Тяжёлая у этого сериала судьба — все от него чего-то ждали. Фанаты оригинального Top wo Nerae — дотошного, верного атмосфере оригинала, сиквела. И не получили. Фанаты FLCL — возвращения всего того безумно глубокого безумия, которым порадовали нас при смене веков Цурумаки, Энокидо и Садамото (люди, ответственные и за FLCL и за Diebuster). И тоже не получили. Обычные анимешники, не обременённые багажом знаний о «Ганбастерах» и «Фури-курях», ожидали просто хорошей космо-фантастики с нормальным, понятным финалом. И уж чего-чего, а понятного финала никто не получил и подавно. «Что за хрень случилась с Ноно?» — вопрос, неизбежно возникавший в голове практически каждого, кто досмотрел эти 6 OVA до конца.
С таким набором разочарований неудивительно, что Diebuster так и не стал сколь-нибудь серьёзным хитом. Хорошо хоть, что его не сожгли на костре ненависти за предательство и ересь. Даже более того — большинству смотревших он, в общем-то, понравился. Но и всё — один просмотр, дальняя полка, следующее аниме на очереди. Сломленный весом несбыточных ожиданий, Diebuster провалился на самое дно котла с «неплохим» аниме. Котла, из которого нет пути назад. Обычно.
Но не на этот раз.
Вы ведь, наверное, знаете о фирме «Реанимедиа», правда? Ну, это такие забавные люди, зачем-то взявшиеся делать по-настоящему качественные релизы аниме, сдобренные кучей различных бонусов, прекрасным качеством видео и раздражающе отличным дубляжом. Ну так вот, благодаря этим людям в России Diebuster получил второй шанс. И, как оказалось – он его вполне заслуживал.
Когда я сел смотреть Top wo Nerae 2 в этот раз, у меня не было ровным счётом никаких сверхнадежд, которые ему пришлось бы оправдывать. Собственно, не было вообще никаких надежд — я просто решил посмотреть на дубляж. А в итоге, практически не отрываясь, с искренним наслаждением отсмотрел все шесть серий.
Итак, что такое Diebuster? Аниме про космос, сражения с пришельцами и девушку-андройда по имени Ноно, которая мечтает стать космическим пилотом и управлять гигантскими мехами, именуемыми «Бастер-машины». Ну и про кучку подростков со сверхспособностями, называющих себя «Топлесс». Собственно, если не лезть в спойлеры – вот и всё. Обычная история про подростков, рулящих большими-большими роботами и сражающихся с ужасными монстрами. Да только ведь это GainaX, у них ничего не бывает так просто.
Diebuster, как и последовавший за ним «Гуррен-Лаганн» – эдакая дань уважения меха-аниме прошлых лет. Только дань они отдают очень и очень по-разному. «ГуЛаг» добросовестно взял всё самое глупое, наивное и пафосное, что было в классических меха-аниме, и за счёт какого-то дикого взрыва гениальности и магии превратил набор всех этих глупостей в умопомрачительно гениальное Творение.
«Дайбастер» же, окинув взором горящим меха-жанр, решил с жанром (и, в первую очередь – с оригинальным «Ганбастером») поговорить. Обсудить, пусть и в одностороннем порядке, поднятые жанром вопросы. Выразить восхищение отдельными ходами и находками. Предложить пару своих, свежих идей.
Представьте себе картину: молодой талантливый парень приходит в гости к средних лет классику, они садятся за стол, наливают чаю и начинают делиться мыслями о своём любимом жанре. Но разговаривают они не на привычных людям языках. Их язык – аниме. И, случись такой разговор на самом деле, «Дайбастер» был бы словами молодого таланта.
Но довольно тренировок образного мышления, перейдём к конкретике. Один из наиболее интересных моментов, по-новому рассмотренных «Дайбастером» – подростки в качестве спасителей мира. С тех пор, как «Евангелион» угораздило изменить представление мира о жанре, они стали атрибутом едва ли не более неизменным, чем сами огромные роботы. Только вот создателей аниме мало волновала эта многогранная, в общем-то, тема – «дети-спасители». Куда сильнее их привлекала показанная Евой эффективность именуемого «подростком» образа. Во-первых, в этом возрасте у людей впервые появляется интерес к противоположному полу, что даёт шанс наводнить аниме романтикой и фансервисом. Во-вторых – они всё ещё сохраняют детскую эмоциональность, но в то же время уже достаточно взрослые, чтобы успеть накопить тонну психологических травм и скелетов в шкафу. И это, соответственно, даёт изрядный простор для введения драматических моментов. Ну и то, что аниме смотрят в основном подростки, и им интересно смотреть про таких же подростков – это тоже не мешает.
«Дайбастер» ничего из этого не отрицает (ибо глупо отрицать очевидное), но основное внимание уделяет всё-таки несколько другим вещам. Например, тому, что это, чёрт подери, дети, и для них все эти войны – игры, развлечения, шанс покрасоваться. Нет, они, конечно, заботятся о спасении мира в целом и своих близких – в частности. Но и всё. Космос и планеты для них – лишь поле битвы, а летающие вокруг корабли – в лучшем случае игрушки, а в худшем – досадные помехи на пути. Наивно ждать от детей серьёзного отношения к войне и людским жизням. И не потому, что они плохие – но потому что они просто не задумываются о таких сложных вещах. Заставь их кто-нибудь задуматься – и они, вероятнее всего, поступят правильно. Да только заставлять обычно некому. Взрослых слушать никакого резону нет, детей тем более, а подростки кругом – они все думают так же.
Вот Ларк повезло, ей повстречалась Ноно, объединившая в себе детскую наивность и крайнее человеколюбие. И Ноно раз за разом, когда уговорами, а когда и практически насильно, заставляет Ларк заботиться о жизнях людей и других дорогих им вещах. Но одной Ноно на всех не хватит, так что остальным «Топлесс» возможность получить урок человеколюбия выпадает гораздо реже. Да и не все стремятся ею воспользоваться, если уж на то пошло. Ведь некоторых куда сильнее заботят собственные проблемы и страхи.
Смерть – штука пугающая. Страх потерять всё, чем ты являешься, стать ничем – более чем достаточная причина, чтобы никто из нормальных людей не спешил расстаться с жизнью. Однако ж смерть хоть и является эдаким абсолютным вариантом потери самого себя, всё-таки далеко не единственная в своём роде. Представьте, что вся ваша жизнь вращается вокруг чего-то одного — любимой работы, например. Вы настолько срослись с ней, что про вас уже без тени юмора говорят: «Твоя работа и есть ты». И тут случается что-то, что окончательно и бесповоротно удаляет её из вашей жизни. Это, конечно же, не смерть, но что-то схожее, это точно. А потому и бояться этого – вполне логично.
Например, «Топлесс» боятся взрослеть, ведь с возрастом все они неизбежно теряют силы. Страх этот очень похож на страх смерти, ведь для «Топлесс» их сила – основа всей их жизни, и, теряя силу, они теряют себя. И многие люди не остановятся ни перед чем, в надежде избавить себя от этой участи.
Это, конечно, далеко не единственные вопросы, затрагиваемые за короткие шесть серий, что длится Diebuster (Цурумаки и Энокидо вообще умеют закладывать в минимум времени максимум умных мыслей). Но знаете, лучше купите издание «Дайбастера» от «Реанимедии», там подробному разбору полётов посвящена целая книжка и несколько видеоинтервью с авторами. Тем более что, будем откровенны, шансов понять финал и некоторые занятные подробности сюжета сериала без помощи этой книжки у вас предельно мало. Такая вот занятная антипиратская фишка.
А пока, подведём итог. «Дайбастер» — это не идейное продолжение FLCL, хоть у них и хватает общих идей и стилистических ходов. Это не «честный» сиквел «Ганбастера», ибо «Дайбастер» не пытается походить на своего прародителя, вместо этого решив своими силами занять заслуженное место рядом с ним. «Дайбастер» – красивое, умное аниме. Иногда смешное, иногда серьёзное, но всегда – сделанное с душой, старанием и искренней любовью к своему делу.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: