Ноль кадров в секунду. Выпуск 153: Человечество is Doomed Рецензия и отзывы на игру Ghost Recon Wildlands Syfy одобрил третий сезон «Пространства» Канал FX продлил сериал «Легион» на второй сезон Обзор Nintendo Switch
75
ИГРЫ
 
Прямая ссылка на новость:

Ретроспектива серии Metal Gear, часть 3

Кто бы мог подумать: оказывается, люди даже не заметили, когда я решил посвятить одной игре серии целых две статьи в Ретроспективе. Что ж, надо будет при случае проверить, какие ещё издевательства наш народ способен безропотно выдерживать...


Пока же мы вернёмся к упомянутой выше (хе-хе) Мерил. Может, я был излишне жесток, назвав её банальным объектом для фансервиса, встроенным в игру исключительно ради того, чтобы у Снейка была принцесса для спасения и уезжания в закат? В конце концов, авторы ведь постарались сделать её персонажа интересным и полезным, а их со Снейком отношения – правдоподобными. Так может, она заслуживает серьёзного, взрослого взгляда?

…Нет, не заслуживает. Когда девушку, замаскированную под вражеского солдата, надо вычислить по вилянию её упругой попки, когда одна из основных бесед с её участием происходит в женском туалете, пока она дефилирует в одних трусиках да маечке, когда среди главных пасхалок игры числится возможность пялиться на Мерил с видом от первого лица и слушать смущённые комменатрии, когда первое, что пытается сделать Мантис, поработив её разум, – соблазнить ею Снейка… Очень легко понять, знаете ли, чем думали авторы при её создании.

Впрочем, она-то не виновата. Просто Кодзима, как и положено всякому уважающему себя японцу, любит фансервис. И Мерил – это ещё очень сдержанное и утончённое проявление этой любви. Вот в будущих частях, особенно MGS4 и Peace Walker, от утончённости или попыток замаскировать фансервис под сюжетно важные элементы не останется и следа. Да и кому они нужны, когда есть возможность глазами раздевать несовершеннолетних девочек – новшество, достойное головы истинного гения геймдизайна? Но это, увы, тема не столько даже для другого раза, сколько для другого автора – всё-таки Peace Walker слишком молод, чтобы обсуждать его в ретроспективе.

Лучше вернёмся к любимому всеми поклонниками зелёной травы прошлому и поговорим о другом занимательном персонаже MGS. Герое, которому даже смерть не помешала стать одним из главных символов и непременных констант серии: Грей Фоксе. Или, если точнее, роботизированном ниндзя. Потому что привлекательность Серого Лиса как такового всё-таки ограничивается этой игрой. И да, тут он крут, как и положено любому совершенно ебанутому персонажу, обладающему сверхчеловеческими силами и использующему их, чтобы нести с экранов красоту и массакр. Даже то, что один факт его существования на несколько голов приближает серию к званию «бразильской» мыльной оперы (звание, от которого она и без участия Серёжи стояла всего-то в паре метров), не особо портит ситуацию. Странные дружеско-вражеские отношения между Фоксом и Снейком искусно поданы, а наличие в истории красивой сестрички Фокса (говорю же, «Санта-Барбара» одобрила бы такого наследника), заражающей Змейка Фоксдаем, превращает и без того замороченную историю в чистейший мозготрах. И, если кто вдруг не знает: секс – штука приятная, так что это был комплимент.

Но, повторяю – герой-то полюбился людям отнюдь не из-за этого. Кому сдались все душевные терзания, драмы, сложные предыстории, многогранные отношения с другими участниками и прочая муть для девочек? ЭТО РОБОТ-НИНДЗЯ! Робот-ниндзя, который как нехуй делать носится по миру и рубит в капусту людей, предметы и дома, пока мы, играющие вроде как одним из самых крутых героев в истории, вынуждены прятаться от глаз врагов по канализациям и трястись в картонных коробках! Да он же Бог Мяса! Он охуенен и велик! Каждая игра, где есть робот-ниндзя, автоматически становится на 20% круче!!! Ну и далее по списку. Это я так пытаюсь намекнуть, что данный образ очень сильно приглянулся геймерам. Настолько, что в дальнейшем его аналог появлялся в большей части игр серии, а под конец Кодзима и вовсе взялся читерски использовать данный костюм, чтобы превратить ненавистного многим персонажа во всеобщего любимчика. И что смешнее всего – это сработало. Как же всё-таки легко контролировать мнение масс… Ну да я опять забегаю дааалеко вперёд. Сейчас же…

Оцелот, я выбираю тебя! Револьвер Оцелот… Вот уж поистине странный экземпляр. Давайте-ка ещё разок пробежимся по списку боссов, а? У нас есть Вулкан Рейвен – здоровенный негр, всюду разъезжающий на любимом танке, колющий лёд исключительно из предполагавшегося стационарным шестиствольного пулемёта, а умирающий только тогда, когда его любимые вороны-ролевики начинают отыгрывать пираний и сжирают хозяина вместе с костями. Есть Снайпер Вульф – миледи, способная со ста метров отстрелить детородные органы мухе, контролирующая волков магической силой своего имени и мужчин – магической силой своих сисек (недаром же её обнажённый портрет обнаружился в официальном артбуке). Есть Психо Мантис – урод, который может левитировать предметы и себя, телепортироваться, читать мысли, контролировать людей, ломать четвёртую стену и быть призраком (но последнего я вам пока не говорил). Есть Ликвид Снейк – брат-близнец главного героя, клон великого воина и практически неубиваемый комок ненависти и пафоса. Есть Грей Фокс – воскресший мертвец, робот, ниндзя и псих, т.е. существо, которое могло бы стать круче, только если бы, эммм… даже не знаю. «Had tits and was on fire»?

…А есть Револьвер Оцелот – самоуверенный старикашка, умеющий сносно обращаться с шестиствольным пистолетом. Вот скажите: никому не кажется, что он самую малость выбивается из общей картины? Ведь этот пенсионер только и может, что пытать пойманных Снейков электричеством да терять руки при виде катан!.. По крайней мере, так оно казалось. Но нет, хитрожопому дедушке мало было застолбить за собой звание слабейшего, но умнейшего, хитрейшего и жизнелюбивейшего из боссов игры. Ему хватило нескольких фраз после финальных титров, чтобы перевернуть всю суть событий MGS с ног на голову, вывалить на стол мощнейший задел для сиквела и, что особенно неожиданно, своевольно повысить себя с ролей второго плана до звания одного из важнейших действующих лиц всей саги. Боба Фет удавился бы от зависти.

Так, ну что, кто устал разговора про одну единственную-игру – поднимите руки!.. Хм, немало вас. Отлично, тогда продолжаем в том же духе.


Занятно, наверное, было играть в MGS тем, кто ещё помнил дилогию, вышедшую на NES. Собственно, большинству игроков, для которых похождения Снейка в Шэдоу Мозес стали первой встречей с героем, тоже было забавно. Но ощущение, что ты подключился к просмотру сериала с середины, – оно для большинства из нас не ново, так что необходимость привыкать к постоянным отсылкам в сторону каких-то незнакомых, но не слишком важных для происходящего на экране событий вряд ли усложнила жизнь слишком уж большому числу геймеров. Однако что же делать людям, проходившим и помнившим Metal Gear и Snake's Revenge? Представляете, как странно было им?

– Снейк, привет! Я – твой любимый старый командир, Рой Кэмпбелл!
– Эээм… Серьёзно? Я тебя что-то не помню. Биг Босса помню. Тебя – нет. Разве во время второй миссии мной кто-то конкретный командовал?..

– Йо, Снейк, я Мастер Миллер, твой старый друг и специалист по всему на свете! 
– …Хм. Ещё один. Ты часом не Джон Тёрнер? Слууушай, ты ведь он, да? Аха! Только как тебя опять взяли в команду, ты же нас в прошлый раз предал? И не надейся, что я буду тебе доверять!
– Ха-ха! Вы мне поверили, а я-то всё это время работал на Wallmart!.. Тьфу, пардон, картмануло. Я хотел казать: на самом деле я завёл вас в ловушку!
– Да ну нахуй! Кэп! 
– Только я не Миллер – я убил Миллера и замаскировался под него! Так что можешь рыдать по своему дорогому товарищу!
– Оу. Окей, постараюсь… хнык-хнык?

– Снееееееейк!
– Чёрт, только не говори, что ты тоже меня знаешь!
– Снееееейк, ты что, забыл своего лучшего друга?
– Блин, вот уж чего я бы точно не забыл, так это если бы у меня в сайдкиках ходил охуенный робот-ниндзя!
– Я изменился с нашей прошлой встречи, да… Оно и немудрено, ведь ты убил меня, Грей Фокса!
– Блядь. Какого хуя?! Когда мы стали друзьями?! Когда я тебя убивал?! Да я твою сраную жопу спас в Аутер Хэвене! И что-то я, психическая твоя рожа, не припомню, чтобы ты удосужился отблагодарить меня и помочь, когда я в одиночку сражался с киборгом Биг Боссом!.. Эта игра что, специально пытается свести меня с ума?..

…Ну и так далее. Спасибо хоть, про OILIX в новых частях заботливо не вспоминают, давая пропустившим MG2 игрокам возможность наивно считать мир франчайза более-менее точной копией нашего. Хотя именно это в итоге аукнулось Кодзиме, когда с выходом сиквелов на свет божий повалили толпы идиотов и их соседей по палатам, принявшиеся обвинять сериал в том, что он предал собственную «реалистичность». Ну да это опять же тема для будущего разговора. Пока же пора радоваться: мы наконец-то сделали это! Мы закончили разговор о… сюжетной части MGS. Чёрт. Мне тут подсказывают, что по контракту я обязан поговорить и о других важных особенностях проекта и интересностях, его окружающих. Не ценят меня здесь, скажу я вам, совершенно не ценят. И загонять насмерть тоже не боятся…


Окей, о чём мы ещё не поговорили? Можно бы, конечно, начать тыкать пальцами во внешность игры и смеяться над тем, как сильно она устарела, – но когда речь заходит о трёхмерной графике первого полигонящего консольного поколения, её убогость настолько ожидаема и очевидна, что тратить на это свои иссякающие неиссякаемые запасы ехидства мне что-то не хочется. Пытаться найти геймплейные нововведения, отсутствовавшие в MG2, – и вовсе задачка для истинных мазохистов, любящих играть в «Найди X отличий»… Хм, действительно, о чём это я – идеальная ведь игра для вас, дорогие мои М. Поиграем же!

Ключ-карты высоких уровней наконец-то начали открывать двери всех прошлых уровней, избавив людей от необходимости бренчать повсюду связкой пластиковых ключиков. Враги на радаре обзавелись восхитительно удобными конусами зрения, лишний раз призывающими играть, глядя лишь в верхний правый угол экрана. Герои научились бегать не только вверх, вниз, влево и вправо, но и по диагонали. Появился вид из глаз. Ну и, пожалуй, последнее (хоть и самое важное): в игру добавили тренировочные миссии в виртуальной реальности.

Ок. Знаете, что меня коробит? Надпись Tactical espionage action под заголовком игры. Её action-часть, если быть хирургически точными. MG2 звал себя Tactical espionage game, и это было в разы честнее. Потому что это не экшен, блин! Это активные головоломки, к реальному экшену сводящиеся лишь тогда, когда игрок безбожно лажает. И ничто не делает этот факт очевиднее, чем VR-миссии, где ты фактически обязан находить и исполнять одни из немногих правильных решений, заложенных дизайнерами, если хочешь пройти задачку и получить заслуженный балл.

Но вывод игры на чистую воду – не единственная заслуга VR-миссий. Будучи избавленными от сценарных цепей, виртуальные приключения Снейка были целиком и полностью отданы в вотчину его величества геймплея. И это игрокам, представьте себе, понравилось. Да настолько, что они в один голос завопили «Ещё, и посложнее!», и авторы, будучи не дураками, послушались. Так на свет родился диск, содержащий 300 разнообразнейших VR-заданий, само существование которого мигом ставит крест на любых предъявах в духе «Никто не играет в MGS ради геймплея, для того есть Splinter Cell!».

Где-то его знают под именем «Второй диск переиздания Integral», где-то – под именами MGS: VR Missions и MGS: Special Missions, но от смены клички суть не меняется: именно из этой первой ласточки родилась добрая традиция выпускать для игр серии MGS дополненные и улучшенные переиздания. Традиция, которую который год с чисто троллиной ухмылкой игнорирует MGS4, ни в какую не желающий обзавестись ни трофеями, ни VR-миссиями… Но не будем о грустном, лучше вот вам приятный факт: в VR-миссиях первого MGS есть несколько заданий, дающих всем желающим шанс поуправлять робо-ниндзей. Полноценного Metal Gear Rising это, конечно, не заменит, но хоть как-то скрасить затянувшееся ожидание можно. И да, я знаю, что в MGS2 есть набор миссий с Райденом в соответствующем костюме, – но это совсем не то, ибо на способности героя смена костюма не виляет никоим образом.

Ещё, если верить комментам к прошлой части наших текстовых приключений, я должен написать что-нибудь умное про музыку и озвучку игры. А ведь я искренне забыл об этих немаловажных элементах… кто бы мог подумать – оказывается, даже от комментариев иногда бывает польза. Что ж. Про музыку разговор будет короткий: она на диво крута во всех частях сериала. Недаром в MGS4 мелодии из старых частей выдают в качестве наград за поиск секретных нычек – ведь их действительно воспринимаешь как награду.

С актёрами озвучки всё немного сложнее. Так, я даже не знаю, что лучше: поставить Девиду Хейтеру памятник или отпинать его по черепу заточенными коньками. Человек и пароход, до того более известный своими сценариями и ролью во втором «Гайвере», умудрился наградить Солид Снейка одним из самых узнаваемых и любимых голосов в истории нашего формата медиа. И за что же его пинать, спросите вы? За то, что о последствиях Дэвид явно не думал, а отдуваться приходится нам, и теперь каждый второй крутой наёмник в видеоиграх обязательно хрипит с экранов своим прокуренным голосом «а-ля Змейк». И если учесть, что за дюжину прошедших лет достойно вытянуть эту фишку удалось лишь Элису Тюфякису (не гуглите, на самом деле его фамилия произносится не совсем так), озвучившему героя Deus Ex 3, то становится очевидно: своим замечательным голосом Дэвид принёс миру не меньше страданий, чем радости.

Что же до остальных актёров, то они играют либо хорошо, либо неплохо, либо хотя бы сносно – причём зачастую все эти определения бывают применимы к любому из них в зависимости от конкретной фразы. Всё-таки мы говорим о переводе на английский язык откровенно вычурного японского текста, и без шероховатостей он не смог бы обойтись даже в самом идеальном из миров. Но придётся нам, как бы мне ни было противно делать скидки на время выхода игры, отметить вот какой момент: это сейчас качественная озвучка с тонной отличных актёров разной степени звезданутости стала для видеоигр нормой. Времена же PS1 – это период создания дубляжей на коленке силами пойманных на улице бездомных. И рядом с шедеврами типа переводов Resident Evil или House of the Dead дубляж MGS, умудрившийся превзойти оригинальную дорожку, выглядит едва ли не эталоном грамотной озвучки. Поздравляю, мы нашли ещё одну революцию в коллекции франчайза Хидео Кодзимы.

На этом бы, собственно, и сказке конец, но так как у нас осталось немного свободного времени, упомяну-ка я пару моментов, касающихся не столько MGS1, сколько всей серии. Момент первый: что со Снейком за беда? Почему он не может одновременно носить очки ночного видения, курить, открывать двери ключ-картами и следить за вибрирующим на поясе детектором мин? Что это за таинственный подвид обсессивно-компульсивного расстройства, который позволяет одновременно использовать лишь один предмет? «Антицезарит»?

Момент второй: бессмысленные боссы. Практически во всех частях франчайза находится место для врагов, чья единственная роль – просто быть серьёзными препятствиями на пути к финалу. Они не участвуют в основной истории, а их смерть ни на что не влияет, но нам всё равно пытаются скормить всю их подноготную и заставить воспринимать сие пушечное мясо как личностей. Вы когда-нибудь сопереживали страданиям камешка, который кинули в речку – поглядеть, сколько раз он подпрыгнет на воде? Не-а. Если он показывал себя достойно – вы оставались до глубины души впечатлены его выступлением, но вряд ли кто-то шёл выяснять, какая же тяжкая череда событий привела камешек именно на этот берег. Потому что всем насрать.

Чтобы персонаж стал интересен, у него должна быть активная, яркая роль в истории. Судя по MGS1-2, Кодзима тоже это понял и постарался свести количество «просто боссов» к минимуму. Единственным гадким негритёнком разбираемой сегодня игры был Вулкан Рейвен, которого от практически полного забвения не спасло и право схватиться со Снеком аж два раза вместо одного. В сиквеле же всё и того лучше: даже умирающий первым толстяк на роликах, успешно забывающийся в пылу второй половины игры, своим присутствием оказывал огромнейшее влияние и на сюжет, и на геймплей. Увы, эти игры – исключения из правила, эталоном которого станут «Красавицы» из MGS4.

Но до этого бреда нам, к счастью, ещё пилить и пилить. На сегодня же я вас оставляю: пора идти пересматривать концовку Death Note, перечитывать пост-мордорскую часть «Властелина Колец» и играть в Metroid: Other M. Мне срочно необходимо восполнить запасы ярости, ехидства и желчи, ибо.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню