Скажите, когда вы последний раз смотрели тот самый первый «Трон»? Мы – буквально на днях. И смеем заверить: он не зря так и не смог выстрелить в прокате: авторы, ошарашенные стильностью и уникальностью попавшего им в руки мира, от восторга раскрыли рот, закатили глаза и… Начисто забыли о своей главной задаче – снимать интересное кино.
В итоге «Трон» вышел откровенно посредственной картиной, под завязку забитой мало влияющими на историю, но зато от души затянутыми сценами. К счастью для нас, мир Системы оказался настолько жизнеспособен, что выдержал не одну, а целых две финансовых неурядицы (второй была замечательная, незаслуженно провалившаяся игра Tron 2.0). Не знаем, на самом ли деле Бог любит троицу, но сейчас как никогда хочется, чтобы эта пословица оказалась верной. Потому что из «Наследия» как раз и вышло то самое интересное кино, не только избавившееся от главных недостатков своего прародителя, но и сохранившее большую часть его достоинств.
За десятилетия, прошедшие со времён «Трона», наш мир серьёзнейшим образом изменился, и было бы странно, не изменись вместе с ним и Система. Её жители наконец-то избавились от привычки повсеместно вкручивать в разговор далеко не всегда уместные околокомпьютерные словечки, а местные игрища перестали являть собой отождествления доисторических компьютерных автоматов.
Правильно ли это? Ещё как. Первое было забавно в те бородатые времена, когда компьютеры почитались за диковинку, но не сейчас, когда от этих оперативок, мегабитов и прочих вайфаев не скрыться и в реальном мире. Что до местных гладиаторских боёв, то будем откровенны: старые битвы на светоциклах, представляющие собой этакий Deathmatch для «Змейки» – идея гениальная с точки зрения геймплея, и играть в неё было бы куда приятнее, чем в новомодную версию, не ограниченную поворотами на 90 градусов. Но для фильма важна не «играбельность» экшен-сцен, а их зрелищность, которой правила «Змейки» служат лишь преградой.
Словом, нет ничего странного в том, что Система в «Наследии» во многом отличается от своего аналога в «Троне». Удивительно то, насколько красиво и органично эти изменения вписаны в историю троновселенной. Осознавший ценность своей находки Флинн решает превратить Систему в настоящий, полноценный, «идеальный» мир и, само собой, глупостям типа битов-маскотов и поворачивающих строго на прямой угол байков там места не нашлось. Мир стал красивее, сложнее и продуманнее, а его обитатели научились радоваться жизни и думать о чём-то, помимо собственных функций.
Несмотря на всё это, Система не перестала быть собой. Это всё ещё тот самый мир «Трона», на протяжении десятилетий влюблявший в себя компьютерных гиков всего мира. Более того, «Наследие» вообще под завязку наполнено ненавязчивыми, но очень приятными отсылками к оригиналу, помогающими воспринимать эти фильмы как части единого целого, а по пути давая какой-никакой, а всё-таки повод посмотреть средненький оригинал – пусть и с той лишь целью, чтобы получить ещё больше удовольствия от сиквела.
«Я не твой отец» (Клу).
И если вам кажется, что мы хвалим сценарную часть «Трона: Наследия», то не осеняйте себя крестным знамением – так оно и есть. Ибо сценарий фильма умудряется справиться сразу с несколькими важнейшими — даже нет, берите выше — вселенского значения задачами: не потерять связи с первой частью, заложить множество тропинок для потенциальных сиквелов и приквелов (одно только камео Киллиана Мёрфи наводит на миллион разных идей для), рассказать пусть простую, но от того не менее трогательную историю о вынужденном противостоянии творца и его любимого творения, ну и, наконец, дать режиссёру и авторам спецэффектов максимум поводов для того, чтобы сделать зрителям красиво.
Всё это сценаристы выдюжили, не скатываясь в затяжные экспозиционные монологи и отделываясь хирургически выверенными фразами, действиями, а то и вовсе эмоциями на лицах персонажей. Трюк, бесспорно, опасный, учитывая поразительную способность людей пропускать отдельные куски истории мимо ушей, а потом долго и усиленно доказывать всем, как много в том или ином фильме сюжетных дыр; но тут уж ничего не поделаешь — ты либо считаешь своего зрителя за идиота и по пять минут разжёвываешь очевидные факты и истины, либо полагаешь его достаточно сообразительным, чтобы делать правильные выводы из происходящего на экране, где-то включая фантазию, где-то наблюдательность, а где-то и банальную логику.
Но вы, конечно, ждёте от нас не только и не столько похвалы раскритикованного кучей знатоков (возьмите это слово в кавычки столько раз, сколько вам вздумается) сюжетообразующего набора букв, пробелов и прочих знаков препинания, сколько реверансов в адрес графики и звука, не превозносимых разве что особо глухими слепцами. Что ж, извольте: визуально фильм восхитителен, исполненная минимализма Система – мир не менее цельный, чем пышущая жизнью Пандора, а полностью компьютерное лицо Клу выглядит настолько же лучше земекисовских буратин, настолько земекисовские буратины превосходят компьютерного Нео из матрицесиквелов. Истину говорим вам — дайте этой технологии ещё пяток лет, и CG-актёров будет невозможно отличить от живых.
Про местные экшен-зарисовки, напрямую завязанные на стилистике этой вселенной, можно вообще вещать часами, а посему лучше ограничиться несколькими простыми и понятными всем словами: красиво; зрелищно; динамично; феерично; браво; добавки; добавки; добавки.
Куда веселее другое: на фоне мира программ не теряется и не превращается в «скучную серую реальность» наш, человеческий мир. Будь то дождь, стучащий по окну, огни ночного города или восход солнца, пробивающийся сквозь деревья, – авторы не забывают показывать, что такая привычная и родная Земля может не уступать по красоте и притягательности ни иным планетам, ни виртуальным вселенным. А потому к желанию героев вернуться из Системы домой относишься с пониманием и даже уважением — пренебречь возможностью жить в десятки раз дольше обычного не так-то просто.
Невероятно повезло «Наследию» ещё и вот с чем — с музыкой. Выкиньте из фильма все вышеперечисленные плюсы, но оставьте звуковой ряд — и кино всё равно не перестанет радовать сверх меры. Можно относиться к творчеству Daft Punk как угодно — с любовью, ненавистью или безразличием, — но испытать в адрес саундтрека «Наследия» что-либо слабее восторга получится вряд ли. С первых же секунд The Son of Flynn развеиваются малейшие подозрения в том, что фильм не будет восхитителен (такую музыку сложно написать под впечатлением от чего-то заурядного), Solar Sailer прочно заседает в голове и вынуждает что-то тихо мурлыкать под нос в самых неподходящих местах, Flynn Lives оживляет воспоминания об одном из самых красивых и эпичных финалов в истории кино, а сорок пятая секунда The Grid электрическим разрядом проносится по позвоночнику и бьёт точнёхонько в тот участок мозга, который отвечает за желание ещё разок сбегать в кинотеатр. По большому секрету скажем, что Всеяредакция уже начала разрабатывать план по устранению всего оскаровского комитета — на тот случай, если фильм-таки обделят статуэткой за музыкальное сопровождение. Присоединяйтесь.
Удивительно, насколько трепетно «Дисней» подошёл к созданию продолжения далеко не самого успешного своего фильма. Авторам удалось не только создать цельный, самодостаточный фильм, наполненный потрясающими визуальными эффектами, завораживающей музыкой, зрелищным экшеном и достойной актёрской игрой, но и посадить зерно, которое в идеале должно вырасти в полноценную киновселенную, достойную места рядом с мирами «Звёздных воин» или «Матрицы». И нужна-то для этого самая малость – чтобы в этот раз финансовая судьба оказалась к «Трону» благосклонной.
Хотя отличное «Наследие» у нас никакая судьба уже не отнимет.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: