ДРКГ-15: Всеяредакция отмечает День рождения КГ КГ играет: Half-Life: Opposing Force Рецензия и отзывы на игру Monster Hunter Stories У восьмого сезона «Игры престолов» будет несколько концовок CBS превратит «Секреты Лос-Анджелеса» в сериал
92
КИНО
 
Прямая ссылка на новость:

Тот самый Человек-паук

Удивительные вещи иногда случаются – целое поколение детей в России познакомилось с популярным супергероем благодаря одному-единственному мультсериалу. Разумеется, в малосознательном возрасте и тем более в условиях дефицита информации едва ли кто знал про комиксы и прочий бэкграунд Человека-паука.

Для многих упомянутый мультсериал так навсегда и остался самым каноничным изложением истории Питера Паркера. Причём это даже в какой-то степени недалеко от истины: создателям шоу удалось максимально правильно и объёмно передать атмосферу и суть оригинального комикса The Amazing Spider-Man; в других медиа – на телевидении, в кино, в видеоиграх – подобное больше никому не удавалось в принципе. Хотя Марк Уэбб подобрался тоже очень близко.

Своевольный сценарист

В 92-м году канадская компания Saban Entertainment по лицензии Marvel запустила мультсериал «Люди Икс» (который, к слову тоже хорош, и у нас его неоднократно показывали); двумя годами позже началась трансляция аналогичного шоу про Фантастическую Четвёрку. В издательстве на тот момент были планы создания больших анимационных сериалов по мотивам других важных комиксов – прежде всего, для продвижения соответствующих игрушек.

Анимационный проект про Человека-паука в Marvel решили производить собственными силами – как раз была создана студия Marvel Films Animation, главой которой назначили Эви Арада. На позицию основного сценариста Арад очень хотел нанять человека, занимавшегося мультсериалом про Бэтмена, но что-то у них там не сложилось, и по рекомендации Стэна Ли в итоге был приглашён Джон Сэмпер.

У последнего, само собой, было собственное видение формата шоу: Сэмпера категорически не устраивала концепция одной большой рекламы игрушек (ради чего всё, в принципе, и затевалось). Сценарист на полном серьёзе был настроен на глубокий сюжет, где драма бы заметно превалировала над экшеном. Отсюда возникали споры с продюсерами, которые, например, совсем не приветствовали в мультфильме персонажа Мадам Паутины – ну кому нужна фигурка странной пожилой женщины из астрала? А Сэмпер, в свою очередь, планировал про неё линию на пару сезонов.

Правда, в тот момент Marvel находилось на грани банкротства, и большие боссы были больше обеспокоены сохранением своих рабочих мест, чем контролированием главного сценариста какого-то там мультфильма. Сэмперу прямым текстом запретили придумывать длинные сюжетные арки: дескать, у нас тут шоу для детей, где в каждом выпуске должна быть законченная история, – никаких «Твин Пиксов» про супергероев, короче. А сценарист, несмотря на угрозу увольнения, всё равно писал глобальные линии на две дюжины эпизодов вперёд. «Неогенный кошмар» был воплощён на экране лишь благодаря тому, что в издательстве однажды вообще забили на всё, а Сэмпер втихаря воспользовался моментом и закрутил эпическую драму про мутацию главного героя на целый сезон.

Запреты

Определённые ограничения накладывал и Fox – на канале в отношении мультфильмов действовала жёсткая цензура. Несколькими годами ранее была неприятная история с шоу Power Rangers, которое запретили в ряде стран из-за чрезмерного насилия (в «Могучих Рейнджерах», да, лол). В частности, в «Человеке-пауке» нельзя было: а) убивать персонажей; б) говорить слова «убивать», «смерть» и производные от них; в) использовать огнестрельное оружие; г) бить, хм, стёкла.

Со всеми пунктами (за вычетом первого) особых проблем не возникало. Полицейские и бандиты были вооружены бластерами (хотя сеттинг не назовёшь футуристичным); персонажи грозились раздавить и уничтожить друг друга, но никак не убить; стекло один раз всё-таки разбили – в ходе одного из сражений между Человеком-пауком и Доктором Осьминогом в четвёртом сезоне.

А вот с запретами на убийства и смерти возникли настоящие сложности – Сэмперу приходилось пускаться на всевозможные ухищрения. Тут все наверняка в курсе, что в комиксах герои регулярно дохнут (ну и чудесным образом возрождаются), на чём часто строится сюжет. Например, именно по этой причине Гвен Стэйси – первая большая любовь Питера Паркера – так толком и не появилась в мультфильме. Судьба девушки – каноничным образом погибнуть от рук Зелёного Гоблина, что кардинально влияет на дальнейшее развитие Человека-паука как персонажа. Ту самую сцену на мосту из комикса кое-как воссоздали, заменив Гвен на Мэри-Джейн, которую злодей случайно бросил в пространственный портал. Рыжеволосая пассия главного героя, попав непонятно куда, технически не умерла, однако результаты её исчезновения были равносильны смерти.

От цензуры сильно пострадали и некоторые злодеи. Карнэйдж (в оригинале сумасшедший маньяк-убийца, устроивший в Нью-Йорке массовую резню с сотнями жертв) выглядел по понятным причинам совсем уж блёкло. Арка из комиксов Maximum Carnage в мультсериале скорее казалась пародией на саму себя: красный симбионт просто забирал некую волшебную сущность из людей, которые впадали в кому. В конце эпизода всем «жертвам» всё благополучно вернули, никто в итоге не пострадал, а Карнэйдж отправился собирать жатву в другое измерение.

Глупо вышло и с вампиром Морбиусом: сосать кровь персонаж, ясное дело, не мог, вместо этого он прикладывал к телам жертв ладони с дурацкими присосками. Противостоял ему гостевой герой – Блэйд, самый либеральный охотник на носферату, не использовавший по религиозным соображениям ничего страшнее чеснока.

Интересные находки

Когда Джон Сэмпер приступил к работе, комиксам про Человека-паука давно перевалило за тридцать лет. Многие сюжетные решения и оригинальная биография персонажей выглядели по меркам 90-х относительно глупо, поэтому сценарист кое-что радикально переписал.

История появления симбионтов в мультфильме смотрелась куда изящнее, нежели в комиксах. По канону Человек-паук попал вместе с другими сверхлюдьми в другой мир, где и подцепил чужой костюм, – арка The Secret Wars была, в общем-то, слишком большим сюжетным нагромождением и ломала стилистику сеттинга. А у Сэмпера на Нью-Йорк упал шаттл с образцами иноземной породы – вышла отличная и зрелищная сцена, давшая основание нескольким прекрасным эпизодам.

Один из главных врагов Паука стал Амбал, который по комиксам больше выяснял отношения с Сорвиголовой. Но босс криминального мира – куда более органичный и вменяемый антагонист основного плана, чем, скажем, Зелёный Гоблин. Впрочем, и вся гоблинская братия на глайдерах получилась на загляденье – сценарист чёткими и аккуратными штрихами показал изменения в характерах свихнувшихся Осборнов и шикарно описал беспринципного бандита Хобгоблина.

Ещё два классических злодея – Сэндмен и Электро – в мультфильм вообще не должны были попасть. Дело в том, что в середине 90-х Джеймс Камерон намеревался поставить кино про Человека-паука, куда на роли главных антагонистов как раз была выбрана эта парочка. Даже подготовили сценарий (его сейчас без проблем можно найти в сети), но режиссёр в итоге отправился снимать «Титаник». Электро всё-таки появился в анимационном сериале в самом последнем сезоне, хотя историю ему кардинально изменили – вместо тихони-неудачника Макса Диллона нам продемонстрировали агента КГБ, который вдобавок оказался сыном Красного Черепа.

Концовка сериала получилась скомканной – из-за разногласий между продюсерами Marvel и Fox шоу неожиданно решили закрыть (несмотря на высокие рейтинги). У Сэмпера было ещё много нереализованных идей, и ему пришлось впихнуть кучу всего в заключительный сезон. В качестве основы сценарист взял серии комиксов The Secret Wars, Clone Saga и несколько других сценарных решений.

Краткое описание десятка эпизодов: Паркер женится на Мэри-Джейн, та оказывается внезапно клоном, после чего Паук отправляется на другую планету участвовать в турнире супергероев. Случается что-то странное, все возвращаются на Землю, а протагонист наведывается в коммунистическую Россию в поисках разгадки гибели родителей. По московским подвалам Паук добирается до Чернобыля, где его ждут подручные Амбала. Потом Электро громит Щ.И.Т., а Красный Череп бьётся с Капитаном Америкой. В конце концов Питер Паркер знакомится со Стэном Ли и катает дедулю на своей, м-м-м, паутине. Весело, сумбурно и явно не соответствует изначальной концепции.

В России «Человек-паук» стартовал на канале НТВ осенью 1996 года – каждую субботу в 18:30 выходила новая серия, чего ждали, наверное, половина одноклассников вместе с автором этого текста. Нам показали тогда лишь 30 эпизодов – дело кончилось на серии про знакомство Паука с девочкой Таиной. Лишь спустя несколько лет Рен-ТВ купил права на оставшиеся 35 эпизодов; но некоторым зрителям удалось всё это нормально посмотреть уже лишь в эпоху интернета.

Как ни странно, анимационный сериал великолепно работает и сегодня. Его детскость и некоторая наивность почему-то совсем не смущают – ведь герои не ведут себя как имбецилы, они решают вполне нормальные моральные дилеммы; это история прежде всего про характеры персонажей, а не про экшен. Ну и для кого-то это вдобавок чудесная возможность вернуть частичку детства – тоже ведь дорогого стоит. Тем более что сейчас имеется достойный повод – выход в кинотеатрах «Нового Человека-паука – 2», который, в отличие от слезливой трилогии Рэйми, по своему духу похож на тот самый мультсериал из 90-х.

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии