Наконец-то эмбарго на The Last of Us Part II сняли полноценно, и теперь мы можем рассказать об игре пусть и без серьёзных спойлеров, но и без необходимости избегать упоминания доброй половины местного контента.
Начнём, впрочем, с лучшего — с геймплея.
Если вы играли в первую часть The Last of Us, то и в сиквеле почувствуете себя как дома. The Last of Us Part II не один из тех сиквелов-революций, что радикально меняют геймплей, настрой или сеттинг, — это всё тот же хорошо узнаваемый The Last of Us, просто доработанный и улучшенный практически во всём. Скажем, отчётливо чувствуется, что авторы перенесли в сиквел свой опыт работы над Uncharted 4, но это отнюдь не значит, что Элли начнёт лихо скакать с тросом по полуразрушенным зданиям, поливая врагов из ракетницы. Заимствования здесь куда менее прямолинейны и чувствуются в поведении врагов, в большей подвижности игрока, в построении арен. Особенно в последнем, пожалуй, — до вертикальности Uncharted 4 тут всё ещё далеко, но выделенные под экшен локации тоже явно заточены под бодрое комбинирование стелса, активных перестрелок и тактических отступлений.
Собственно, в The Last of Us Part II не так много вещей, заслуживающих искреннего восторга и криков о шедевральности. Но экшен однозначно входит в этот небольшой список. Авторы могут сколько угодно напирать на то, что игроку должно быть стыдно за убийство кучи врагов, у которых есть друзья и семьи, но едва ли этот посыл может сработать, когда местная резня — не только лучшее, что есть в самой игре, но и один из лучших примеров в рамках всей индустрии.
В первую очередь этому помогает ИИ врагов. Он в The Last of Us Part II ни разу не безупречен, нет, и при желании его можно регулярно ловить на тупости. Но если не пытаться сознательно ломать скрипты и разыскивать недоработки в поведении врагов, то те покажут себя чертовски интересными оппонентами. Эти гады умеют работать в команде и посылать соратников в тыл к игроку. Слышат, когда у тебя заканчиваются патроны в обойме. Не высовываются, если заметят направленный на их укрытие ствол. Используют собак, чтобы выследить тебя по запаху. Не стремятся ждать, пока ты вскинешь ружьё и прицелишься, предпочитая стрелять первыми. А уж насколько бесполезной становится здесь тактика «набежать и задушить из последних сил!» — любо-дорого посмотреть. Бегущих по прямой дурачков в мире The Last of Us расстреливают с поразительными скоростью и безжалостностью — как и положено жителям мира, заполненного безмозглыми зомбаками.
Напряжённость схваток дополнительно усиливает постоянная нехватка патронов — игра всё ещё позволяет таскать с собой кучу пушек, но при этом не знает, куда уместить пару лишних обойм. Из-за этого в бою приходится думать не только о выживании, но и о грамотном использовании имеющихся ресурсов — постоянно меняя тактики, экспериментируя со средствами умерщвления… ну и не брезгуя «бесплатными» стелс-атаками со спины, само собой.
Вот зомбаков это всё касается в куда меньшей степени: авторы оказались достаточно талантливы, чтобы вытягивать стычки с ними за счёт грамотного левел-дизайна, но в основе своей это всё ещё сражения с относительно безмозглыми и однотипными монстрами, зачастую излишне завязанные на местном рудиментарном стелсе. Стелсе, который хорошо работает в качестве одного из элементов экшена, но в то же время слишком примитивен, чтобы работать обособленно.
Стоит заметить и другого очевидного слона в комнате: экшен — далеко не главная часть The Last of Us Part II. Лучшая, да. Но не главная: перестрелки тут занимают относительно малую часть хронометража, куда больше времени игрок проводит в обществе заставок и интерактивных сценок в лучших традициях симуляторов ходьбы и в обыскивании локаций ради лута. Конечно, игра всё ещё хорошо написана, так что общество заставок разной степени интерактивности едва ли кажется недостатком, а скрасить бесконечное обыскивание локаций помогает детальная проработка последних: игра невероятно красива, а убранство многочисленных помещений создавалось с огромной тщательностью и без ухода в копипасту.
Но если вас всё-таки смущает тот факт, что лучшему элементу игры уделяется не так уж много внимания, то частично эту проблему решает ручная настройка сложности. Да, The Last of Us Part II — редкое произведение, которое позволяет подгонять под себя отдельные его элементы: врагов можно сделать ещё умнее, а количество выпадающего лута можно взвинтить до небес. После чего смело игнорировать все побочные локации и переть от перестрелки к перестрелке, по ходу боёв и тратя, и снова восполняя весь свой арсенал.
Но что мы всё о геймплее да о геймплее? Что там с сюжетом? Ну, с ним всё
куда менее однозначно. И плевать на «чудовищный накал жестокости»,
из-за которого The Last of Us Part II тяжело давалась некоторым
обозревателям. Куда важнее другое: здесь не одна, а две центральные кампании, причём вторая выскакивает на игрока без предупреждения,
вынуждая начинать с нуля сбор оружия и прокачку. Но хуже другое: у
второй кампании попросту отсутствует интересная история. Её события
происходят параллельно с местью Элли, и это позволяет авторам несколько
раз макнуть игроков в грязь лицом: посмотрите, дескать, каких хороших и
заслуживающих жизни людей вы убивали. Однако это и работает слабо, и
происходит всего пару раз, а всё остальное время Эбби (секретная новая
героиня) либо относительно бесцельно слоняется по Сиэтлу, либо помогает
двум совершенно левым персонажам с их совершенно левыми проблемами, не
имеющими ничего общего ни с первой игрой, ни с кампанией Элли.
По сути,
добрая половина The Last of Us Part II — не слишком интересный побочный
квест, на который почему-то выделили огромный бюджет: тут собраны и
самые зрелищные сцены, и самые интересные локации, и самые жуткие
монстры, но вот именно повествовательно она рассказывает пусть
качественно, но как-то ни о чём. Спасибо хоть, после второй кампании игра не заканчивается (вопреки сливам), а заново разгоняется, в итоге
заканчиваясь на довольно интересной и даже многообещающей ноте, дающей
надежду на The Last of Us Part III. Но если вы полюбили серию не из-за
геймплея, а из-за повествования и персонажей, то задача добраться до
этого финала может оказаться откровенно непосильной: ну нет в кампании
Эбби ничего особо интересного, если только вас не вдохновит сам факт
построения истории вокруг здоровенной мускулистой бабы, помогающей
угнетённому трансу и сестре, страдающей из-за его эгоизма.
Следует
понимать и другой простой факт: The Last of Us Part II — глубоко личная
и камерная история, неловко забившая здоровенный болт на судьбы мира и
поиски лекарства. Это не делает историю плохой, но делает её куда более
однородной и тематически узкой. Пока в Days Gone успевали показать и
традиционные депрессивные стороны зомби-апокалипсиса, и стремление людей
к восстановлению и развитию, The Last of Us Part II интересуют
исключительно негативная сторона людской природы и её критика. Но если
вас такой подход устраивает, то как минимум кампания Элли вас не
разочарует.
Ну а если вы, подобно автору этих строк, играете в
The Last of Us ради геймплея, то тонну удовольствия доставят вам и одна
кампания, и другая, и все остальные эпизоды помельче. Потому что как
игра The Last of Us Part II действительно очень крута. Просто далеко не
так шедевральна, как о ней отзываются.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: