Метагалактический мегакинопортал
Зомби-хоррор «28 лет спустя» полностью сняли на iPhone 15 Pro Max Боевая Скарлетт Йоханссон охотится на динозавров — свежий кадр из «Мира Юрского периода: Воскрешения» Джейми Ли Кёртис и Линдси Лохан орут на первом кадре комедии «Чумовая пятница 2» Первый выпуск комикса про «Абсолютного» Бэтмена продался солидным тиражом Трейлер обновления «Грозовой фронт» для War Thunder демонстрирует обилие новой техники

Прочь

Get Out

Беги, олень, беги

«Милый, давай ты познакомишься с моими родителями!» — одного этого предложения порой хватает, чтобы обратить ухажёра в бегство или хотя бы заставить его сердце упасть — из груди в пятки. Однако здешний герой Крис не испугался. Второй уровень сложности: Крис чёрный, а его возлюбленная Роуз и вся её семья — белые. Но такую межрасовую закавыку в кино успешно преодолевали уже полвека назад — например в ленте «Угадай, кто придёт к обеду»; вот и Крис не отступился. Третий уровень — Nightmare: сон и явь становится трудно отличить друг от друга, кошмары прорываются в реальность. А последний уровень — вообще полыхающий Hell.

«Прочь» вполне триллерный — этакий чёрно-белый «Визит», только не от матёрого устрашителя М. Найта Шьямалана, а от комика Джордана Пила. Причём Пил мало того что гость из другого жанра — он ещё и дебютант: это его первый кинорежиссёрский опыт. И всем бы так дебютировать! На Rotten Tomatoes у фильма 244 хвалебные рецензии на 1 ругательную; а кинокомпания Blumhouse Productions, словно заправский Скрудж Макдак, блаженно ныряет в заработанные миллионы: «Прочь» окупил свой бюджет 45-кратно (утерев нос тому же Шьямалану, у которого «Визит» собрал 20 своих бюджетов, а «Сплит» — 30), при том что в ряде стран прокат ещё даже не стартовал. Формула «Вкладываем несколько миллионов — и злорадно гогочем над блокбастерами, которые и один-то бюджет еле отбивают» работает как часы. Причём не только с триллерами: Blumhouse прозорливо сделала ставку на тогдашнего дебютанта и нынешнего любимца публики и киноакадемиков Дэмьена Шазелла, вложившись в его музыкальную драму «Одержимость». Кинокомпания регулярно попадает в яблочко, но вряд ли продала душу дьяволу. Рогатый наверняка сам приплачивает ей, чтобы множить на земле грех зависти и подсматривать в фильмах свежие идеи устрашения.

Режиссёр-сценарист Пил сам тот ещё подсматривальщик — «Прочь» передаёт привет Лавкрафту и Левину, а также черпает вдохновение в окружающей действительности. Тут и холостяцкий страх, мол, «придут и всё испортят», и боязнь бессилия… Стародавние и интернациональные проблемы; недавние кинопримеры — германский «Не/смотря ни на что» (физическое ограничение), бельгийско-болгарско-нидерландский «Король бельгийцев» (главный страх протагониста — быть в своей жизни всего лишь пассажиром). Однако Пил выбрал не всеохватность, а акцент: причина беспомощности и угнетений в «Прочь» вполне конкретная — расовое неравенство. Собственно, фильм не столько триллер, сколько социальная сатира. Ходы а-ля «Подвал пришлось закрыть, потому что в нём завелась чёрная плесень» или «Ночью герою не спится — и он видит странное» попахивают нафталином, а вот полнометражную метафору расовой розни не каждый день увидишь. Так, по словам Пила, «погружение» означает невозможность быть услышанным белым социумом, а смартфон со вспышкой — средство пролить свет на правду при помощи фотографирования и публикации всякого неприглядного.

«Это „ж-ж-ж“ неспроста» — девиз всего просмотра. Если вам кажется, что здешние серебряная ложка или рыцарский шлем что-то значат, то вам не кажется. Чуть ли не на каждом углу поджидает очередная образность или прямая подсказка. Есть «животные» намёки: песня «Беги кролик, беги» и олени. Есть «цветовые»: чёрный, белый, красный. Но к чести Пила, хоррорная интрига не разгадывается на раз-два, она держит в напряжении, даже если вы заранее словили спойлер в каком-нибудь зловредном подкасте.

Подкупает и актёрский состав: пусть у кого-то, как у Кэтрин Кинер, счёт работ идёт на многие десятки, а у Эллисон Уильямс это всего третья кинороль, ансамбль гармоничен и убедителен. Персонажи тоже удались: они не страдают внезапными приступами отупения или истеричности, тот же Крис — вполне толковый протагонист. Правда, в битве за зрительские симпатии Крис рискует проиграть собственному лучшему другу Роду — пусть тот остаётся на втором плане и отвечает за комическую разгрузку, но профессиональная паранойя, готовность прорабатывать самые невероятные версии и забота о товарище делают Рода украшением всего фильма. Недаром Пил говорил, что испытывает большое уважение к сотрудникам администрации транспортной безопасности; дифирамб профессии засчитан.

В прошлом году вышел фильм «Гонка» про чернокожего атлета Джесси Оуэнса, который завоевал рекордные четыре золотые медали на Летних Олимпийских играх 1936 в Берлине, обеспечив Адольфу Гитлеру стачивание зубов от скрежета и острую боль пониже спины. Казалось бы, при чём тут Оуэнс? А связь самая что ни на есть прямая — не пропустите подсказки. Фильм играет со зрителем, то легонько щекоча ему нервы саспенсом, то проверяя его на внимательность. Но это игра не кошки с мышкой и не отельного аниматора с постояльцами, где первый завяжется любым узлом ради выгоды, а вторые незатейливо пришли за попкорном и зрелищами. «Прочь» погнался за двумя зайцами — и поймал обоих. Не застрелил их себе на пирог, а приручил и посадил рядом: типичная страшилка с жутким до гротескности злодейством совместилась с серьёзным социальным высказыванием. Ждём следующий ход Blumhouse — не окажется ли шьямалановский сиквел «Неуязвимого» и «Сплита» комедией о правах женщин.

   
   
Обсуждение рецензии
36 комментариев
Поделиться:
Юлия Лялина
11 мая 2017

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
66%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
30Лазер-шоу «Три дебила» – 651: «Миссия: Красный», «Ручная кладь», экранизация «Рапунцель», «28 лет спустя», «Грязные ангелы»
 
3ЕВА – 612: Убиться об стену
 
4Телеовощи – 579: Отказывающие яйца
 
2Ноль кадров в секунду – 557: Точка входа в Цири
 
5Лазер-шоу «Три дебила» – 650: «Присяжный номер два», посредственная «Моана 2», кастинг «Гарри Поттера», «Ларго Винч 3»
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
1Ноль кадров в секунду – 556: Неделя успехов
 
 
3ЕВА – 611: Колхозники и китаянка
 
0Телеовощи – 578: Хогвартский наркоторговец
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии