Порой смотришь аниме – и мучаешься, потому что оно ужасно. А оставить просмотр не можешь. Например, привык доводить начатое дело до конца. Или это своего рода программное произведение, признанная классика, хочешь его узреть для поднятия культурного уровня. Ну вот надо, надо его осилить полностью! И хорошо, если мучает полнометражный фильм, несколько овашек, двенадцатисерийный сериал, на худой конец. А если в аниме сорок девять серий – и все плохие? Тогда в измученном мозгу несчастного зрителя срабатывает защитная реакция. Ведь в голове не укладывается, что авторы могли простодушно снять всё настолько плохо! Значит, они сделали это намеренно! Тогда это уже не плохой сериал, нет, – это пародия. И жить, то есть смотреть, сразу становится легче. Но Mobile Suit Gundam Wing настолько, э-э, своеобразен, что с ним провернуть подобный фокус не всегда удаётся.
Известно, что жанр «меха» – штука специфическая, имеющая свои милые условности; начать хотя бы с того, что боевые роботы не являются такой уж очевидной стадией развития военной техники, зато зрелищности действу добавляют изрядно. Но создатели Gundam Wing странностями одного жанра ограничиваться не стали, о чём смело заявили уже в завязке и не отреклись от этого кредо до самого конца.
Начало у сериала довольно-таки интригующее. Показывается некое будущее, где человечество потихоньку осваивается в космосе. Далеко от Земли, правда, ещё не ушло, поселения-колонии по космическим меркам располагаются в непосредственной близости от матушки-метрополии. Достигнув определённой самостоятельности, колонии, как водится, захотели независимости, которую Земля им, конечно, давать не пожелала. Начались военные действия, в ходе которых колонисты были насильственно успокоены. Но пламя из искры начало разгораться: пятеро гениальных учёных изобрели (каждый по отдельности) пять очень крутых боевых роботов – гандамов, подыскали для них пилотов (пятнадцатилетних юнцов, разумеется) и отправили их (опять же по отдельности) на Землю, чтобы отомстили они супостатам, неся мир и справедливость посредством уничтожения военных баз. Всему этому безобразию было присвоено название «Операция "Метеор"».
Да, завязка интригует, потому что появляется вежливый интерес: как же авторы собираются развивать сюжет, когда уже в начале наговорили столько глупостей? Террористы-миротворцы в виде подростков – само по себе весело; умиляет и идея: в мирное время без всякого повода начать от имени колоний громить военные базы на Земле, дабы доказать людям, что нет смысла вооружаться и давайте жить дружно. Некоторая, гм, несостоятельность этого плана по прошествии времени становится очевидной даже для действующих лиц, и идея начинает претерпевать изменения. В итоге она вырождается в ещё более дурацкую затею: чтобы люди перестали воевать, нужно жахнуть таким побоищем, чтобы охоту драться всем отбило на несколько веков вперёд (подобное ожидаешь услышать от стороннего наблюдателя, никак не от непосредственных участников военных действий).
Но даже если отвлечься от идейной составляющей, становится решительно непонятно, как же колонии потерпели поражение в своём первом восстании, ведь потом не раз подчёркивается, что именно на колониях сосредоточена основная мощь военно-промышленного комплекса Земли! Конечно, хорошие произведения не раз доказывали, что даже самые абсурдные действия могут оказаться плодом блестящей стратегии. Беда только в том, что если зритель и может придумать несколько вариантов мотивации героев в той или иной ситуации, то авторы не используют ни один, даже не пытаясь оправдать идиотизм происходящего. Сюжет грешит вопиющей непродуманностью, вызывая обострение СПГС, как межсезонье у гастрита.
Сам мир вызывает недоумение. Пока космические корабли бороздят просторы вселенной, земные армии являют собой весьма колоритное зрелище: боевые роботы, намекающие, заодно с оными кораблями, на высокое развитие технологий, соседствуют с солдатами, вооружёнными… штыками. По сравнению с этим фактом как-то даже меркнут громоздкая компьютерная техника и дирижабли в небе. Впрочем, и штыки теряются на фоне следующей странности: каждый второй здесь голосит о том, что мир прогнил и жизнь несправедлива, но джентльменам буквально верят на слово! Юные террористы не раз избегают смерти лишь потому, что какой-то военный, получив приказ об уничтожении пилотов, великодушно отпускает их с порцией моральной и материальной помощи, решив с первого взгляда, что они хорошие ребята! Здесь благородные мужи занимают высокие руководящие посты, имея полную свободу продвигать свои прекрасные идеи, а глава ОЗ (организации, с которой практически полсотни серий борются все, кому не лень) считает совершенно обычным делом решать споры в честном рыцарском поединке один на один. И отказали ему в дуэли в пользу залпа из мощнейшей пушки лишь однажды! Господа офицеры беспрепятственно дезертируют из армии, получают помощь добрых самаритян, у которых очень кстати имеется классный док, и во вражеском стане их встречают с распростёртыми объятиями, чтобы предложить высшие руководящие посты.
Впрочем, луч света есть и в этом тёмном царстве – персонажи удались. Причём их запоминающиеся характеры и удивительно логичное (в большинстве случаев), сообразное натуре поведение на фоне безобразного сценария вновь наводят на мысль о каком-то злом авторском умысле, ведь подобная дихотомия породила цунами фанатского творчества. Герои мужского пола, правда, грешат некоторой ходульностью и, лишённые предыстории своих мытарств, порой напоминают не до конца обработанные болванки. Несколько типов мальчиков (мрачный, весёлый, молчаливый, добрый, агрессивный), принц страдающий, муж умный да хитрый, парочка психов, немного бесконечно преданных солдат (перед смертью они стонут: «Позаботьтесь о командующем»), с десяток учёных и бородатых старцев – выбирай любого и ошкурь по вкусу. Женские же персонажи настолько колоритны, что сакраментальное «Все бабы – дуры» сопровождается восхищённым покачиванием головой, потому что каждая героиня являет собой клинический случай. Например, главному герою откровенно искусственно навязывают его пассию, которая, призывая возлюбленного, голосит на пляже: «Скорее приди и убей меня!». Милая девчушка из аристократического семейства с умопомрачительными бровями фанатично обожает войну во всех её проявлениях и тоже любит решать споры на дуэли. Не обошлось и без дамы с раздвоением личности (причёска и очки очень меняют женщину!), которая в одном режиме швыряется заминированными пудреницами, а в другом — становится трепетным послом мира.
Сериал вобрал в себя несколько пошлых мелодраматических штампов: тут и девушка в коме (выйдя из комы, дамочка тут же забирается в боевого робота и бодро летит в открытый космос), и разлучённые в детстве брат и сестра (брата зовут Миллиард Пискрафт – не Свен Кал Боян, но тоже сильно), и амнезия, которую успешно вылечивает один из гандамов (ещё он предсказывает пилоту будущее). Тут есть гандам с серпом, с косой (сельскохозяйственной) и даже с хлыстом (почувствуй себя доминатрикс!), и инфляция этих боевых роботов происходит стремительно: сначала только пять учёных строили гандамы, а потом милый мальчик-колокольчик по-быстрому собрал самый крутой. К тому же, прототип всех гандамов, самый старый и несовершенный, является наиболее мощным. Тут девочка-подросток становится правительницей всея Земли, причём возведшие её на престол умные дяденьки делают это без всякой задней мысли о венценосной марионетке и слушают её пустопорожние разглагольствования об абсолютном мире с открытым ртом. Тут то, что пятнадцатилетний мальчик, прыгнувший с пятидесятого этажа, отделывается лишь переломом ноги, объясняется загадочными тренировками в космосе (вестимо, без скафандра для пущего эффекта), а другой пилот слышит некое Сердце Вселенной, которое помогает ему составлять безошибочное мнение о людях. И всё это на фоне, в общем-то, верно схваченной мысли: кто у власти, тот и крайний; на фоне истовых споров о возможности мира во всем мире, о человеческой природе и о сущности войны.
Нет, Gundam Wing не пародия. Это просто плохой сериал.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: