Новости аниме — лучшее за неделю Объявлена дата выхода Far Cry 5 Манга «Бакуман»: Российское издание Рецензия и отзывы на игру Prey Роман Урсулы Ле Гуин «Левая рука Тьмы» превратят в мини-сериал
53
ИГРЫ
 
Прямая ссылка на новость:

Ностальгия в ожидании GTA V

Глупо делать вид, что быстро надвигающийся выход GTA V – не одно из важнейших событий года как в игровой индустрии, так и за её пределами. Подумайте сами: GTA IV уже старше пяти лет, и по прошествии такого срока даже самым талантливым искателям поводов для паники из стана жёлтой прессы становится сложновато списывать на видеоигры все преступления на свете. Но найдут ли эти люди новый источник вдохновения в лице GTA V, не найдут ли, а нас заботит другое: любимая миллионами игровая серия возвращается. И всё указывает на то, что возвращение это будет не только триумфальным (в этом не сомневается никто – успех-то GTA V был обеспечен с момента появления у неё названия), но и революционным.

Нам захотелось как-то это отметить. Как? Очень просто: собравшись вместе и поностальгировав о нашем опыте общения с теми частями серии, что были до GTA V. И вас мы тоже приглашаем присоединиться – комментарии крепкие, они могут выдержать истории самых разных форм и размеров. Но первыми, с вашего позволения, всё-таки выговоримся мы.

Лев Гринберг

Я прихожусь на то поколение «почти старичков», что тащились от GTA одновременно и до того, как это стало мейнстримом, и после того, как серия получила свою первую порцию истинных фанатов. Говоря проще – я начал давить людей с GTA2. Я всё ещё помню стильный значок DMA Design, её тогда ещё не звавшихся «рок-звёздами» авторов. Я без конца пересматривал её шикарный вступительный ролик – даже не зная, что это всего лишь нарезка из полноценной 8-минутной короткометражки, снятой в качестве рекламы к игре. Я обожал плюнуть на все глупости типа сюжета или миссий, сесть в танк или достать огнемёт… Остальное, думаю, понятно. Возможно это объясняет и то, почему я так и не прошёл GTA2 в своё время: третий квартал с его суровыми порядками мгновенно нагнал на меня невыносимую скуку и желание возопить «Why so serious?!», создавая временной парадокс цитированием ещё не вышедшего фильма. Удивительное дело, если подумать: получается, что моя основная претензия к серии родилась ещё во времена безудержного двухмерного веселья. Чего только не узнаешь, копаясь в воспоминаниях…

GTA III застала меня в замечательный момент жизни: период, когда идея комбинированного управления с клавиатуры и мышки казалась мне абсурдом, а трёхмерные игры – происками казуалов и маркетологов. Да, ты мог отстреливать встречным-поперечным их конечности, и что с того? Где моя GTA?! Что вы сделали с отличной серией, сукины дети?! И я был явно не единственным, кто не хотел принимать подобное предательство: для нас, отрицающих любые нововведения извращенцев, разработчики добавили альтернативную камеру, превращавшую GTA III в пусть полигональную, но двухмерную игру с видом сверху. Одна беда: всевозможные железные дороги постоянно перекрывали этой камере обзор, делая замечательную (как мне казалось) идею совершенно бессмысленной. Итог? Я бросил GTA III где-то через час, и объявил серию мёртвой.

Holy shit, как же я ошибался. Вышедшая следом Vice City, по сию пору остающаяся любимой частью серии, покорила меня не шикарной историей с запоминающимися персонажами, не идеальным балансом абсурдности и сурьёза, и даже не лучшим саунтрэком в серии. Она покорила меня… мотоциклами. Кто бы мог подумать: оказывается, мне просто не очень нравится кататься на этих жирных четырёхколёсных монстрах, мигом застревающих в узких проходах. А посадите меня за юркий байк, в разы лучше передающий ощущение свободы и скорости – и всё, вопросы об осмысленности перевода GTA в 3D отпадают сами собой. Удивительно, как сильно влияют на восприятие незначительные, казалось бы, мелочи…

«Йо-йо-йо, нигга!» – внезапно закричала серия, вырвав меня из Vice City, и окунув в San Andreas. «Чёрт, а всё так хорошо начиналось», подумал в ответ я.

Я не люблю GTA: San Andreas. Я не фанат негритянской гоп-культуры, Эминем – едва ли не единственный уважаемый мной рэппер, а история человека, во время заставок пресмыкающегося пред каким-то убогим ментом, а в остальное время не моргнув глазом вырезающего целые полицейские участки, не вызывала у меня ничего, кроме раздражения и презрения. Большая часть миниигр была бессмысленной попыткой придать серии реализма, второй город ужасал количеством крутых подъёмов и спусков… А, ну и игра сознательно пыталась меня разозлить: сложно не выйти из себя, знаете ли, когда ты несколько часов убиваешь на ужасно реализованную «войну банд», подчиняешь весь город своей власти… и потом теряешь всё во время единственного сюжетного ролика. Но, знаете, что самое смешное? Я так и не увидел третьего города в San Andreas. Сбежав из второй зоны я приземлился где-то унылых степях, взял равнение на северо-восток… Но по пути успел осознать, что меня окончательно и бесповоротно достала эта бессмысленно раздутая негритянская баллада. Вот так размеры GTA: San Andreas привели к нашему расставанию. I don’t like big butts, and I cannot lie, видимо.

GTA IV испортила управление мотоциклами и окончательно избавилась от безудержного веселья, наполнявшего прошлые игры – по сути убив почти всё то, за что я обожал серию. Не буду распинаться о ней, с вашего позволения – благо, я уже высказал всё в соответствующей «Ложке дёгтя». Скажу лишь, что у приключений Нико Белика были все шансы навеки отвадить меня от серии… Но потом я купил PSP, поиграл в Liberty City Stories и Vice City Stories, и вспомнил-таки, что франчайз по-прежнему есть, за что любить.

И GTA V пока, что удивительно, выглядит неплохой такой комбинацией многогранности, реалистичности и жизнерадостного страдания фигнёй – т.е. всего, чем нравились разные части серии разным людям.

Филипп Вуячич

Чудное мгновение произошло в месте весьма неожиданном: в стареньком торговом центре, где на потребу публики стояли две Sega Dreamcast. Доступ к пластиковому телу приставки стоил скромные двадцать рублей в час, и поток желающих никогда не оскудевал, равно как и кольцо зрителей вокруг. Фаворитов было двое: Sonic Adventure и… Grand Theft Auto 2. «Ух ты, чувака задавили!» – вопили мальчишки, когда чёрный спичечный коробок оставлял за собой распластанный на тротуаре труп. Назло всем правозащитным организациям, адвокатам и поборникам нравственности заявляю: GTA2 была и остаётся неизменным атрибутом детства.

Более того, можно сказать, что GTA сопровождала меня на протяжении всей жизни. Школьные годы ознаменовались дождливой третьей частью и солнечной Vice City, что вполне тянет на метафору тех богатых на контрасты лет. Тогда мы со школьными приятелями ещё не говорили, что диалоги, переведённые «Фаргусом», самые что ни на есть «тарантиновские», а особняк Томми точь-в-точь как у Тони Монтаны – мы просто наслаждались концентрированным игровым процессом. Ни один «Скайрим» сегодня не вызывает того ощущения бескрайней игровой свободы, какую мне удалось ощутить верхом на PCG 600, несущемся навстречу далёкому закату. Да, а ещё тогда трава была зеленее, солнце светило ярче, а люди делились на тех, кто прошёл миссию с вертолётиками, и на тех, кто в ярости разбил клавиатуру об пол.

Потом был триумфальный запуск San Andreas на доисторической GF MX 440. Эйфория от воссоединения с любимой серией испарилась довольно быстро, однако это нисколько не помешало Сан Андреасу крепко засесть в памяти. Даже обладая к тому моменту неплохим игровым опытом, всерьёз её критиковать не получалось. Так уж новая GTA была скроена: всегда встречала яркими красками, забавными ситуациями и свежими территориями, отчего многие неприятные моменты легко сглаживались. Настоящее разочарование подкралось под цифрой «IV».

Я принадлежал к числу людей, которые ожидали от GTA IV столь же сильного качественного перехода, какой произошёл между второй и третьей частями. Такового не произошло, поэтому пришлось удовольствоваться эволюцией взамен революции. Только вот и эволюция вышла странноватая. Безумие игра подрастеряла, а сюжет в манере «more dark, more realistic» откровенно проигрывал предыдущим частям. Не вышло у Rockstar достойной криминальной драмы, лучше бы уж продолжали дружески подтрунивать над «Лицом со шрамом», ей-богу. Эпизоды лишь немного подсластили горькую пилюлю.

Пятая часть обещает компенсировать недостатки предшественницы с лихвой (в трейлерах был даже замечен миниган!), только вот Rockstar уже верится с трудом. Хватит ли этим ребятам цинизма разбить детскую мечту об идеальной GTA ещё раз?

Виктор Горов

По моим впечатлениям, серия «ГТА» была... разной. Конечно, основа у игр серии одинаковая: игроку дают большой город и персонажа-преступника, который будет угонять машины, выполнять задания, убивать людей, ебать гусей и заниматься прочими непотребствами на пути к успеху. Это не менялось с самой первой части. Но почти каждая игра оставляла разное впечатление. Разные города, разные люди, разные истории, разное настроение — сравнивать, например, Vice City с The Lost and Damned, это всё равно, что сравнивать два разных фильма. Да, оба в жанре криминального боевика. Но сняты они совершенно по-разному.

Мало какой серии удаётся подобное. Менять фантик, не меняя конфеты? Да ещё так, чтобы вкус при этом казался старым-любимым, но обновлённым? Это требует умения и таланта. И это хороший подход. В конце концов, игроки для того и покупают «номерные» игры: чтобы получить новую порцию знакомого геймплея — обнаружив, что гонка стала паззлом они не обрадуются. Но в то же время жевать уже прожёванное тоже удовольствия мало, хочется чего-нибудь новенького. В Rockstar это понимают и умело поливают старую основу новыми соусами. Молодцы, что уж тут сказать.

Георгий Гогидзе

Как и у многих, первое знакомство с полностью трёхмерной GTA началось с третьей части. К тому времени в юной и немного наглой голове у меня, до дыр заигравшего GTA2, всё чаще и чаще возникал один логичный вопрос: «А когда уже додумаются сделать всё тоже самое, но в 3D?». Если Max Payne могут таким реалистичным сделать, то чего сложного стрелялку с «Засранцами против Гаи» (которая Midtown Madness) скрестить-то? До этого из ближайших аналогов, отдалённо напоминающих что-либо подобное, был лишь достаточно вялый C&C: Renegade, да замечательный, но почти стёртый из памяти человечества микс из киберпанковского FPS и кровавых покатушек: RedLine. В общем, выбирать было особо не из чего, тем более качественного.

И вот, на рынке нежданно-негаданно появляется диск с Grand Theft Auto III. Тот самый, в котором со слов продавцов: «Ходишь-стреляешь и катаешься по городу, как в Драйвере». Разумеется, купленный кем-то диск пошёл по рукам и в конечном итоге добрался и до меня. Правда, как оказалось, радоваться было рановато: как тогда было заведено, без проблем дело не обошлось. На компе стояли жалкие 64Мб оперативки (вкупе с не очень-то и плохим RIVA TNT2), а играть с таким объёмом памяти было просто невозможно: слайд-шоу с тормозящей картинкой и троттлящимся звуком были самым настоящим адом, поэтому в основном приходилось бегать к соседу с более мощным, а по тем меркам так и вовсе топовым железом.

Не сказать, что первое знакомство с игрой удивило или открыло что-то новое – нет. Поболее остального впечатлила «киношнамя» физика вождения, своими заносами походившая на легендарный Driver, однако в целом все игровые аспекты чувствовались именно что на своём месте: разложенными по полочкам, аккуратными, сделанными на совесть, что не могло не радовать. Собственно, каждая последующая игра серии как раз этим и выделялась: мелочам и деталям придавали порой просто колоссальное внимание – и именно за это ГТА всегда столь сильно любили. Vice City стал буквально квинтэссенцией 80-х, начиная от стиля и антуража, заканчивая саундтреком и бесконечными отсылками совершенно ко всем популярным фильмам и сериалам той эпохи, а San Andreas повторил тот же фокус уже с 90-и: на игре с контрастом совершенной серьёзности и полного безумия происходящего получалась идеальная комбинация для интересной развлекательной игры.

Отдельно хочется вспомнить San Andreas как игру с самой грязной лексикой своего времени. Ругань в играх присутствовала давно, в тех же Kingpin и Conker, однако серьёзно и осознанно мат стали принимать где-то ко второй части Max Payne, когда подросший уровень кинематографичности позволил сценаристам маломальски грамотно оперировать данным инструментом ради создания более «взрослых» сюжетов. Впрочем, повторно изучать английский с SA мне пришлось не из-за обилия мата, а скорее огромного количества слэнга и действительно сложных выражений, 90% которых приходилось понимать наугад, интуитивно. И это притом, что диалогов и всевозможных заставок в игре с лёгкостью наберётся на 10 и более часов, так что задачка была не из простых. Ненависть ко всевозможным русификаторам ещё тогда успела выработаться на подсознательном уровне (благо делали их наспех, с бухты-барахты кидая текст на растерзание машинного перевода), поэтому ни о каком переводе не то что даже речи не шло – я изначально морально готовился играть сразу в английскую версию, даже если бы присутствовал адекватный и адаптированный перевод. «Лучше самому недопонять, чем слушать чью-то неправильную трактовку» – таков всегда был мой девиз.

Без минусов, правда, тоже не обходится: ебучие миссии-обучалки, от серии к серии преследующие франчайз, раздражают с каждым разом всё больше и больше. Подозреваю, что и в пятой части первые два десятка миссий (если не больше) придётся провести за подобным занятием. И ладно когда в процессе прыжка с парашюта учат в принципе второстепенному игровому элементу, который может в дальнейшем и не встречаться, но когда несколько часов тратят на азы игровой механики, маскируя их под миссии а-ля «покататься по городу за богача», «пострелять в тире по бутылкам за психа» и «попиздиться на улице с гопотой за негра бандита» – это уже просто верх, блядь, оригинальности. Запихните в игру отдельный туториал для нубов, или сделайте отдельное меню с пометкой как в Max Payne 2 и всё тут – ни один, даже самый начинающий новичок, в жизни до этого контроллер в руках не державший, не будет настолько клиническим идиотом, чтобы не разобраться по простой памятке! В клавиатуре запутаться – это бы я ещё понял, но в джойстике-то? Там же всё проще простого! На крайний случай можно хинт прикрутить, с надписью вроде: дуй в тир – там научат стрелять. И так для всех базовых игровых элементов.

Ностальгия в ожидании GTA V

Дмитрий Володин

Начиная своё знакомство со второй части, скажу честно, я не был впечатлён: да, там можно было давить и убивать людей, впоследствии убегая от копов, а потом снова и снова возвращаться к вышеозначенным пунктам. Но игровой процесс показался мне достаточно скучным, и я это дело быстро забросил.

Настоящим же открытием стала третья часть. На момент выхода это была настоящая революция –именно в таком виде все имеющиеся в предыдущей игре возможности заиграли новыми красками. Банально осматривая окрестности или ища неприятности на свою голову, я постепенно затянулся на добрую сотню часов. Но что самое важное – дух пьянящей свободы и вседозволенности стал осязаемым. Да, границы мира никуда не делись, но это перестало играть всякую роль. В конце концов, большего тогда было и не нужно.

GTA: Vice City же, являясь пожалуй любимейшей моей частью, стал самым правильным сиквелом. Выкинуть скуку, добавить драйва, азарта и атмосферности солнечного Майами – оказалось, нам всё-таки было, чего желать после GTA III! Что тут добавить, если даже сейчас от Vice City можно получить не меньше удовольствия, чем в день выхода? Далее для меня серия стала идти по наклонной: San Andreas – пусть и не плохая игра, но ожиданий не оправдала, а GTA 4 так и вообще лежала на полке 4 года, прежде чем я осилил её унылость и ужасную оптимизацию.

И теперь мы плавно подходим к виновнику всего вышенаписанного – GTA 5, возможно лучшей, но уж точно самой ожидаемой. Уже одно то, что серию знает каждый хоть мало-мальски интересующийся компьютерными играми человек, является показателем её исключительного положения в сердцах геймеров – как истинных фанатов, так и ярых ненавистников.

Евгений Кузьмин

I’m on a boat, motherfucker, какое GTA?

Трио с голосами

А вот и обновление нашего ностальгического экскурса в историю взаимоотношений авторов игрового раздела КГ и франчайза GTA. Дмитрий Володин пусть немного запоздало, но пополнил текст своими воспоминаниями (ищите его выше), а Лев Гринберг, Георгий Гогидзе и Виктор Горов, посовещавшись, собрались и записали на заданную тему очередной внезапный игровой аудиоподкаст КГ:

 
 
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии