С какой стороны ни глянь, «Подпольная империя» – исключительно распрекрасный сериал. Совместными усилиями сценаристов, художников, костюмеров и осветителей удалось воссоздать мир 1920-х годов во всей его грязной роскоши. Грешащие излишествами богемные вечеринки, прокуренные бандитские притоны, безупречные щегольские костюмы и прочие прелести «сухого закона» создают многомерный образ эпохи, где каждая деталь подобрана с нечеловеческим тщанием. Планка качества так высока, что даже некоторые полнометражные фильмы будут чувствовать себя ущербными полуросликами, силясь на цыпочках до неё дотянуться.
Тем не менее, один грешок за «Подпольной империей» всё же водится. Оборотная сторона медали в том, что всё это стильное великолепие порой идёт во вред самой истории. Создатели так увлекаются любованием своими трудами, что забывают обо всём остальном. Пока они разевают рты и с самодовольным восхищением тычут пальцами в какую-нибудь аутентичную дамскую шляпку, смакуя изящность её складок, сюжет наматывает вокруг них круги и отчаянно размахивает руками, силясь привлечь к себе внимание. «Эй, а как же, чёрт возьми, я?!» – кричит он, точно никем не видимое привидение.
Это неторопливое наслаждение видами местного колорита выливается в крайне странные с повествовательной точки зрения вещи. Так, например, увесистый кусок экранного времени отводится борьбе за образовательную программу ОБЖ. Охрана Беременных Женщин – был в школе такой предмет. Нет, это, конечно, очень поучительно… Впрочем, нет, ни хрена это не поучительно. Говоря начистоту, это чудовищно скучно и неуместно. Если бы в общественных местах за стеклом с надписью «Разбить в случае невыносимой тоскливости» складировали веревку и мыло, то этот фабульный огрызок послужил бы наилучшим поводом для такого рода действий. Ау, сценаристы! Где реки крови, где безжалостные разборки, где немыслимые гнусности характеров, где, в конце концов, ад на земле? Хоть какая-то движуха?..
После тысячного взывания они, однако, внемлют мольбам. Каждая серия заканчивается всё круче и круче, а дурная курица Маргарет с диким воем сдристывает с фронтовых линий сериала под оглушительный свист ей вслед. Открываются двери в инфернальный бедлам. Финал третьего сезона является, возможно, самым грандиозным зрелищем, что видело телевидение за весь год. Уж, по крайней мере, эпический рэмбо-проход красавца Ричарда Хэрроу (не смотри, что вместо половины лица обглоданный череп) так точно. Наглядный образец того, как в одной сцене сходятся великолепная постановка, отчаянное напряжение и катарсис при виде героя, с головы до ног перемазанного вражеской кровью.
«А затем мы с тобой присядем и обсудим, кто умрёт». (Аль Капоне)
Как это нередко бывает у HBO, линейка персонажей и актёров поражает воображение, а звёзды второго плана чуть ли не затмевают главных. Агент Ван Альден, вытворяющий убийственные чудеса утюгами, Аль Капоне, чьи поросячьи глазки прямо-таки источают силу, и масса других потрясающих рож и харь не перестают радовать своими телодвижениями.
Впрочем, это всё старые знакомцы, от которых можно было ожидать только лучшего. Помимо прочего, третий сезон нашёл для себя исключительного злодея. Мистер Розетти – это такая буйно помешанная и мнительная деревенщина, которая открывает для себя чудесный мир социальных взаимодействий в бутлегерском высшем свете. Стоит кому-то в его присутствии неосторожно чихнуть или посметь возразить, как Джип начинает задаваться философскими вопросами из разряда: «Хм, а не закопать ли мне этого мужика по голову в песок, а потом захуярить его до смерти лопатой?» И весь сезон он каждый раз даёт на них положительный ответ. Букет психических заскоков и свобода от цензуры, даруемая кабельным каналом, превращают его в идеального злюку. В общем, ред-кост-ный гандон.
Резюмируя, стоит отметить, что сериал, конечно, иногда горазд потоптаться на месте. В нём есть моменты, которые было бы милосерднее промотать – и отнюдь не из-за их предполагаемой жестокости, а просто чтобы как-то ускорить неспешный процесс. Однако в конечном счёте он вознаграждает зрительское терпение сполна. Третий сезон – суперский.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: