При продвижении Halo 4 Microsoft всячески делают вид, что это – старт новой, самостоятельной трилогии, успешно оставившей позади своих предшественниц. Это, конечно, враньё – тут вам не «Доктор Кто», уже дважды умудрившийся совместить новый старт с сохранением преемственности, и ни малейших намёков на самостоятельность в сюжете новых приключений Чифа не заметно – чистый такой сиквел. Но враньё или нет, а решение относиться к Halo 4, к новому старту – оно очень, очень правильное. Фанаты серии – они первенца 343 Industries и так купят. Что же до потенциальных новичков… ну не предлагать же им начинать знакомство с первой части, право слово – чем они заслужили такое издевательство? А начать с четыреквела – это вариант весьма неплохой. Во-первых, как бы крайне действенные рекламные компании и сопутствующие материалы не убеждали человечество в обратном, история никогда не была сильнейшей стороной Halo, а потому и восполнить пробелы перед игрой – задача не из сложнейших. Во-вторых, и это важнее всего: Halo 4 – очень хорошая игра.
А ещё она практически напрочь лишена следов оригинальности, и знание предыдущих частей может разве что уменьшить получаемое от неё удовольствие. 343 Industries дико трусили, работая со столь известным франчайзом – это видно и в том, что они аж дважды благодарят фанатов за то, что те им доверились, и в том, как мало собственных идей они решились в проект привнести. С другой стороны, их можно понять – для начала им требовалось показать не столько умение делать игры, сколько умение делать то самое Halo. И они показали. Взяли все идеи Bungie, и бережно собрали из них своё видение идеальной игры о зелёном космическом спартанце и его синей виртуальной подружке. И итог впечатляет.
Да, это всё тот же линейный шутер с покатушками, регенерацией, ограничениями на два оружия (ещё и лишённых такой обыденной вещи, как дополнительный режим стрельбы), и перемежающий коридорные перестрелки с боями на открытых пространствах. Да, большую часть времени вы сражаетесь ровно с теми же Ковенантами, что и в прошлых пяти играх (со времён оригинала изменились разве что Охотники). Но как этот многолетний концепт исполнен – другой вопрос. 343 Industries выжали из доверенной им основы всё до последней капли. Происходящее вокруг разительно меняется по нескольку раз за миссию, то предлагая отстреливать монстров в покрытых туманом джунглях, то разрешая возглавить большой отряд, бороздящий каньоны на гигантском забитом техникой вездеходе, то заставляя бросаться в атаку на футуристические строения Предтечей, то устраивая перестрелки в локации с пониженной гравитацией, то на удивление здорово инсценируя атаку на Звезду смерти из «Новой надежды»…
Для игры, все задачи в которой ограничиваются набором из «Убей всех врагов» и «Добеги до кнопки, по возможности убив всех врагов», подобное разнообразие ситуаций – серьёзное достижение. И тем приятнее, что авторы добились его за счёт работы над дизайном локаций и максимального использования всех возможностей геймплея, а не чередой кинематографических скриптов (которые тут есть, конечно, но используются лишь в особо важных моментах… и в финальной схватке, превращённой в короткое, скучное, и совершенно неуместное QTE).
И всё же хочется надеяться, что при создании Halo 5 новым родителям франчайза дадут куда больше свободы, ведь именно их идеи – лучшее, что есть в Halo 4. Мехоподобный робот, сносящий всё на своём пути. Переработанная система дополнительных функций костюма. Или вот новая раса Прометейцев, конкурирующая с Ковенантами за звание главных противников Чифа в его новых похождениях.
Она состоит всего из трёх особей… зато каких! Агрессивные собачки с
пулемётами, бодро бегающие не только по полу, но и по стенам, и так и
норовящие прокрасться к герою за спину. Усиленные щитами солдаты,
оперативно телепортирующиеся из-под огня, почуяв опасность. Летающие
«Уши Чебурашки», обделённые особой наступательной мощью, но взамен
получившие крайне неприятные для игрока возможности по установке
тюрелей, защите наземных войск, и даже воскрешении павших воинов. Серию
Halo часто хвалят за умный ИИ противников, но повадки Ковенантов кажутся
крайне предсказуемыми и однообразными по сравнению со слаженными
действиями Прометейцев. Добавить им в команду ещё пару-тройку видов, и
старичков можно будет смело отправлять на заслуженный отдых.
На
мультиплеерном фронте тоже не обошлось без перемен: не всем этот шаг
придётся по вкусу, но франчайз Майкрософта наконец-то присоединился к
повальной моде на «ролевую» прокачку в мультиплеере. Отныне с повышением
рангов солдатам открывается доступ не только к чисто косметической
бижутерии (не ахти какой заметной, будем откровенны – один фиг все
игроки остаются разноцветными солдатиками, закованными в чифоподобную
броню), но и к оружию со способностями.
Не нравится чувствовать
себя нубом, бегая с жалким автоматиком в окружении вооружённых
снайперками да ракетными ранцами спецов? Не волнуйтесь, у вас есть
выход: перед сражениями с реальными людьми своего солдатика можно
прокачать в ходе «Спартанских операций» – нового режима, балансирующего
на грани между одиночной и многопользовательской играми. Это
своеобразный «сериал», действие которого разворачивается через полгода
после основного сюжета Halo 4, цикл еженедельно выпускаемых
кооперативных миссий, сдобренных собственными CG-роликами и
раскрывающимся через переговоры по рациям «сюжетом».
Конечно,
сравнивать его с основными приключениями Чифа – всё равно что сравнивать
телесериал с дорогим блокбастером, на котором он основан – не те
масштабы, не те вложения, не тот эффект. Но чтобы раз в неделю на
полчаса-час отвлечься от сетевых побоищ, Spartain Ops подходят отлично,
особенно за свою цену в 0 рублей. Хватит ли запала 343 Industries на
создание эпизодов за пределами обещанных пяти, и будут ли они всё также
бесплатны – это другой вопрос. Разумно ли им тратить на это время,
которое можно вложить в создание полноценного сиквела – тоже.
Но
пора переходить к подведению итогов. Стоит ли геймерам, ещё не
определившимся с покупкой, обратить своё внимание на Halo 4? Да,
особенно если вы входите в число кто бросил оригинальную игру после
десяти минут брожения по одинаковым кишкам корабля «Столп осени» – вам
будет особенно удивительно узнать, как далеко продвинулось
халостроительство с тех пор. Ибо Halo 4 – очень крутая, хорошо
выверенная игра, способная подарить геймерам долгие часы как одиночного,
так и мультиплеерного веселья.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: