Тёплое время года отлично подходит для путешествий по югам: солнце становится слепяще ярким, в центре континента температура поднимается до минус тридцати (или хотя бы минус сорока, как сейчас), а у побережья и вовсе до почти курортного ноля градусов… Ну, не всем же плавать по райской, красочной и нарисованной Полинезии. «Одиссея» забирается в суровую, белоснежную и предельно реальную Антарктику — это первый игровой фильм, снимавшийся в окрестностях Южного полюса. Основной статьёй расходов многомиллионного бюджета были именно натурные съёмки во всяких экзотических местах, и авторы гордятся тем, что показывают зрителям не CG, а настоящую природу. Конечно, на экране не только Антарктика. И не только пингвины, тюлени и прочая водоплавающая живность. Ведь как справедливо говорит главный герой, «зрителям не интересны рыбы, им интересны люди». Трудно возразить этому эксперту — легендарному Жак-Иву Кусто.
Кусто во многом был первым. Первым получил «Золотую пальмовую ветвь» за не игровую, а документальную киноленту — «В мире безмолвия» (повторить данное достижение удалось лишь Майклу Муру с его «Фаренгейт 9/11» почти полвека спустя). Первым снял документальный телефильм в Антарктиде — 44 года назад. Участвовал в разработке аквалангов и «ныряющих блюдец». Чтобы искать новую жизнь и смело идти туда, куда не ступала нога человека, необязательно лететь к другим планетам — можно глубже исследовать свою родную. «Кто-то покоряет космос, мы же осваиваем морские глубины», — ещё одна меткая фраза киношного Кусто.
Лет двадцать назад этот капитан был для российских телезрителей проводником в странные новые миры. Словосочетание «красная шапочка» вызывало в памяти не только сказку про девочку с пирожками и волка с такими большими частями тела, но и экипаж исследовательского судна «Калипсо». Детальная, ностальгическая «Одиссея» привлечёт в первую очередь людей, помнящих Кусто по тем временам. Однако байопик может их не только порадовать и удивить, но и огорчить.
«Ты куда, Одиссей, от жены, от детей?» — пелось в старой песне. В сотни раз более древняя поэма-первоисточник кивает: царь Итаки не был благообразным домоседом, на его счету долгие странствия, сопровождавшиеся обманами, кражами, подставами, адюльтерами. Французский мореплаватель тоже причинил немало боли — и природе, и близким людям. Однако завершение фильма светлое, хоть и драматическое: герой успевает встать на путь исправления, ближе сходится с сыновьями, берётся за охрану природы («Я захотел покорить этот мир — а его надо было защищать»). Из титров мы узнаём, что впоследствии ему удалось призвать все страны к защите Антарктики: в 1991 году был подписан Мадридский протокол, категорически запрещающий добычу на Белом континенте любых ископаемых. Это не абсолютная победа (мораторий продлится до 2048 года, да и уже сейчас некоторые особо алчные товарищи ищут способы его обойти), но всё равно крупный успех.
Жак-Ив Кусто — наиболее неоднозначная фигура фильма. Его жена, пусть раздражается, завидует, не откликается на приглашение сына, — настоящая верная Пенелопа: Симона Кусто, дочь и внучка адмиралов, продаёт фамильные украшения, чтобы отремонтировать и снарядить «Калипсо» перед её первым исследовательским путешествием, и ждёт мужа, несмотря на его измены. Младший сын Филипп — романтический бунтарь, восхищающийся отцом и одновременно конфликтующий с ним. Старший сын Жан-Мишель — вообще безропотный помощник. А поведение самого капитана Кусто меняется по ходу фильма чаще всех: он успевает побыть и любящим, и эгоистичным, и щедрым, и жестоким, и бесстрашным, и сдающимся, и наивным, и циничным, и философствующим… Но чем образ сложнее, тем он объёмнее и интереснее. «Одиссея» позволяется взглянуть на Кусто как на живого человека, имеющего свои сильные и слабые стороны. Узнать то, что оставалось за кадром его документальных — но всё-таки не лишённых постановочности — кинолент. Другое дело, что не все зрители захотят ударить по романтизированности документалок реализмом байопика.
Помимо истории неординарного человека с его семьёй и командой «Одиссея» козыряет атмосферностью, актёрской игрой и, конечно, живой природой, вызывающей широкий спектр эмоций: умиление при виде пингвинов, восхищение пополам с оторопью при виде китов и нешуточный страх при виде акул. Даже если трюк под кодовым названием «Потыкать акулу палочкой» выполняют профессионалы, саспенс всё равно нагнетается на ура.
Ещё одно достоинство киноленты — саундтрек за авторством оскароносного Александра Деспла: здешняя музыка воздушно ненавязчива, но исподволь забирается так глубоко в душу, что под финал в глаза будто брызгают морской водой.
20 лет назад затонула «Калипсо», 19 лет назад не стало её капитана. Но как напоминает «Одиссея», жизнь сильнее всего, даже смерти. У детей Жак-Ива Кусто выросли свои дети — и тоже занялись исследованием и защитой природы. Не фантастические Гомо акватикус, а реальные океанавты. И сам капитан Кусто продолжает появляться на экранах — в уже не документальных, но по-прежнему трогательных и познавательных лентах, рассказывающих о важных вещах. А значит, одиссея продолжается.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: