Есть какая-то непередаваемая романтика в круговерти мелькающих пейзажей, вуали чёрной паровой завесы и чувстве свободы, рождаемом от целеустремлённого движения, ограниченного лишь парой рельс. Музыка дороги с барабанным перестуком колёс, приятным слуху чуханьем и гудением подстать осоловевшему чайнику, забытому на плите, не может оставлять равнодушным. Все любят поезда. На канале AMC любовь к поездам оказалась настолько сильной, что тамошние распорядители вознамерились сделать мир чуточку лучше, выпестовав целый сериал про строительство железной дороги. Причём не абы какой, а Первой Трансконтинентальной – в бородатых 1860-х годах. Это означает, что зрительский путь будут скрашивать такие курьёзы времени, как индейцы, рабы, бороды, перестрелки и широкополые головные уборы. В страстном порыве создатели нарекли это хулиганство «Адом на колёсах» – названием, достойным гордой фантазии 15-ти летнего любителя стритрейсинга. Извиняет их только то, что по меркам 19-го века это действительно могло звучать круто. Любому сериалу, помышляющему примерить на себя ковбойскую шляпу, нужно сразу морально готовиться к сравнениям с «Дэдвудом» – своеобразным столпом в жанре телевизионного вестерна. Творение канала HBO было примечательно грандиозными персонажами, которых мощнейшим образом воплощали породистые актёры, и невыносимо занудным повествованием. И, конечно же, незабываемой матершиной, чьи многоэтажные конструкции поистине кружили голову. Только в «Дэдвуде» достославное обращение «хуесос» могло служить дежурным приветствием, которым уверенно пользовались все от мала до велика, включая не знающего языка китайца.
Как ни странно, но сходств у двух шоу пока что в самом деле немало, не считая вопиющей нехватки вдохновенного сквернословия в «Аде на колёсах». Почему суровые железнодорожники в случае невзгод не позволяют себе ничего радикальнее, чем стыдливое упоминание многострадального «дерьма», понять очень непросто. Особенно учитывая, что смаковать насилие с живописной натуралистичностью в сериале нисколько не стесняются. Видимо, это очередное проявление затейливой рейтинговой системы, считающей обнажёнку и ругательства куда более травмирующими явлениями для глаз и ушей, нежели снятие скальпа или усердное ковыряние в раскуроченной стрелой плоти. Герои по своему колориту, может, и не дотягивают до дьявольских харизматиков из «Дэдвуда», но всё же очень даровиты. Особенно это касается отрицательных персонажей. Кудрявый капиталист Дюрант, праздно читающий «шекспировские» монологи о своей роли в истории, сочится внушительнейшей энергетикой, даже не вставая с кресла. А прилизанный норвежец по кличке «Швед» в свободное от излучения доброжелательной грозности время то и дело что-нибудь трескает, потому как однажды угодил в плен, где оголодал на сто фунтов весу. Все эти ребята здорово и детально прописаны. Подобные сериалы особенно хороши тем, что они умело сооружают грязное и порочное окружение из морально разлагающихся людей, на фоне которых положительные герои, умудрившиеся в этом хаосе сохранить зачатки благородства, выглядят втройне выгоднее. – Сынок, и как ты только натягиваешь брюки по утрам? – Сэр? – С такими-то громадными яйцами. (Дюрант Бохэннону)
Разумеется, здесь есть обязательный Одинокий Мститель. Правда, уж больно быстро он наказывает всех своих обидчиков, за вычетом одного самого главного, вследствие чего довольно поспешно подразбазаривает свою крутость и пускается в беспробудный запой на пару серий. Чтобы бедняга наконец протрезвел и возвысился духом, потребовалось всего лишь несколько бочек с порохом, взлетающих на воздух у него под носом. Главное, что этот неприятный момент преодолён и теперь Каллен Бохэннон снова может смело браться за что-нибудь поогнеопасней горлышка бутылки. В разношёрстном лицедейском ансамбле легко запоминаются все: от двух братьев-ирландцев (прямодушного, как валенок, и угодливого, как змея) до священника, прищучившего не одного грешника, прежде чем примерить рясу. Ещё одно важное отличие от того же «Дэдвуда» заключается в том, что «Ад на колёсах» значительное внимание уделяет довольно патетической теме расизма, пытаясь быть актуальным и современным, несмотря на свою историческую сущность. Стержневую роль в этом ответвлении сюжета играет какой-то очередной рэпер, взалкавший кинославы, но надо отдать ему должное – со своим пламенным и ненавидящим взором смотрится он вполне органично в отведённой ему ипостаси угнетённого.
Шоу тяготеет к реалистичному стилю, поэтому иствудовскому пиф-паф-и-все-лежат-мёртвые в сериале места не находится. Однако периодически создателям эти оковы становятся тесноваты, а душа просит отмочить что-нибудь эффектное. Таким образом, зрелищные и напряжённые сцены вроде индейского набега или охоты Бохэннона на своих недругов нет-нет да вытесняют бытовую грязищу строительного лагеря. В целом, одно с другим уживается достаточно гармонично, что заслуживает похвалы. Темп, пожалуй, мог бы быть и побыстрей, но размеренность не всегда синонимична скуке. Первые два эпизода оказались весьма бодрыми, а в следующих двух шоу как бы остановилось на небольшой привал, размышляя, куда бы двинуться дальше. В пятой серии «Ад на колёсах» даже какое-то время корчил из себя спортивную драму, превратив в центровое событие боксёрский поединок. Зрелище вышло интригующим в первую очередь за счёт выбора оппонентов: с одной стороны Бохэннон, который не может проиграть, просто потому что он главный герой и наш парень, а с другой – наглый негр Фергюсон, за плечами коего стоит освободительная борьба с дискриминацией. Этот конфликт интересен главным образом с идеологической точки зрения, и сценаристам удаётся разрулить его достаточно изящно и без чрезмерного пафоса. Пока что сериал выглядит многообещающе и без особых зазрений совести может претендовать на звание лучшей новинки осени. Остаётся лишь довериться рекламному слогану, сулящему избыток крови, потерянных жизней и прочих кинематографических радостей. Тем паче что до сей поры поводов обвинить его в пускании слов на ветер не представлялось. Обсуждение (уже 7 комментариев) 6 декабря 2011 |
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: