Пол Макгиган снимет «Карнавальную шумиху» от Amazon Сокращения в студии, создавшей Mass Effect: Andromeda Лучшее аниме зимы 2017 года
98
АНИМЕ
 
Прямая ссылка на новость:

Лучшее и худшее аниме 2009 года

Вы не поверите, но мы всё-таки не сидели всё это время, сложа руки. Можете считать, что прошедшие дни были «затишьем перед бурей», потребовавшимся нам, чтобы спокойно, рассудительно и без лишней спешки (всё равно спешить уже поздно) подвести итоги 2009-го аниме-сериального года. И сегодня мы наконец-то представляем эти итоги вашему вниманию.

Как вы все, должно быть, прекрасно знаете, Всеяредакция – оплот абсолютной объективности, в которой нет места «личным пристрастиям», «вкусовщине», «субъективизму» и прочим глупостям, которыми любят открещиваться всякие недостойные внимания люди. И если Всеяредакция говорит, что какой-то сериал – лучший, то это – абсолютная, непогрешимая и единственная истина. И не смотрите, что практически в каждой номинации списки победителей у господ Судакова и Гринберга ни черта не сходятся – это обман зрения. Ну, знаете, как те картинки, в которые надо вглядываться, расфокусировав зрение, чтобы увидеть 3D-изображение? Вот тут так же. Хлебните чего-нибудь покрепче (благо, такой повод!), расфокусируйтесь, и да откроется вам истина!

Ах, да, сущая мелочь. Абсолютные, непогрешимые и единственные победители Судакова находятся в левой колонке. А абсолютные, непогрешимые и единственные победители Гринберга - в правой. Если же колонка одна - знайте, вы стали свидетелем Чуда. Разумеется, абсолютного, непогрешимого и единственного.

Аниме года

«Ханаан»



Если P.A. Works будут и дальше каждый год выдавать на-гора минимум по одному безусловному шедевру, номинацию "Лучшее аниме года" можно будет смело упразднять - по крайней мере, в моём случае. Потому что создатели добрейших, романтических и трогательных "Настоящих слёз" умудрились снова попасть в яблочко, причём с абсолютно непохожим на true tears проектом: утопающем в драйве и адреналине экшеном с закрученным сюжетом и изрядным количеством довольно жёстких сцен. Неизменным осталось одно. Ну ладно, два. Три. Роскошно прописанные персонажи, в которых влюбляешься с первых же серий, увлекательность на уровне "господи, побыстрее бы следующий эпизод!" и высочайшее качество анимации, которая ставит "Ханаан" на одну ступеньку с лучшими полнометражными проектами. Ах, да, ещё этот сериал - из тех, которые смело можно брать с собой на необитаемый остров с прицелом на неоднократные пересмотры. Всё равно не надоест.
«Легенды о монстрах»



Боюсь, ничего нового я сейчас не скажу. Bakemonogatari основан на столь замечательном сценарии и сдобрен столь замечательными сейю, что даже при полном отсутствии видеоряда он всё равно остался бы одним из лучших аниме года. Герои Bakemonogatari настолько замечательно выписаны и поданы, что даже сестрички главного героя, появляющиеся лишь в эпилогах и превью – и те запоминаются сильнее главных героев многих других сериалов. Видеоряд Bakemonogatari комбинирует в себе замечательный дизайн персонажей и всё лучшее, на что способны аниматоры-стилисты студии Shaft. В общем, в Bakemonogatari великолепно практически всё… Разве что кроме скорости выхода последних серий.

Лучшая драма

1. «Кланнад. Продолжение истории»



Нет, ну кто мог подумать, что продолжение "Кланнада" - сериала хорошего, хоть и не потрясающего основы жанра ("Канон" лучше, ага), окажется настолько сильным по драматической части? Начавшись вполне заурядно - на уровне предшественника, а то и слабее - After Story довольно шустро начал набирать обороты и к середине сезона превратился в один из лучших драматических сериалов, умудрившись не растерять по дороге довольно увесистый юмористический багаж. А просто невероятный по накалу страстей финальный триместр вознёс "Продолжение" на пьедестал лучших историй о семье, любви, дружбе, потере и обретении близких людей.
1. «Фантом: Реквием по Фантому»



У «Фантома» много проблем. Отдельные повороты сюжета то ли идиотичны, то ли просто откровенно плохо поданы. Главный злодей жалок и вызывает не неприязнь или ненависть, а глухое раздражение. Но смотреть сериал всё равно интересно. Из-за чего? Из-за мастерски поставленной драмы, повествующей о превращении людей в бесчувственные машины и назад… и опять в машины… и опять назад… и опять в… Ну, вы поняли идею.
2. «Белый альбом»



Авторы "Белого альбома" избрали очень тернистый путь к зрительской любви, сделав протагониста очень далёким от ролевой модели "порядочного человека". Временами - настолько далёким, что ещё один шаг - и получится главный герой "Школьных дней" со всеми вытекающими последствиями. Нет, на самом-то деле Тоя весь сериал остаётся довольно неплохим и добрым парнем, просто слишком уж реалистичным в своём поведении: не секрет, что большинство представителей мужского пола обладают ответственностью пятилетнего ребёнка и верностью моряка, отправившегося в одиночное плавание на годик-другой и за месяц до возвращения к жене очутившегося в компании сразу трёх красивых, общительных и очень дружелюбных девиц. Добавьте к этой атмосфере неверности и разбитых сердец всевозможные превратности шоу-бизнеса и неприятности лично-семейного характера - получите одну из лучших драм за последние годы.
2. «Почтовая пчела»



Несмотря на то, что все истории в «Почтовой пчеле» неизменно заканчиваются на какой-нибудь оптимистичной ноте, это не делает сами истории менее грустными и, зачастую, трагичными. А ещё они в большинстве своём великолепно исполнены и пробирают до глубины души. Хотя было бы ещё лучше, не начинай главный герой рыдать по любому поводу – это отвлекает.
3. «Фантом: Реквием по Фантому»



Одиночество, тоска, безысходность - вот такими замечательными эмоциями насквозь пропитана большая часть "Реквиема по Фантому". И, в принципе, важнейшая его часть. Авторы сериала - в некоторым смысле порядочные свинтусы и манипуляторы, поскольку заставляют зрителя сопереживать людям, чей род занятий буквально кричит о том, что место этой братии - в тюрьме строгого режима, а то и вовсе у стенки. Однако ж персонажи выписаны до того роскошно, что волей-неволей начинаешь пытаться встать на их место, как-то оправдать, пожалеть, посочувствовать... И - встаёшь, оправдываешь, жалеешь, сочувствуешь. Чёрт знает что.
3. «Летняя Аращи»



«Аращи» - комедийный сериал, который даже близко не тянет на звание одной из лучших комедий года, но при этом легко может считаться одной из лучших драм. Как так, блин, вышло? Почему большая часть комедийных эпизодов здесь откровенно проходная, зато сцены из прошлого времён войны или рассуждения на тему о том, можно ли считать добром спасение людей из прошлого – вот они как раз пробирают до глубины души. Как и все прочие моменты, в которых авторы сериала задвигают банальную комедию на задний план и начинают рассуждать о серьёзных вещах. К счастью, в первом сезоне таких эпизодов более чем достаточно.

Лучшая романтика

1. «Торадора!»



Прелесть "Торадоры" даже не в том, что в кои-то веки герой романтического сериала выбрал именно ту девушку, за которую я искренне болел весь сезон (как правило, сценаристы читают мои мысли и делают с точностью до наоборот). И не в убедительности этого выбора, подкреплённом вполне себе реалистичным развитием отношений Тайги и Рюдзи. Даже не в невероятно трогательной и романтической сцене первого поцелуя, нет. Прелесть, как водится, во всём вышеперечисленном сразу: "Торадора" красиво нарисована (одна из лучших работ J.C. Staff), потрясающе сыграна (ах, Риэ Кугимия!) и разыграна на моих струнках души как по нотам.
1. «Легенды о монстрах»



Да, в «Бакемоно» романтика – далеко не главное. Но отдельные сильные романтические сцены, встроенные в какое-то иное по жанру повествование, всегда производили на меня большее впечатление, чем творения, целиком и полностью посвящённые соплям, вздохам и попыткам признаться в любви в течение трёхсот двадцати пяти серий. Вот почему моя любимая сцена признания в любви находится в аниме FLCL, а мой любимый романтический сериал года – Bakemonogatari. Да, прямолинейных романтических сцен тут не так много, но зато они очень, очень сильные и вызваны проходящим через весь сюжет постепенным, ненавязчивым укреплением отношений между персонажами.
2. «Синие Цветы»



Забавная штука: при всём моём искреннем уважении к юри-жанру (покажите мне пальцем на парня, который его терпеть не может, ха!) вынужден с констатировать - если бы в "Синих цветах" не было ни одной лесбийской парочки, а сплошь "мальчик+девочка" - сериал не потерял бы своей привлекательности ни на йоту. Потому что "Синие цветы" - это универсальная, красивая (в том числе и чисто внешне), искренняя и какая-то очень спокойная история о любви и отношениях, которой, в общем-то, без разницы пол её, истории, участников. Главное, чтобы не яой.
2. «По велению студсовета»



Знаю, знаю. Опять вместо полноценного романтического сериала – пародийная комедия с незначительными кусками полноценной романтики. Что делать, что делать… Последние серии «Студсовета», раскрывающие истинные мотивы, стоящие за поведением Сугизаки и его «попытками создать гарем» действительно оказались одной из самых интересных историй о любви и дружбе, что я видел в этом году. Меня настолько пробрало, что мне почти хочется, чтобы потенциальный второй сезон сменил акценты с пародии и стёба на романтику. Очень уж интересно было бы последить за развитием отношений Кена и окружающих его красоток.
3. «Мяу-любовь!»



С виду - обычный комедийный гаремник, густо замешанный на кошках (да, я знаю, что звучит странно), но на деле... В принципе, всё равно - комедийный гаремник, замешанный на кошках, вот только с удивительным для комедии количеством романтических моментов. И главный герой замечательный, и девушки вокруг него как на подбор милейшие (ну, или чудные, что тоже неплохо), и, конечно же, кошки. А кошки - это, как известно, хорошо.
3. «Торадора!»



Мне тут намекнули, что невежливо записывать романтические сериалы в слив только потому, что меня, видите ли, не устраивает сложившаяся в финеале парочка. Пускай последние серии вызывали у меня не слёзы умиления, а плохо скрываемые потоки ненависти. Пусть я считаю, что «Торадора» должна была закончиться эпизодом, где Тайгу задавил бы пролетавший мимо тираннозавр, а Рюдзи и Минорин нашли спасение от горя в объятьях друг друга. Несмотря на всё это я, будучи человеком разумным, готов признать крутость сериала, даже если меня не устраивает итоговый выбор героя. «Торадора» - действительно одно из лучших школьно-романтических аниме. Всё-таки, будь сериал плох, выбор главного героя не смог вызвать бы во мне столько ненависти - такое возможно только когда героям по-настоящему сопереживаешь.

Лучшая комедия

1. «Мяу-любовь!»




Может ли сериал про кошек быть совсем не смешным? Наверное, да, но для этого надо как следует постараться. А вот шансов скормить нам всего лишь умеренно забавную вещь у авторов "Мяу-любви" было предостаточно - слава богу, что ни одним из них эти достойнейшие господа так и не воспользовались. История про школьника, проклятого кошачьим богом и вынужденного потакать каждому капризу этих пушистых бакланистых созданий, параллельно разруливая свою личную жизнь, получилась не просто смешной, а смешной истерически - причём чуть ли не в каждом эпизоде. Вот честное слово, я уже скучаю по Дзюнпею, Каэде, Котоне, Акари, Канако и всей кошачьей братии.
1. «Кафедра искусствоведения, класс арт-дизайна»



Да, «ГА» смешнее «Студсовета». Не ожидали? Ну, я вас не виню. После первого эпизода, который был всего лишь неплох, я тоже ничего такого не ожидал. Однако уже со второй серии «Класс арт-дизайна» встал на один уровень с лучшими эпизодами «Азуманги». Он очень, очень смешной. Настолько смешной, что многие его серии я уже пересмотреть по нескольку раз, а я не из тех, кто любит часто пересматривать сериалы.
2. «Акикан!»



"Акикан" - замечательный пример сериала, в котором одна из составляющих откровенно доминирует над всеми остальными, но это абсолютно никого не колышет. Да, при взгляде на местную анимацию художников из KyoAni, P.A.Works или Shaft хватил бы удар, а сценаристы даже не пытались сделать вид, что их сильно заботит логичность и стройность сюжета. Зато с чувством юмора у этих людей полный порядок, а сэйю - в первую очередь, разумеется, Дзюн Фукуяма - отыгрывают свои роли на пять баллов. В такие моменты о примитивной графике и сценарных благоглупостях забываешь на счёт раз, а их, подобных моментов, в "Акикане" хватает с головой.
2. «По велению студсовета»



«Студсовет», однако, тоже не лыком шыт. Просто он уступает «ГА» в плане изобретательности и разнообразия юмора. К тому же, добрая половина шуток в Seitokai no Ichizon - пародии на популярнейшие аниме последних нескольких лет, а такие шутки ещё и устаревают со временем. Тем не менее, на данный момент «Студсовет» - истерически смешное аниме.
3. «Кейон!»



Наверное, "Кейон" всё-таки больше подходит под определение "милый", чем "смешной", но что поделать, если в процессе просмотра этого сериала со зрительского лица никак не желает сползать улыбка? Ну правда же: Мио такая лапочка, Юи такая неуклюжая, а её сестричка такая заботливая и умелая... В общем, все эти девочки такие милые, что достаточно даже самой простенькой шутки, чтобы вышеупомянутая улыбка растянулась до самых ушей, а то и вовсе превратилась в искренний смех. Тем более что одними лишь "простенькими шутками" сценаристы не ограничиваются - это же KyoAni, понимать надо.
3. «Мяу-любовь!»



«Нян Кой» - замечательное доказательство вот какой истины: если есть талант, то даже самую банальную историю можно рассказать так, что зрители будут в восторге. Ведь, реально: ничего особенного в «Нян Кое» нет. Обычная школьная комедия с задатками гарема и говорящими животными. Просто герои вызывают искреннюю симпатию, а юмор успешно смешит. А большего от комедии, в общем-то, и не требуется.

Лучший экшен

1. «Ханаан»



Буквально первая же перестрелка в "Ханаан", в которой заглавная героиня, умело пользующаяся своими способностями синестетика, выносит с десяток Плохих Парней на карнавале в Шанхае, стимулирует те самые органы чувств, которые обычно включаются лишь во время просмотра фильмов Курта Уиммера, Зака Снайдера, Майкла Бэя (не считая трансформеровдва, конечно) и прочих голливудских повелителей экшена. Подобные подарки зрителю случаются отнюдь не каждую серию (всё-таки "Ханаан" - это в первую очередь сериал о людях, а не об их умении убивать друг друга), но всё-таки довольно часто и каждый раз выглядят так роскошно, что хоть сейчас в Золотой фонд боевого аниме.
1. «Стальной алхимик (2009)»



К новому «Алхимику» можно придраться по очень многим пунктам (не верите – почитайте обзоры эпизодов), но одного у него не отнять: местная алхимия отлично подходит для создания эффектных потасовок. И пусть герои «берутся за оружие» куда реже, чем хотелось бы, когда они всё-таки принимаются за дело, сериал резко превращается в одно из лучших творений сезона.
2. «Фантом: Реквием по Фантому»



Да, по отцовской линии Requiem for the Phantom - это чистейшей воды драма о цене человеческой жизни, устойчивости морали и одиночестве, но по материнской - довольно напряжённое и эффектное кино про наёмных убийц. Тренировки, засады, перестрелки, рукопашные - всего этого в "Реквиеме по Фантому" хватает, а вполне ясно очерченные, пусть иногда и очень спорные мотивации главных героев лишь подливают масла в огонь.
2. «Ханаан»



Отличная анимация и постановка. Террористы. Таксист, разъезжающий по крышам домов. Девушка, видящая запахи. Дед, прыгающий по городу с активностью накачанной энергетиками макаки. Мамико Ното, убивающая голосом.
3. «Слёзы по Тиаре»



Создатели "Слёз по Тиаре" явно не один раз посмотрели "300 спартанцев" и сделали из увиденного абсолютно правильные выводы. Точнее, один вывод - "новое слоу-мо" от Зака Снайдера отлично приживётся на стволе аниме-индустрии, если подойти к процессу прививания ответственно и творчески. Результат налицо: когда в Tears to Tiara случаются сражения - от них глаз не оторвёшь, даже от тех, где никаких Заком Снайдером и не пахло.
3. «Сенгоку Басара»



На самом деле, если говорить исключительно об экшене, то безумные, пафосные, невероятно эпичные поединки из «Басары» - лучшее, что случилось в аниме за этот год. Да, лучше экшена в FMP и «Ханаан». Увы, даже крутость летающего средневекового меха меркнет, когда ей приходится соседствовать с невероятно убогой историей и раздражающими персонажами.

Сюрприз года

1. «Девочки-бейсболистки периода Тайсё»



Скажи кто-нибудь полгода назад, что одним из любимейших аниме осеннего сезона у меня станет сериал про школьниц, решивших создать свою бейсбольную команду - всенепременнейше отправил бы к доктору, предварительно подняв на смех и обидно обозвав павломглобой. Потому что и бейсбол мне до лампочки, и современная школа как-то ближе (где короткие юбочки, чёрт побери?), да и вообще - ну вы чего, товарищ, совсем не в себе? Однако "Бейсболистки периода Тайсё" оказались до того милым, смешным и добрым сериалом, что это не поддаётся никакому описанию. Пожалуй, что-то подобное могли бы нарисовать в Ghibli, если бы Миядзаки или кто-то из его подчинённых снизошли бы до сериалов. Впрочем, пока есть студии типа J.C. Staff и режиссёры вроде Такащи Икехаты - Миядзаки как-то без надобности.
1. «Выше небес»



Пожалуй, идеальный пример приятного сюрприза: несколько месяцев я не мог заставить себя посмотреть серию Souten Kouro, абсолютно уверенный, что это будет какой-то жалкий треш типа Devil May Cry, пытающийся литрами крови и отрубленными головами отвлечь внимание зрителей от своей убогости. И так, похоже, поступил не только я – по крайней мере сериал практически нигде не обсуждали, не переводили, не качали… Печальное зрелище, в общем. И каким же было моё удивление, когда, запустив-таки сериал, я увидел одну из лучших вещей 2009 года. Да, подобно легендам древности, Souten Kouro наполнен преувеличениями под завязку, и героям тут достаточно сказать «Я избранный», чтобы другие становились под их знамёна. Но если не воспринимать всё буквально, если относиться к этому аниме, как к легенде (которой оно и является) – то всё стаёт на свои места. Герои начинают радовать харизматичностью, история – интригами и масштабами, экшн – кровью и оторванными конечностями… Да что там – в этом сериалае радует вообще всё. Кроме того, что его перевели лишь наполовину.
2. «Кейон!»



Да, это Kyoto Animation, да, это про красивых девочек-музыканток, и - да, это от людей, принимавших непосредственное участие в лучших проектах студии. Но, помилуй боже, какой там "Кейон", когда мы все так дружно ждали новую "Судзумию"! Оставьте своих девочек-музыканток себе, дайте нам богиню и пусть она будет божественна по самое не балуйся. Увы, богиня оказалась низвергнута с Олимпа злобным троллем Кадокавой, зато девочки-музыканты зажгли так, что всё аниме-сообщество страшно лихорадило весь сезон и потрясывает до сих пор - в ожидании второго сезона. Мио, Юи, Рицу, Муги, Азу-нян, Уи и Савако стали нам как родные, а количество фанарта с участием этих девочек (особенно сами знаете кого) превзошло все разумные пределы. Чтобы обзавестись званием абсолютного шедевра, "Кейону" нужно всего ничего: стать чутка разнообразнее и уделять Мио примерно в три раза больше экранного времени.
2. «Хромированные Царства»



Кто бы мог подумать, что откровенно дешёвенький сериал, созданный не ахти какими известными людьми, окажется настолько увлекателен? Необычный, полный загадок мир. Замечательный ансамбль героев, возглавляемый шокирующее адекватным и разумным главным героем, а также героиней, быстро ставшей одной из богинь анонимусов. Зрелищный экшн, умудряющийся радовать глаз несмотря не дешевизну сериала. В общем, на удивление хороший сериал, которому не хватает лишь одной маленькой мелочи – сиквела.
3. «Кэмпфер»




"Кэмпфер" просто обязан был оказаться тупой хренью вроде "Меча королевы" - завязка сюжета буквально кричала о своей вторичности и беспросветной глупости. В принципе, так оно и вышло. За одним исключением - ярко выраженный идиотизм сюжета и главного героя авторы щедро разбавили иронией, стёбом, здоровой дуркой, а то и просто качественным юмором. Не подкачали и персонажи - вроде бы и ходячие штампы, но до чего притягательные! Так - под шутки, прибаутки и обилие фансервиса - и прошёл первый сезон "Кэмпфера". Надеемся, что не последний - побольше бы такого красивого, яркого, безумного и не стесняющегося постебаться над собой простого развлекалова.
3. «Кафедра искусствоведения, класс арт-дизайна»



Честно говоря, я давно отчаялся встретить среди аниме-сериалов достойного приемника шедевральной «Азуманги», и уж тем более не думал, что таким приемником может стать «обучающая» комедия про художниц. Что ж, GA умудрился очень приятно меня удивить. Мало того, что этот сериал, в отличие от других творений «про художниц», действительно активно использует выбранную тематику. Мало того, что после него жутко хочется научиться рисовать. Ко всему прочему, он ещё и дико смешной, а героини и герои в нём – до жути притягательны, пусть и ни не оригинальны.

Лучший сериал по оригинальному сценарию

1. «Ханаан»



Да, в основе "Ханаан" лежит игра 428: Fūsasareta Shibuya de, вышедшая на консоли Nintendo Wii, но поскольку аниме - это сиквел, а отнюдь не пересказ той же самой истории, то все вопросы об оригинальности сценария отпадают сами собой. Остаются совсем другие вопросы: "Что происходит?", "Кто эти люди?" и далее в том же ключе. Да, "Ханаан" - из той породы сериалов, которые предпочитают столкнуть зрителя в море событий, персонажей и их поступков, чтобы понаблюдать, как тот барахтается, пытаясь по отдельным фразам, намёкам и обрывкам информации выстроить правильную картину происходящего. Выплывет - молодец, свой человек. Потонет, завопив "Я ничё не понял!" - туда ему и дорога.
2. «Темнее чёрного: Близнецы и падающая звезда»



И снова сиквел, и снова - плевать на это с высокой колокольни. Потому что и первый, и второй сезон "Темнее чёрного" не основаны ни на манге, ни на ранобэ, ни на игре - вообще ни на чём, кроме чрезвычайно оригинальных представлений авторов о людях со сверхъестественными способностями. Да, местные Контракторы - это вам не Люди-Икс, которые не расплачиваются за свои сверхумения ничем, кроме изоляции от общества, положительных героев вообще кот наплакал, сюжет закручен так, что мама не горюй, а от персонажей, которые запросто могли бы стать героями собственного сериала, создатели "Темнее чёрного" избавляются с такой скоростью, будто боятся не выполнить спущенный Сверху план. Это-то и подкупает.
3. «Басквош»



«Басквошу» потребовалось аж семь серий, чтобы перестать быть унылой хренью, да. Зато когда он всё-таки сделал это, сериал резко превратился в увлекательный и необычный эпик, наполненный приключениями, интригами, романтикой и меха-баскетболом. Концовка, правда, тоже слегка подкачала – очень уж быстро свернули накрученные за время сериала сюжетные линии и очень уж банально всё разрешилось. Чувство такое, что авторам просто не хватило серий, чтобы как следует закончить историю (ещё раз спасибо пустым первым сериям, видимо). Но, тем не менее, общее впечатление сериал оставил весьма и весьма положительное.
4. «Восточный Эдем»



Эх, а ведь поначалу «Эдем» казался главным претендентом на одно из первых мест в этой номинации… Увы, увы. Благодаря идиотским друзьям Саки, натуральным образом убившим несколько серий «Эдема», а также «великолепной» идее оборвать сериал на середине истории и оставить всё самое интересное на полнометражки, по итогу Higashi no Eden по общему впечатлению уступает даже «Басквошу»… А там ведь, если что, четверть сериала была засрана! Только вот у «Басквоша» 26 серий – время работать над ошибками. А вот для 11-серийного творения слабые серии, увы, непростительны.

Героиня года

1. Рина Огата
«Белый альбом»



Красивая, умная, сексуальная, решительная, честная, справедливая, искренняя, умеющая постоять за себя, но ни капельки не скандалистка, с чувством юмора, не лезущая за словом в карман, с чувством собственного достоинства, сильная, но иногда чисто по-женски беззащитная и трогательная, отлично ладящая со всеми вокруг - кроме тех, кто ей откровенно неприятен. А ещё - звезда с красивым голосом и кумир миллионов, хотя это уже как раз не так важно. Всё это - Рина Отага, идеальная девушка, по вине какого-то растяпы-купидона влюбившаяся в отнюдь не идеального парня. На протяжении всего сериала мечешься, не зная, что ей пожелать: то ли выиграть сражение за сердце главного героя, то ли найти себе более достойного любимого человека. Главное - будь счатлива, Рина, ты заслужила это в первую очередь.
1. Сендзёгахара Хитаги
«Легенды о монстрах»



Что тут сказать… Одна из немногих номинаций, где у меня не было ни малейших сомнений касательно первого места. Всё-таки Сендзёгахара поистине великолепна. Даже в сериале, полностью населённом великолепными, дико харизматичными персонажами, даже там она умудряется выделяться. Причём, обычно я недолюбливаю цундере-героинь, но Хитаги – куда больше, чем ещё один плоскогрудый представитель популярного шаблона. Она – полноценная личность, вырывающаяся из шаблонных. Она ехидна, умна, честна с собой и окружающими, а ещё очень и очень жестока, когда захочет. Что, само собой, не добавляет ей баллов.
2. Ущио Оказаки
«Кланнад. Продолжение истории»



Чтобы выправить демографическую ситуацию в стране, совсем не обязательно ограничиваться системой материальных поощрений (хотя это, конечно, отнюдь не лишнее). Надо просто показать в прайм-тайм по какому-нибудь центральному каналу "Кланнад: Продолжение истории" - и миллионы молодых людей падут жертвой всесокрушающего обаяния Ущио ?Канзаки? - милейшей дочки главного героя, вернувшей его к жизни и любящей вчерашнего оболтуса не за подарки, мороженое и примерное родительское поведение, а просто потому что это папа - ну как его не любить? Одним словом, дети - это совсем не страшно, особенно если они такие замечательные, как Ущио.
2. Фелли
«Хромированные Царства»



Одна из «богинь» двача, Фелли – главная причина, по которой Chrome-Shelled Regios не оказался в забытьи вместе с Souten Kouro и прочими крутыми, но непопулярными сериалами. На первый взгляд Фелли кажется обычным клоном Аянами Рей, но вскоре, спасибо сюжету, у девушки прорезаются отдельные цундерешные нотки. Причём они, во-первых, очень забавно поданы, а во-вторых, отлично объяснены сценарием, благодаря чему Фелли воспринимается именно как интересная личность, а не как банальная попытка скрестить пару наиболее любимых анимешниками типажей.
3. Тайга
«Торадора!»



Очень может быть, что в реальной жизни девушка вроде Тайги была бы послана мною на три весёлых буквы примерно через пять минут общения. И впрямь: недружелюбна, нахальна, высокомерна, да ещё и руки распускает в самом что ни на есть плохом смысле. Но "Торадора" - это не реальность, "Торадора" - это аниме, а значит, отношение к Тайге прямо противоположное: это очаровательное хамло вызывает одно лишь неподдельное умиление вперемежку с обожанием - ой, как ей идёт это платье с ангельскими крылышками! Ах, как она здорово изображает купидончика! Ух, как она горой стоит за Рюдзи! Одним словом, повезло парню.
3. Мио
«Кейон!»



Есть подозрение, что Мио родилась в ходе какого-нибудь секретного военного эсперимента по созданию идеальной «май вайфу» для японских отаку. Сложно сказать, с какой целью был порождён этот концентрат моэ. Может быть однажды, когда все отаку и хикикомори Японии окажутся у неё в рабстве, она прикажет им сброситься с крыш, чтобы избавить Японию от перенаселения (и нехватки мяса). Может – превратит их в персональную армию и отправится захватывать мир. Но что бы там ни было, мы с этим ничего поделать не сможем. А значит, остаётся расслабиться и получать удовольствие.

Герой года

1. Арон
«Слёзы по Тиаре»



Если бы каждый пробудившийся от многолетнего сна демон был таким же потрясающим типом, как Арон из "Слёз по Тиаре" - количество сюжетом типа "группа приключенцев отправляется на уничтожение древнего зла" резко пошло бы на убыль. Поэтому, наверное, даже здорово, что подобных личностей в фэнтези-мирах - раз, два и обчёлся. Остроумен, силён, справедлив, хорош собой, потрясающий боец, стоит горой за своих людей и не даёт в обиду красивых девушек - да уж, тот ещё зверюга!
1. Токучи Тоа
«Один на вылет»



Тоа – это Акаги. Тот же голос, тот же характер, те же повадки… Разве что с людьми он общается чуть вежливей и умереть особо не стремится. В остальном же, да: сменилось имя, бейсбол пришёл на смену маджонгу, но сам герой остался тем же. А Акаги, для тех, кто не читал мою рецензию – один из самых харизматичных героев в истории аниме. Что уж говорить про всего один год.
2. Дзюнпей
«Мяу-любовь!»



Навлечь на себя Великое Кошачье Проклятие, каждый день находиться под угрозой превращения в страдающего аллергией на самого себя кота, выполнять даже самые дурацкие просьбы представителей неко-народа, разбираться с многочисленными запавшими на тебя девушками и при этом не спятить и даже не превратиться в затюканного подкаблучника и подлапочника? Знаете, миссия почти невыполнима. Однако ж, вот он, наш герой, за весь сериал не вызвавший ни единого намёка на раздражение и ни единого повода в сердцах воскликнуть "Ну ты и придурок, братец!" Респект, Дюзнпей, респект.
2. Лейфон
«Хромированные Царства»



Лейфон – абсолютно адекватный главный герой. Всё. Казалось бы, что тут сложного – сделать главного героя вменяемым человеком, у всех поступков которого есть разумные причины? Однако ж нет, даже если выкинуть в форточку всех ОЯШей, всё равно таких главных героев практически нереально найти - в самом лучше случае ты натыкаешься на харизматичных гениев с манией захвата мира. Лейфон же – всего лишь предельно вменяемая личность. И это – просто нереально круто.
3. Цвай
«Фантом: Реквием по Фантому»



Цвай, он же Рейдзи Азума - настоящий пример для всех наёмных убийц поневоле. Человек, сделавший свой выбор "убивать или умереть" и отлично представляющий последствия этого выбора. Сначала делающий дело, а уж потом предающийся размышлениям и сожалениям. Способный собственноручно положить кучу врагов и даже не запыхаться. Избавивший несчастную девочку-убийцу от одиночества и выполнивший все данные ей обещания. Человек, с которым вы не хотели бы встретиться в тёмном переулке (да и при свете дня - тоже) и вряд ли достойный более счастливой судьбы, но заслуживающий как минимум понимания и уважения.
3. Сао Сао
«Выше небес»



Если бы у нас была номинация «Лелуш года», то Сао Сао несомненно занял бы в ней первое место. И, что уж греха таить – единственное. 2009 год был до обидного беден на упомянутых выше гениев, желающих править миром. К счастью, один такой всё же нашёлся. И пусть до Лелуша Сао Сао не дотягивает (потому он на третьем месте, а не первом), следить за действиями умника, готового на любые жертвы ради своей цели, всё равно дико интересно.

Лучший сиквел

1. «Кланнад. Продолжение истории»



Повторюсь: первый "Кланнад" - очень хороший сериал. С неплохой драмой, уместной мистикой, изрядным количеством комедии - про фирменное визуальное пиршество в исполнении KyoAni я вообще молчу. Но "Продолжение истории", не забывая про юмор и мистику, всё-таки делает упор на драму - и добивается в этом грандиозного успеха. Именно "Продолжение истории" примирило меня с романтическим выбором главного героя, сделанным в первом сезоне (да, Нагиса и Томоя - действительно замечательная пара), именно оно заставляло не раз и не два утирать скупую мужскую слезу (а на самом-то деле!..), и именно оно позволило "Кланнаду" (это всё-таки одна история) войти в пантеон самых любимых аниме-сериалов.
1. «Один научный Рейлган»



«Рейлган» заслуживает первое место в моём списке уже просто потому, что он – редкое продолжение, оказавшееся заметно лучше оригинала. Не знаю, конечно, кому как, но мне никогда особо не нравилась Индекс, а многие истории и эпизоды казались откровенно затянутыми. То ли дело Бири-Бири. У неё и приключения интересней, и сайдкиков она себе подобрала лучше, ну и вообще, мы всегда рады сценкам, намёкам и шуткам на юри-тематику. В общем, правильное продолжение франчайза.
2. «Волчица и пряности - 2»




Ах, Хоро, Хоро, до чего ж ты хороша! И как же здорово, что создатели сериала поняли, чего хотят от них фанаты и сдвинули акценты с торговли на очаровательнейшую волчицу, посвящая ей целые серии. Жаль, что таких серий не шибко много, но направление выбрано верное и, глядишь, сезону к третьему-четвёртому Хоро Мудрая заполонит собой каждый эпизод, а Лоуренс наконец-то перестанет вести себя как школьник и окончательно осознает, какое же всё-таки милейшее создание снизошло до того, чтобы стать его спутницей. В любом случае, попытка засчитана - второй сезон "Волчицы и пряностей" действительно лучше первого.
2. «Летняя Аращи - 2: Осень всему счёт ведёт»



«Аращи - 2» - тоже несколько странное продолжение. Первый сезон был полностью самодостаточным произведением, начавшим и закончившим отличную драматичную историю, сдобрив её парой стёбных серий. Сиквелу просто нечего был рассказывать. И что же сделали авторы? Если не считать двух серьёзных (а оттого – лучших в сезоне) серий, «Аращи 2» превратили в череду практически не связанных комедийных эпизодов - то есть в то, что люди ждали ещё от первого сезона. К счастью, получилось на удивление неплохо – большая часть серий вышла по меньшей мере забавной. Но всё-таки жаль, что места полноценной истории тут не нашлось.
3. «Один научный Рейлган»



Если честно, то "Рейлгану" сильно повезло, что в 2009 году успела выйти лишь первая половина сезона. Потому что со второй половины сериал начал сильно сдавать - куда-то подевались и безбашенность, и юмор, и драйв, и увлекательность - только анимация осталась на прежнем высоком уровне. Зато до 13-й серии включительно - это практически сплошная сказка, по многим параметрам на голову превосходящая "Индекс": нет занудных диалогов, нет запутавшегося в самом себе сюжета, нет скучных персонажей, которым зачем-то выделяют слишком много экранного времени, зато много шуток, гиперактивной Куроко, очаровательной Бири-Бири и так далее, и тому подобное.
3. «Милый дом Чии - 2: Новый дом»



А вот тут всё просто. «Милый дом Чии - 2» - это как «Милый дом Чии - 1», только «2». Больше персонажей, больше приключений, больше маленькой миленькой котёнки – вот и всё. Отличное продолжение отличного сериала.

Лучшая музыка

В этой номинации мы рассматривали лишь музыку непосредственно из сериалов, не беря в расчёт опенинги и эндингы, которым, как известно, всегда уделяется повышенное внимание. Про них мы ещё расскажем отдельно, не извольте беспокоиться, а сейчас - о той музыке, что создаёт атмосферу непосредственно во время просмотра.

1. «Белый альбом»



С точки зрения создателей "Белого альбома" было, конечно же, большим свинством выпустить OST спустя несколько месяцев после окончания сериала. Потому что мочи уже нет терпеть - до того хочется переслушать несколько особо запавших в душу вещей, окрашивающих каждую страницу этого альбома в свой неповторимый оттенок. Впрочем, счастье уже совсем близко (релиз в Японии состоялся 24 марта), а выпущенные ранее диски с романтичной White Album, грустной Koiiro Sora и заводной Sound of Destiny помогли скрасить ожидание. Кстати, совет ценителям хорошей музыки - обязательно послушайте настоящий ретро-хит Tsuiteru ne Notteru ne с сингла White Album в исполнении Юки, а также - Sakura no Hana no Mau Oka de с Sound Stage 01. Кто бы мог подумать, что у девочек из Sakuradan действительно есть как минимум одна хорошая песня!
2. «Сердца Пандоры»



Юки Кадзиура - это своего рода знак качества; гарантия, что музыка в сериале будет как минимум неплоха, а при удачном раскладе - хороша настолько, чтобы отдельные треки поселились сначала в голове, а потом и в плейлисте. Так было с .hack//SIGN, так было с Noir и ещё несколькими саундтреками. Так случилось и с Pandora Hearts - сам сериал, увы, вышел не идеальным, но к музыке претензий нет и быть не может. Добро пожаловать на наши айподы и айфоны!
3. «Фантом: Реквием по Фантому»



Нанасе Хикару потрудился над "Фантомом" на славу - настроение музыки меняется от депрессивной до яростной, от грустной до щеголеватой - и всегда очень вовремя, очень кстати. Что самое приятное, вещи вроде Requiem for the Phantom, Canzone of death part и Haitoku no Gajou, несмотря на свою атмосферность и привязанность к событиям сериала, преотлично слушаются и в отрыве от оного. Хотя добавить к этому плейлисту KARMA и Transparent, безусловно, не помешает.
4. «Стальной алхимик (2009)»



Новому «Алхимику» не свезло обзавестись хоровой песней на русском языке, но даже без своего аналога «Братьев» саундрек FMA (2009) умудряется доставить ушам немало приятных минут. Более того, он оказался достаточно хорош, чтобы думая о «музыке из Алхимика», ты думал именно о музыке из этого «Алхимика», а не ностальгировал по ушедшим временам. А это дорогого стоит.

Разочарование года

1. «Меланхолия Харухи Судзумии (2009)»



Продолжения "Судзумии" мы ждали долго и упорно - с трепетом вчитывались в переведённые статьи из "Ньютайпа", смаковали промо-кадры, восхищались длинными волосами Харухи, проглатывали многочисленные лжеанонсы и бесконечные переносы, отмены и возрождения проекта. Короче говоря, прощали Kyoto и Kadokawa такое, чего ни за что не простили бы другим людям - просто потому, что эти люди создали "Меланхолию Харухи Судзумии". А что в итоге? Длинные волосы перекочевали в "Исчезновение", из всех новых серий реально замечательными оказались от силы штуки три, "Вздохи" получили раза в два больше эпизодов, чем они того заслуживали, а за бесконечно идиотское решение растянуть "Бесконечную восьмёрку" на восемь бесконечно похожих друг на друга серий "Кадокаву" и "Киоани" не пнул только ленивый. Одним словом, сплошное разочарование.
1. «Когда плачут чайки»



Скажу честно, я очень долго думал над порядком в этом топе - очень уж близки по силе разочарования были все четыре сериала. Тем не менее, в конце концов я всё-таки решил отдать приз «Чайкам». Причина проста: этот сериал стабильно разочаровывал меня в течении всего сезона, постоянно давая надежду, что вот-вот начнётся что-то действительно стоящее, а в итоге становясь лишь хуже, хуже и хуже.
2. «Мир в отражении глаз девушки, видящей Небеса»



Два первых места в "Разочаровании года" - не слишком ли жирно, дражайшая KyoAni? Нет, оно понятно, что количество иногда перерастает в качество, но явно не в этом случае - даже появление в 2009 году "Кейона" и продолжения "Кланнада" не спасло студию от потери ореола культовости и непогрешимости. Причём если новая "Меланхолия Харухи Судзумии" - это всего лишь результат очень неудачного троллинга фанатов, то «Мир в отражении глаз девушки, видящей Небеса» - самая натуральная лажа и попытка заработать денег на давно уже отработавшем своё материале. Нет, прямым текстом никто и не обещал сплошного новья на современном техническом уровне, но всего девять серий, шесть из которых оказались банальным пересказом двух старых OVA, а последние три, скажем так, не сражали наповал ни графикой, ни чем-то ещё - это уже форменное издевательство.
2. «Меланхолия Харухи Судзумии (2009)»




Нет, не угадали. «Бесконечная восьмёрка», конечно, главная причина, по которой вторая половина первого сезона «Судзумии» оказалась жутким разочарованием. Но она, увы, не единственная. Последовавшие за ней «Вздохи» тоже оказались до жути затянутым и не ахти каким интересным циклом, совершенно несравнимым с оригинальными сериями по увлекательности. Вот и выходит, что в из новых 14-и серий внимания стоит лишь одна. И это, чёрт возьми, очень разочаровывает.
3. «ООО "Первая любовь"»



Романтическая школьная комедия с кучей красивых девушек в главных героинях от студии, подарившей нам "Торадору", "Мёд и клевер" и "Кимикисс" - ну что тут могло пойти не так? Как выяснилось - всё, начиная от сценария и заканчивая анимацией. Из всех сюжетных линий искренний интерес вызывала лишь парочка, самым классным персонажам уделялось минимум внимания, отдельные герои так и вовсе дико бесили, а откровенная нехватка деталей в графике (вплоть до полного отсутствия заднего фона) заставляла с ностальгией вспоминать "Настоящие слёзы" и "Кланнад". В итоге "Первая любовь" не дотянула даже до "Кимикисса", а это, при всём уважении, отнюдь не вершина жанра.
3. «Рубаки: Эволюция-Р»



Вообще, разочарованием оказался весь четвёртый сезон «Рубак», включая Revolution. Но, во-первых, Revolution был разочарованием 2008 года, а во-вторых – после него всё ещё осталась надежда на светлое будущее. Однако Evolution-R её не оправдал. Будь то воскрешение Резо или временное введение в сериал амнезирующей Наги – весь этот сезон состоял лишь из филлеров, ни капли не двигающих вперёд историю героев и окружающего их мира. И, учитывая, сколько книг серии Slayers всё ещё томятся без экранизации, создание целого филлерного сезона совершенно непростительно.
4. «Дотянуться до тебя»



Невероятно талантливые сэйю (Мамико Ното, Ая Хирано и Миюки Саващиро - в одном сериале!), отличный сценарист, который одной только "Наной" заслужил памятник при жизни, красивейший арт, отличная анимация, приятные персонажи... И при этом - невероятная скука, настигающая уже на третьем эпизоде. Сериал не использует и одной десятой потенциала завязки: главная героиня до того добра и мила, что может напугать разве что законченного дебила (собственно, трясующиеся при её виде школьники и школьницы таковыми и кажутся), а главный герой западает на Савако так быстро, что непонятно, о каком развитии отношений и интриге может идти речь. А ещё эту прелесть растянули на феерические 25+ эпизодов, что способно убить желание продолжить просмотр даже у самых стойких фанатов жанра.
4. «Сенгоку Басара»



Этот сериал мог стать одним из лучших аниме года. Да что там «мог» – должен был, судя по первым сериям. Увы, при желании испортить можно что угодно. Злой ли умысел тому виной, или авторы сериала и правда не поняли, что Sengoku Basara все смотрят ради безумного экшена, а не сюжета, но акценты очень быстро сместились с великолепных потасовок на тошнотворную драму. А это ещё никого не доводило до добра.

Говно года

Тут надо кое-что прояснить: в эту номинацию не попадает совсем уж откровенный мусор. Сериалы типа Miracle Train и Gokujou!! Mecha Mote Iinchou, с самого начала не заслуживавшие ни внимания, ни даже статуса «говно», мы сюда не включаем – очень уж это было бы скучно. Говно года – это худшие из тех аниме-сериалов, которые вообще заслуживают права называться полноценными аниме-сериалами. Пусть и откровенно убогими.

1. «Меч королевы»



Мы могли бы долго рассуждать о том, что же делает Queen's Blade худшим аниме года, но на самом деле всё предельно просто. Этот сериал совершил самое страшное преступление в истории человечества: взял две любимых зрелища мужиков - экшн и сиськи, и сделал их жутко, непередаваемо скучными. А за такое, господа, надо анально кастрировать.
2. «Землетрясение в Токио: 8.0 баллов»



Да, прежде, чем к нам в очередной раз набегут возмущённые защитники прав «реалистичного аниме», напоминаем: реалистичность – не достоинство. Это – не более, чем характеристика сериала. Она не является плюсом или минусом, как не является им принадлежность творения к жанру боевиков или комедий, а его мира – к фентези или научной фантастике. А вот отвратительные персонажи, жуткая затянутость, однообразность и предсказуемость повествования и совершенно никакая режиссура – они недостатками очень даже являются. И достаточно серьёзными, чтобы превратить в говно неплохую идею.
3. «Когда плачут чайки»



«Чайки» - самый подлый сериал сезона. Да, он не ахти какой хороший с самого начала. Но благодаря отдельным великолепным идеям и поцикловой структуре повествования всё время остаётся надежда, что уж со следующего-то цикла всё пойдёт на лад. Увы – не идёт. Великолепные идеи раз за разом сливают в унитаз. Внимание зрителя старательно акцентируется не на редких приятных героях, а на тех персонажах, что вызывают наибольше раздражение и отвращение. История толком не двигается с места, а каждый следующий цикл до тошноты похож на предыдущий… Ну а хуже всего то, что даже если вытерпеть весь долбанный сериал, то в конце тебя не ждёт за это награды – немногочисленные интересные загадки так и не получают ответа, а история не получает даже промежуточного финала, вместо него выкатывая бездарнейшее «To be continued». Что ж, наверное оно и правда «to be». Только как-нибудь без нас. Терпеть эту хрень второй раз нам что-то не хочется.
4. «Кредо Вайперов»



«Кредо Вайперов» - представитель худшего вида дерьмовых аниме: серые и скучные. Его проблема не столько в том, что в нём много плохого – проблема в том, что в нём нет практически ничего хорошего. Нет персонажей, нет сюжета, нет мира, нет осмысленного экшена. Всё здесь – предельно пустое и унылое. И это ужасно. Ведь если аниме реально плохое – это может быть забавно. Над ним можно ржать, над ним можно издеваться – и хотя бы таким изощрённым способом получать удовольствие от просмотра. Но Viper's Creed – он настолько пуст и уныл, что о нём и говорить-то толком нечего.

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии