Стоит чуть-чуть попарить в облаках эйфории, как суровая действительность цапнет тебя за шкирку и спустит бесцеремонным пинком с небес на землю. Прошлый эпизод выдался столь грандиозным, что когда вместо новой порции тебе суют под нос всего лишь образец качественного и очень хорошего телевиденья, каким, несомненно, является очередная серия, трудно подавить в себе желание покапризничать. Это как если бы вы хотели на Новый Год крутого робота, а вам подарили калькулятор. Вещица, конечно, хоть куда, но не совсем предел мечтаний. Складывается впечатление, что полуторачасовой хронометраж серии явно не по размеру – рукава болтаются у пола, штаны сзади непристойно обвисают, а физиономию из-под шляпы и вовсе не разглядеть. Концентрация идей гораздо жиже, потому многие сцены целенаправленно жуют резину. Угомонился даже внутренний авторский графоман, черкавший надписи поперёк экрана. Изредка он, само собой, высовывает голову и карябает пару словечек, но делает это как-то подавленно, словно робкий школьник, оставляющий сокровенное матерное послание на учительской доске. Залпы пулемётных перепалок вроде и даются с прежней скорострельностью, но по большей части холостыми патронами. Лёгкость и остроумность диалогов заметно ослабли. Оно и понятно – сценарист-то уже другой.
Провинность нового выпуска в том, что он чаще позволительного бывает предсказуемым, хотя способность искренне удивлять – это как раз таки отличительная черта телевизионного «Холмса». Серия пытается корчить из себя фильм ужасов, но выдумки ей хватает лишь на банальные приёмы вроде длительных пауз и резких пикабу, подкреплённых маниакально порывистым монтажом. Получается не то чтобы плохо, но уж больно буднично. Режиссёр (кстати, небезызвестный Пол Макгиган, поставивший «Одержимость» и «Счастливое число Слевина»), который так покуражился всего неделю назад, большую часть времени проводит на автопилоте. Пару раз он, впрочем, продирает глаза и начинает балаганить в узнаваемом новаторском стиле. На ум приходит эпизод в лаборатории, где ставится эксперимент в равной степени как над Ватсоном, так и над зрителем. Психический зуд в ушах и глумливая карусель бликов в ослепших глазах производят эффект, по своей мощи сравнимый с огорошенным оцепенением, в которое повергает пуританских мамаш неприкрытая задница Ирен Адлер. К счастью, сомнительные авторские находки вроде голозадого Стивена Фрая пока остаются уделом сугубо большого кино. Так или иначе, наградой за все эти потрясения служит великолепная сцена, где Шерлок восседает на табуретке и устраивает световое шоу, дирижируя вереницами крейсирующих мимо слов. Визуализация мыслительного процесса превращается в по-настоящему изобретательное представление, завораживающее своим мельтешением. «Слушай. То, что я сказал раньше, Джон, – это действительно так. У меня нет друзей. У меня есть только один» (Шерлок)
Как ни крути, а от дела о «Собаках Баскервилля» даже сам Шерлок Холмс чуть было не напрудил в штаны. Недостатки недостатками, но возможность понаблюдать за полюбившимся персонажем в непривычных и некомфортных для него условиях дорогого стоит. Тем более что вся жуть проходит на фоне красивейших пейзажей, окутанных готичненьким туманом, как будто одолженным из какой-нибудь бёртоновской сказки. Рассел Тоуви, играющий оборотня в сериале «Быть человеком», приглашён в качестве большого специалиста по псам, что тоже довольно смешно. Да и развязка на смысловом уровне получилась адекватной и дельной, а то собаки-мутанты-убийцы из космоса – это пусть и современно, однако всё же не то объяснение, которое хотелось бы услышать. Словом, на нехватку достоинств серии тоже не приходится жаловаться. Правда, компьютерная собака – это позор джунглей, а не собака. Немудрено, что Холмс так пересрался, – столь паршивой графики он явно не ожидал. Одно утешенье: в кадре это недоразумение пребывает недолго. Может статься, всему виной красочность детских воспоминаний, но если верить им, то даже советский пёсик с его фосфорическим рылом выглядел на порядок внушительнее. Уж лучше б создатели как-нибудь принарядили по последней хэллоуинской моде реальную животинку или пошли по олдскульному голливудскому пути, который так уважает Гильермо Дель Торо. Уж он бы смастерил им какую-нибудь резиновую кракозябру на загляденье, прихорошив её с помощью всё тех же спецэффектов. Больше всего в этой истории удался финал, в котором замечательным образом сходятся и неожиданные повороты, и юмор, и интрига. С такой великолепной концовкой на любые огрехи остаётся только снисходительно плюнуть, может быть, самую малость посетовав, что дорога к ней долга и, к сожалению, не всегда столь увлекательна, как хотелось бы. Обсуждение (уже 12 комментариев) 13 января 2012 Мнения |
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: