Слухи о PlayStation 5: цена, начинка, игры, дата выхода Sony отказалась от участия в E3 2019 Глава Disney подтвердил запуск в разработку сериала про Локи Warcraft III: Reforged — анонс обновлённой версии Warcraft III «Настоящий детектив» — трейлер третьего сезона с датой выхода
30
КИНО
 
Прямая ссылка на новость:
$Спасибо автору
 

Вся правда о диссоциативном расстройстве идентичности в кино

Человек, который творит зло, не помнит об этом и ведёт себя как два разных существа, — разве такое возможно? Иногда он добропорядочный доктор Генри Джекил, но временами его место занимает монстр Эдвард Хайд, внушающий ужас всем, кто его встречает. Роберт Льюис Стивенсон написал повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» в конце XIX века, отчасти вдохновившись Фёдором Достоевским, отчасти под влиянием популярного тогда жанра готического романа.

Раздвоение личности в декорациях туманного Лондона, убийства, поведение доктора Джекила, которому никто не может найти объяснения, — всё это легло в основу одних из первых, но далеко не самых жутких фильмов о данной болезни. Короткометражка-ужастик ещё эпохи немого кино породила как минимум пять вариаций. Чего стоит только наркоманская «Голова Януса» немецкого режиссёра Фридриха Мурнау, создателя знаменитого Носферату… Сняли даже фильм о служанке Джекила — Мэри Райли. В СССР, кстати, повесть Стивенсона тоже экранизировали, причём в главной роли снялся Иннокентий Смоктуновский.

Кадр из американского фильма «Доктор Джекил и мистер Хайд» 1931 года

Людей до сих пор пугает эта история: страшно не только встретить Хайда, но и самому стать таким, «потерять себя». А что если всё ещё страшнее и личностей может быть не две, а двадцать две? Двадцать три?

Такого заболевания, как «раздвоение личности», не существует. Правильно говорить «диссоциативное расстройство идентичности» или, на крайний случай, «множественное расстройство личности». «Раздвоение» появилось во многом из-за того, что кино чаще оперирует сюжетами, в которых у нормального человека просыпается его вторая «демоническая» сущность. Пока герой страдает от бессонницы и пугается пятен крови на одежде, его тёмная личность убивает невинных и безнаказанно гуляет по улицам. За рамки «раздвоения личности» выходили немногие.

Теперь внимание — в тексте будет очень много спойлеров! Читайте на свой страх и риск.

Три лица болезни

Если в викторианскую эпоху людей пугали Джекилом и Хайдом, то в XX веке многие истории заимствовали уже из реального врачебного опыта — люди с диссоциативным расстройством идентичности стали материалом для киносценариев, как случилось с фильмом «Три лица Евы» аж 1957 года: реальная пациентка Крис Костнер Сайзмор превратилась в героиню Еву, которую мучают провалы в памяти. Это было только началом — книга «Сибил» 1973 года рассказывала уже о девушке с шестнадцатью личностями, которые появились из-за ужасных издевательств со стороны матери. Кинофильма по книге пока не сняли, но существуют целых две телеэкранизации.

Альфред Хичкок тоже ни за что не мог пройти мимо темы множественного расстройства личности. Его тяга к вдумчивым триллерам и саспенсу привела к тому, что Хичкок создал не просто фильм ужасов, а сложное, полное скрытых смыслов произведение. Норман Бейтс, воплощающий в себе сразу две личности — его самого и его умершей матери Нормы, находит отражение в птичьем лейтмотиве всего фильма «Психо», включая одержимость Бейтса чучелами птиц. А птицы, по мнению некоторых фрейдистов, это не что иное, как воплощение материнского суперэго и сексуальных фантазий! Если бы Хичкок сделал фильм про двадцать четыре личности Бейтса, в наши дни об этом могли бы снять неплохой сериал.

Норман Бейтс и сам в ужасе.

В начале 80-х большое впечатление на всех произвела книга Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана», да и сама история оказалась уж больно невероятной. Человек, в голове у которого уживались сразу двадцать четыре личности — разные по вероисповеданию, интеллекту, полу и возрасту, существовал для всех на грани между сверхъестественным и отвратительным. После Миллигана сюжеты про множественное расстройство личности обрели чёткие «правила игры»: человек не помнит, что делал во время того, как его сознание занимала другая личность, занимать сознание называется «вставать на пятно», личности могут общаться друг с другом и контролировать наиболее нестабильных и опасных, по их мнению, а также способны обладать разными IQ. Миллигана обвиняли в изнасилованиях, но оправдали, ведь управляла процессом одна из его личностей — лесбиянка Адалана, которая таким образом пыталась получить любовь и ласку. Миллиган излечился после десяти лет в психиатрической клинике, но история от этого не стала менее трагической.

Фильмы ужасов, основанные на «раздвоении личности», цвели пышным цветом уже с начала 90-х. В 1992 году вышел триллер «Воспитание Каина» (с библейскими отсылками) про эксперименты отца над собственным ребёнком, в результате которых мальчик Каин искусственно приобретает диссоциативное расстройство идентичности. Жутковатый и атмосферный, фильм концентрируется на отношениях отец-сын, в отличие от эдипова комплекса Бейтса. Некоторые режиссёры считали, что в кино про раздвоение личности можно спокойно добавить ещё и эротику — так случилось с фильмом «Никогда не разговаривай с незнакомцами» про психолога Сару Тейлор, которая не только сама себя преследует, но и в итоге убивает отца, любовника, а в прошлом, вероятно, и собственную мать.

Новые правила «Бойцовского клуба»

Выбираясь из 90-х, кино про диссоциативное расстройство идентичности дало, казалось бы, прощальный залп, который внезапно вывел подобные фильмы из жанра ужасов куда-то на недостижимые ранее высоты. Да, речь, разумеется, идёт о «Бойцовском клубе» — экранизации трэш-романа Чака Паланика. Так случилось, что фильм появился в нужное время в нужном месте, с лёгкой руки Дэвида Финчера спев гимн противников общества потребления. Рассказчик, страдающий бессонницей, и его наглое альтер-эго Тайлер Дёрден сначала создают «Бойцовский клуб» как жёсткую версию психотерапии, а затем Дёрден превращает всё в вольную террористическую организацию «Разгром». Конечно, роман Паланика был намного более безумным и наркоманским, чем фильм по нему, однако и тот, и другой несли мощный посыл, который либо провоцировал негатив, либо приводил в восхищение. Дёрден нравится людям не старше двадцати своей склонностью ссать в чужую еду, вклеивать пенисы в киноленты и варить мыло из липосакционного человеческого жира, тогда как Рассказчик импонирует тем, кто постарше, таким же задолбавшимся от тяжкой взрослой жизни.

Переход к XXI веку через «Бойцовский клуб» был довольно эффектным, однако дальше фильмы про диссоциативное расстройство идентичности становились только сложнее. Тщательно простроенным сюжетом, наличием интриги, которая раскрывалась ближе к концу, обладал фильм «Идентификация»: замкнутое пространство мотеля, в котором случайно встречаются более десяти человек разом, оказывается местом в сознании одного психически больного пациента, который страдает тем самым заболеванием. Но вспоминая «правила», по которым существует диссоциативное расстройство идентичности как минимум со времён Миллигана, несложно отметить, что «Идентификация» скорее хороша собственным околодетективным сюжетом, нежели реальным отображением характера такой психической болезни. Проще говоря, матчасть создатели не соблюдали, но вышло круто.

Как и Хичкок, в своё время обратившийся к теме «раздвоения личности», этого не избежал Стивен Кинг, по повести которого в 2004 году сняли фильм «Тайное окно» с Джонни Деппом. Череду фильмов про две личности в одном теле продолжили и небезызвестный «Машинист», ради которого Кристиан Бэйл похудел аж на 30 килограммов, и французская «Кровавая жатва» (чьё название говорит само за себя), и «Игра в прятки», где тема злого воображаемого друга маленькой девочки превращается в историю её отца, страдающего от существующей в нём второй личности — Чарли, который на самом деле убил свою жену.

В 2015 году появились новости о том, что Леонардо Дикаприо сыграет наконец того самого Миллигана (и нет, здесь не будет боянистых шуток про «Оскар»). Видимо, актёра давно привлекали роли людей со множественным расстройством личности: хоть Миллигана он пока так и не сыграл, зато в 2010 году снялся в прекрасном триллере «Остров проклятых», где строго охраняемая лечебница для душевнобольных на острове Шаттер оказывается декорацией для одного пациента — такой сложной инсценировкой врачи пытаются вернуть его к реальности. Разумеется, герой, страдавший раздвоением личности, в прошлом убил жену, но не осознаёт этого и пытается найти убийцу.

Передохнуть от сюжетов, где люди убивают близких, будучи подконтрольными одной из своих «личностей», можно на фильме Зака Снайдера «Запрещённый приём» — одной из лучших его работ. Девушка, которую ждёт лоботомия, погружается в выдуманный мир, с помощью которого пытается свалить из неприглядной реальности. Кстати, лоботомией долгое время «лечили» многие психические заболевания аж до 50-х годов прошлого века — считалось, что повреждение тканей мозга и следующее за ним овощное состояние пациента всяко лучше, чем буйство и галлюцинации. Однако у пациентов, в том числе страдающих от диссоциативного расстройства идентичности, часто случались непоправимые ухудшения, из-за которых болезнь прогрессировала. Такое могло произойти как сразу после операции, так и спустя пару-тройку лет.

Если кажется, что «раздвоение личности» — сюжет сугубо для триллера или хоррора, вспомните комиксы или фэнтези. «Невероятный Халк» ещё до Марка Руффало был типичным примером того, как это заболевание интерпретирует комикс-культура, где внезапно Брюс Беннер и его альтер-эго оказываются на стороне добра, несмотря на то что учёного явно тяготит его участь. А Голлум из «Властелина колец» — не что иное, как пример раздвоения личности из-за влияния мрачного артефакта на слабую душонку одного конкретного хоббита. И если Беннер время от времени умеет договориться с Халком, то Голлума его тёмная сторона просто убивает.

За последние пару лет в кино появился очень крупный соперник «Бойцовского клуба» по уровню культовости в тематике — фильм М. Найта Шьямалана «Сплит». Мало того что он изящно отсылает к Миллигану, так ещё и по сути считается супергеройским: герой Брюса Уиллиса, появляющийся в конце на пару секунд, подводит «Сплит» к тесной связи с «Неуязвимым» — триллером 2000 года про человека со сверхспособностями. В «Сплите» двадцать три личности молодого человека по имени Кевин ссорятся между собой, некоторые из них (более злые и радикальные) берут верх над разумом и вместе ждут прихода двадцать четвёртой личности — Зверя. Он силён, неуязвим и вообще гораздо больше, чем просто человек. Фильм запомнился всем не только сценарием, но и потрясающей актёрской работой Джеймса Макэвоя. И пока поклонники режиссёра ждут заключительную часть истории, фильмы про диссоциативное расстройство идентичности продолжают держать высокую планку.

В 2018 году американский режиссёр Билл Оливер снял фильм «Дубликат». Энсел Элгорт («Малыш на драйве», «Дивергент») сыграл молодого человека по имени Джонатан, который общается со своей второй личностью при помощи видеосообщений. Это больше не ужастик, не триллер, призванный напугать зрителя болезнью и, может быть, кровью, а научная фантастика, которая задаётся гораздо более серьёзными вопросами, чем обычный: «А кто же убийца?» Пока Дёрден борется с обществом потребления посредством бомб, Джонатан старается существовать в согласии с самим собой, каким бы сложным ни казался его очевидный диагноз.

Во что же превратился доктор Джекил современности? Он больше не пугает людей своей болезнью, да и просто убивать в подворотне не стремится. Новые фильмы практически побуждают нас к сочувствию — хоть и страшно видеть, как легко человек может переключаться с одной «личности» на другую. Всё равно мистер Хайд перестаёт быть тем, кого хочется изолировать от общества; скорее, его хочется изучить и, может быть, понять.

загрузка...
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме