«Дитя погоды» — анонс следующего фильма Макото Синкая Победители The Game Awards 2018 Ноль кадров в секунду. Выпуск 241: Биться в лягушек Epic Games работает над собственным аналогом Steam Рецензия и отзывы на игру Fallout 76
18
ИГРЫ
 
Прямая ссылка на запись:
$Спасибо автору
 

Штампы, штампы...

Это отрывок из ещё не выложенной статьи о сюжетных клише, которая появится вместе с ничуть не запоздавшей рецензией на игру Ash of Gods: Redemption. Отрывок будет сильно сокращён, но я хочу повспоминать штампов, которые часто встречаются в играх, и обменяться примерами в комментах. В блоге это, кажется, будет удобно сделать. То, что я сейчас выложу, не очень-то тянет на статью, это просто кучка разрозненных мыслей и фактов на тему.

В основном про фэнтезийные сеттинги (потому что сама Ash of Gods всё-таки фэнтези) и про то, насколько от них отличается реальное средневековье. Но в комментариях можно повспоминать и про космос, и про нормальный постапокалипсис, который не перерос в магический мир. Какие штампы вспомните, про такие и пишите, обсудим.

Как выглядит типичный нормальный фэнтези-сеттинг?

Во-первых, это, конечно, на самом деле постапокалипсис (я слёту назову Arcanum и Age of Decadence, но примеров можно вспомнить куда больше). Магия либо появилась в результате ядрёной войны, когда всё мутировало, либо это и не магия вовсе, просто тупые одичавшие потомки техногенной цивилизации принимают за волшебство чудом сохранившееся наследие древних. Очень популярное объяснение. И если есть боги, можете держать пари, что они окажутся пришельцами с других планет или измерений, технически продвинутыми, само собой. Тогда и «магические» технологии могут быть их рук (или щупалец) делом. Впрочем, отказаться от такого оригинального хода, как скрытый постапокалипсис, очень трудно, поэтому некоторые авторы совмещают. Например, разработчики «Пепла богов», которым, наверное, будет много икаться после этой статьи…

Во-вторых, если есть нечеловеческие расы, то списаны они у Толкиена или с DnD, но переименованы, чтоб никто не подумал, что мы своих эльфов придумать не можем. От Толкиена пошла и стандартная разбивка мира: добро на западе, зло на востоке, дикари на юге, на севере жизни нет :( Тут даже примеры приводить ни к чему, все это видели.

В-третьих, сам мир — «фэнтезийное Средневековье» с рыцарями, турнирами, чумой, безграмотностью и кострами, а также с античностью в анамнезе. Весьма вероятный двигатель сюжета — эпидемия загадочной болезни, от которой люди массово дохнут, кашляют кровью и покрываются всяким говном (озомбевание на последней стадии приветствуется). Понятно, что картина во многом взята из реальных эпидемий Средневековья — Ренессанса. И понятно, что для европейской культуры гибнущий от таинственной заразы город — уже почти архетип. Непонятно только, почему болезни все настолько одинаковые. Интересно было бы взглянуть, например, на пандемию сифилиса, вполне вероятную по тем временам ситуацию. Но, видать, сложно подать венерическую эпидемию так, чтобы играющий народ проникся трагизмом, а не гнусно хихикал.

Небольшое отступление в защиту «тёмных веков». Бедное, бедное Средневековье, которым в народе считается тот невероятный пиздец, который начался в Европе с XIV века, с ухудшения климата, череды неурожаев и пандемий, и сменился не меньшим, хоть и другого окраса, пиздецом рубежа Ренессанса и Нового времени, расцвета искусства, становившегося всё более светским, науки, рождающей механистическую картину мира, и массовых психозов, тех самых, с кострами. Вся эта прелесть, конечно, не могла произойти без целой кучи факторов и обстоятельств, но отчего-то она швыряется в ту же свалку «нормальных средневековых зверств», к рыцарям и турнирам (только искусства и науки не забудьте вычеркнуть, они при словах «средние века» как-то не представляются, там даже огнестрельное оружие излишество, что уж говорить про книгопечатанье, великие географические открытия и прочие весёлые вещи). Хотя времена охоты на ведьм, религиозных преследований и разгула инквизиции — это XV-XVII века, когда идут полным ходом научная и информационная революции, разграбление заокеанских колоний и инфляция золота и серебра в европейских странах, протестантизм и череда кровопролитных войн, включая «нулевую мировую» — Тридцатилетнюю… Сбывшееся китайское проклятие «чтоб ты жил в эпоху перемен», никак не похожее на неизменные сонные «тёмные века».

Но дело не в одной путанице эпох. Те, кто мешает в один очень условный сеттинг всё, что знает о временах между распадом Римской империи и буржуазными революциями, вообще не очень-то склонны учитывать нюансы. Разницу между феодальной раздробленностью и абсолютной монархией, разницу между королевской и императорской властью… Вопросы власти решаются элементарно: или король командует парадом, или попы, и нечего сложностей разводить: светская, церковная, законодательная, исполнительная… Нет, разумеется, разницы между национальным самосознанием и средневековым, в котором имеют значение не границы и не языки, а религия (соседи-единоверцы — это вам не нехристи какие, и вообще не пофиг ли, чей король над нами, лишь бы правильному богу молился?).

Информация передаётся на любые расстояния, сквозь километры и века без искажений. Легенды пересказывают события как есть, вплоть до портретной узнаваемости действующих лиц (в «Пепле богов» всё так и было, между прочим, а если искажения в пересказы и вкрались, то это их жнецы специально вставили), известных персон узнают по роже в самом захолустье (ладно, когда короля, а тысячелетнего чувака по описанию из древних легенд или каменной статуе — не хотите?). А если на почве каких-то событий сформируется новая религия, то при всей навороченности её постулатов фактическая сторона, те самые события, будут помниться верно и через тысячи лет. Если не в официальной трактовке, то какие-нибудь преследуемые инакомыслящие наверняка расскажут всю правду. Устные источники ведь самые надёжные, а «испорченный телефон» бывает только в детских играх.

Кстати, религия возможна строго двух видов. Или это сферическое язычество с магией, в котором боги выполняют любые капризы смертных по щелчку пальцев, или матёрое католичество времён охоты на ведьм, с инквизицией, палачами (эти две должности лучше совместить) и прочим стандартным набором, но без дамоклова меча Реформации над правящей церковью. Других ведь вариантов не было в мировой истории. Ну, если вы не японец, тогда вы просто замешаете в миксере вообще всё, что знаете о гайдзинах.

Я больше скажу: любая государственная, захватившая власть религия будет выглядеть как грёбаное католичество, даже если богов в ней предполагается несколько. Ash of Gods — стереотипное злое христианство с инквизицией, сжигающей людей, только тут богов четверо и их умащивают ритуальными жертвоприношениями, но в остальном всё как в привычном нам монотеизме, будто авторы ничего другого вообразить не в состоянии… Кстати, напомните, в каком более-менее развитом обществе, не у голожопых дикарей, практиковали человеческие жертвоприношения? А то я, кроме ацтеков, никого не знаю. В любом случае здесь народ массово не верит в богов, смысла жертвоприношений не понимает, инквизиторов ненавидит — каким чудом такой порядок держится, если не на всеобщем фанатизме?

А если автор хочет с попами поспорить, можно закладываться, что это будут спичи о равновесии добра и зла, двух равноправных противоборствующих сил. Это ж такая оригинальная концепция, человечество уже несколько тысячелетий её не знает, а все ветви христианства, ислама и иудаизма не объявляли дуалистические течения ересями хренадцать веков, автор первый до такого додумался. Почему, кстати, народ на дуализм как магнитом тянет, начиная с тех самых ересей и заканчивая каким-нибудь Перумовым, — загадка.

Я не призываю описывать какой-нибудь синтоизм или зороастризм (хотя…), но мы ведь знаем множество монотеистичных религий и их течений-ответвлений. И они все разные! Костры не обязательны! Даже если хочется показать церковь злой, такой простор открывается, крови-то в истории человечества во имя веры пролиты реки и моря. Те же крестовые походы — явление яркое и запоминающееся, однако популярностью почему-то не пользуется (из РПГ я только Lionheart: Legacy of Crusader помню, например). Но какое фэнтези ни откроешь — опять костры и инквизиторы с крестом на пузе, опять храмовники (оставьте уже в покое несчастных тамплиеров, им и так досталось и по жизни, и в мировой культуре), опять вся магия от диавола, а зло от баб, и хоть ты тресни (в Dragon Age хотя бы баб не трогали, поскольку тамошний Иисус был женщиной, спасибо и на том, да и объяснение феминизма довольно изящное). Никто не задаётся вопросом, нужна ли вообще инквизиция именно в этом мире, для этой религии, да ещё и преследующая не реально существующие ереси, а липовых врагов исключительно по злобности своей? По каким причинам она возникла? Почему ведьм ловит, почему церковь непременно против магии? В истории человечества на все эти вопросы есть ответы, но у авторов ответ нередко на всё один: «потому что маньяк у власти захотел крови». Хотя насаждать террор и нетерпимость сверху — дело долгое и муторное (даже при наличии средств массовой информации, даже), оседлать волну массовой истерии куда проще, будь ты хоть десять раз маньяк…

И кстати про ведьм. Колдуны и церковь, как повелось в постхристианской культуре, ненавидят друг друга и считают идейными врагами, вот только и одни, и другие в бою пользуются магией, отличающейся только названиями… а, ещё белая обычно лечит, а чёрная калечит, поэтому первая считается хорошей, а вторая плохой. Разницы между религиозным и магическим мышлением ведь нет, потому с лёгкой руки геймдизайнеров все персонажи отдают приказы божествам, а те покорно делятся силой, и никого это не смущает уже давно. В играх деваться некуда: если мир полон волшебства, лишённые его религиозные люди неконкурентоспособны; а если эту сторону выберет игрок, то совсем беда-беда. Но в результате мы имеем две абсолютно одинаковые по сути силы, которые непонятно с чего по-разному называются. И одна имеет внешние признаки католичества, а вторая — угнетаемых меньшинств, вот и все отличия. Привычный расклад: злые попы против добрых туземцев/язычников/геев/повстанцев и хрен знает кого ещё… но непременно добрых и правых! Особенно если они близки к природе. Особенно если ещё и эльфы. Древняя и мудрая раса просто обязана жить на деревьях и ненавидеть прогресс — на то она и мудрая. В серии Thief именно такой расклад. Язычники борятся с технарями-хаммеритами, у которых наитипичнейшие готические соборы, с витражной «розой» на фасаде и летящими вверх стрелами балок. Да и сами хаммериты — те ещё католики, пытающиеся забороть язычников развитием науки. Что ж, по крайней мере они двигают прогресс, а не просто бегают по улицам, выискивая, кого бы сжечь.

О том, что увлечение природой и нелюбовь к прогрессу — наша, современная особенность, мало кто думает, радостно создавая «жестокую отсталую средневековщину» и не парясь о том, как это скажется на мировоззрении её жителей. Перенос современных ценностей в седую старину не просто как авторская оценка ситуаций, а как мнение персонажей, — популярнейшее дело. Всегда умилительно, когда персонаж начинает страдать от нестерпимости окружающих реалий, которые для него должны быть естественными, как воздух, мечтая о том, чего никогда не видел и даже вообразить неспособен: в его мозгах такие идеи попросту не могут зародиться, как не может родиться квантовая теория света у того, кто живёт в лесу и молится колесу. Страдают обычно не о проблемах далёкого будущего, а о своих, актуальных… как авторы, которые вливают в персонажей собственные надежды и страхи, потому как не вышли за рамки своего мировоззрения настолько, что аж персонажам его приписали. Вот и получаются у них крестьяне, отвергающие опиум для народа (кто-нибудь помнит эту цитату полностью и её контекст?), баронские дочки, доказывающие, что они не хуже мужиков, шлюхи, пытающиеся обаять потенциальных мужей хамством, стервозностью и непокорностью (как будто у них и так шансы не на нуле, чтобы их ЕЩЁ понижать), и наёмные убийцы, размышляющие о ценности человеческой жизни, хотя в те времена, хоть V век бери, хоть XV, у кого она вообще была, идея, что ЛЮБАЯ человеческая жизнь сама по себе что-то значит, что со смертью никчёмного бомжа гибнет целый мир и это ужасно? Что убивать грешно — это другой вопрос, религиозный, он о том, что ты за бога берёшься что-то решать, не ты дал — не тебе и отнимать.

Но положительные персонажи должны быть… положительными, а значит, не отвертятся ни от гуманизма, ни от атеизма, ни от феминизма. Откуда они набрались таких оригинальных идей — не спрашивайте, бездушные вы циники, неужели вы идеи не поддерживаете? Тут могли быть примеры из всё той же Ash of Gods, но пожалеем игру, она не рассчитана на столь пристальное внимание. А примеров и в новостях по скандалам набрать можно.

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии