Третьего сезона зритель дожидался, основательно измаявшись. Возбуждённые обилием теорий о выжившем, поклонники никак не ожидали того, что увидели. Никто не преподнёс им вкусного яблочка на серебряной тарелочке. Взамен сладкой пилюльки по зрительским мозгам вновь проехались скальпелем. В итоге вопрос о том, какой же всё-таки вариант спасения из чёртовой дюжины был истинным, каждый по сию пору решает сам для себя. Ну или пытается собрать воедино рассеянную в эпизодах головоломку, расщепляя серии на пиксели. И каждый в душе надеется, что злобный тролль Моффат таки сжалится и покажет отгадку в четвёртом сезоне.
Скальпельный разрез болит и не даёт покоя. Зритель ропщет. Недовольство в основном вызвано тем, что главная интрига не разгадана, детектива мало, а юмора много. Ах да, ещё и строптивый Макгиган не соизволил приложить к созданию третьей главы свою руку. Но, о боже, если кто-то надеется, что Моффат с Гэтиссом собираются как-то оправдываться… воистину, зритель ничего не знает о создателях сериала. К счастью, недовольное брюзжание не мешает зрителю уподобиться Грегу Лестрейду и, причитая: «Ублюдок!», страстно обниматься с пропащим детективом-консультантом, по которому так скучал последние два года.
Как бы банально это ни звучало, но в одну и ту же реку никому не дано войти дважды. Такова жизнь, а именно её законов и стараются держаться создатели «Шерлока». Ничего уже не будет как прежде, какие бы иллюзии на сей счёт ни питали герои истории или зрители. Время идёт, всё меняется, и в конце концов восточный ветер унесёт нас всех… А уж встречаться с ним лицом к лицу или трусливо подставлять ему спину – личное дело каждого. Стоит ли пояснять, какой путь выбирают для себя Ватсон с Холмсом?
И между тем, исходя из реалий, развязки оптимистичнее, чем в третьем сезоне, сложно было бы пожелать. Правда, за внешней бравурностью финала скрывается печаль, навеянная всё тем же своенравным восточным ветром. И те, кто влюблён во вселенную «Шерлока», должны будут так или иначе принять то, что он несёт на своих крыльях. Ибо как-то даже неудобно заикаться о том, что персонажи попросту не могут застыть в рамках образа, явленного нам в самом начале. Им нельзя отказывать в праве жить и меняться. Третий сезон в этом более чем настойчив и показателен: появление Мэри Морстен в жизни обитателей квартиры 221В по Бейкер-стрит было столь же необходимым, сколь и рискованным.
Да, и пора бы уже сообразить, что перед нами отнюдь не антология детективных историй и что сериал никогда таковой не станет. Моффат устал упоминать о том, что снимает не детективный сериал, а сериал о детективе, а потому настоятельно рекомендует стереть у себя из головы все штампы. Создатели слишком уважают зрителя, чтобы подсовывать ему очередной процедурал. Взамен они дарят нам захватывающую и невероятно запутанную историю, чуть более чем полностью построенную на головоломках и аллюзиях. Ковыряться в сериях-матрёшках можно ad calendas graecas, и всё равно что-нибудь да упустишь. Зато попутно есть шанс маленько прокачать мозги (а уж о полезности подобной процедуры спорить не приходится).
После просмотра финальной серии кто-то из поклонников обмолвился, что «Шерлок» – самый человечный сериал о самых бесчеловечных. Не совсем верно. Скорее, это самый человечный сериал от самых бесчеловечных, потому что его создатели определённо не щадят ни зрительских нервов, ни мозгов, ни терпения. Но только прежде, чем обиженно кукситься, задайте себе вопрос: «А вы и впрямь хотели бы?..».
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: