Рак на горе свистнул. В кои-то веки инициатива чиновников привела к реальным результатам. Под конец 2016-й становится настоящим годом кино: после дорогого и добротного «Дуэлянта» зритель получает второй отечественный фильм, за который не стыдно. «Ледокол» появился на свет благодаря той же затее продюсеров — брать на режиссёрский пост представителей авторского кино. Оно и правильно: если уж вбухиваете миллионы, то имеет смысл назначить капитаном человека без опыта в блокбастерах, зато с талантом и признанием.
Николай Хомерики как раз из таких. В 2005-м его короткометражку отметили на Каннском кинофестивале, а последовавшие за этим полнометражные фильмы не могли попасться на глаза массовому зрителю — их в кинотеатры не пускали, «слишком артхаус». На самом деле, Хомерики снимает не особо уж странные фильмы. Они в первую очередь истории о поведении людей в замкнутом пространстве.
«Ледокол» продолжает следовать курсу автора (как в случае Алексея Мизгирёва и его «Дуэлянта»). Только вместо одного человека здесь рассматривается целая команда корабля «Михаил Громов». После неудачного обхода айсберга судно оказывается в дрейфе, оно отрезано от остального мира. Попытки бородатых мужиков выжить в суровых условиях — вот, собственно, и весь фильм.
Моряки отмечают дни на календаре с молодой Пугачёвой, смотрят «Бриллиантовую руку», а в самый эмоциональный момент играют «Время есть, а денег нет» группы «Кино». На дворе 1985 год — именно тогда произошла взятая за основу история с кораблём «Михаил Сомов». Наиболее позитивную в массовом сознании эпоху авторы подают так душевно, как только могут. А фильмом-катастрофой вроде «Экипажа» тут и не пахнет — периодически приплывёт айсберг, попугает недорогими эффектами и уплывёт. Сам Хомерики снимает ледяную махину без энтузиазма. Так, материал для трейлера.
В лучшие моменты «Ледокол» погружается внутрь судна или той коммуналки, где проводит несколько сцен жена главного героя. Закрытые ото всех, члены экипажа и другие герои развиваются и находят себя. Один тырит сахар, второй пытается найти общий язык с командой, третий прогибается под начальство. Проблемы чинолюбия и жестокости руководства затрагиваются авторами настолько полно, что вызывают аналогии с настоящим миром безо льдов вокруг. Единственный чиновник на экране — тупенькая бюрократическая машина, которая сначала пробует умаслить большой квартирой, а потом берёт за шкирку и пугает. Народный образ, в общем.
Народностью фильм и берёт. Если «Дуэлянта» можно сравнить с богатым снобом, то «Ледокол» — это, безусловно, усатый фанат Цоя и Гайдая. Такой и про говно шутканёт в драматичной сцене, и из воды вытащит. Конечно, парень он не идеальный. Например, в важный момент начнёт без надобности копировать западных товарищей. Но выйти с таким в плавание — одно удовольствие.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: