Давно очевидно, что Paradox Interactive мечтает стать монополистом на рынке стратегий. Конечно, у компании и раньше их было много, но теперь она стала запускать руки в новые для себя жанры и стили. Удивительно другое — полноценный клон Civilization у издательства появляется только сейчас, хотя уж на чём, а на 4X-поджанре у компании скушана не одна собака. Была, например, серия Age of Wonders (в особенности Age of Wonders: Planetfall), но ей было не перетянуть всех любителей «Цивы». Теперь шансов на подобное прибавилось. Millennia не скрывает своей клонической сущности. Но важнее то, что она не скрывает и своей уникальности, попыток развить идеи того, что она клонирует.
Однако сперва нужно будет столкнуться с неприятными последствиями создания «собственного лица» игры. Тут есть и генератор карт, и выбор страны. Да только карты выходят очень однообразными, а страна ровным счётом ни на что не влияет. Вроде бы уникальный бонус для цивилизации к ней, к сожалению, не приколочен, и уже в стартовом меню можно дать ей любой на выбор. Чуть позднее, конечно, появятся некоторые различия, но они больше связаны с отдельными циферками, а не с чем-то реально выделяющим из массы соперников.
Циферки в Millennia вообще главное. Их много, они все разные, они — результат всех ваших действий и бездействий. Готовьтесь следить за множеством различных показателей, и с каждой новой эпохой их будет только больше.
Всё начинается с простого: на дворе Каменный век, в руках палка-копалка, кучка небритых, голых дядек уходит на разведку (авторазведки тут нет, поэтому всё надо делать ручками). Получив базовые технологии, цивилизация уходит в Бронзовый век и сталкивается с интересной дилеммой — а куда идти дальше? К счастью, ответ на этот сложный вопрос сформируется сам собой. Если игрок найдёт три Чуда света, то войдёт в эпоху процветания. Если начнёт бить армии других цивилизаций, то начнётся Кровавый век бесконечной войны, где реки станут красными от крови (буквально). Наконец, если ничего из этого не произойдёт, то наступит обычный Железный век, подкидывающий игроку новые испытания. Например, у городов появится параметр плотности заселения и гигиены. Стоит этого не заметить и следующая эпоха встретит игрока столетиями чумы и вымирания.
И это только глобальные изменения. Циферок-то куда больше. Постройка зданий в городах будет формировать очки культуры, образования, дипломатии, племени, войны исследования и множества других. Тратить их можно на что угодно по своему усмотрению от более продвинутых технологий и новых юнитов армии до строительства городов и ускоренного исследования.
Впрочем, на изобилии различных накопительных параметров авторы не остановились, а переделали всю систему строительства, взяв за основу идеи Civilization 6 и доведя строительство районов до ума. Теперь в каждом гексе вашей территории можно что-нибудь построить, а если позволяет основной город у этой территории, то даже запустить построенное здание. Есть у вас, например, ферма, карьер и лесозаготовка, но населения только две единицы — что ж, будут работать только два здания. Решайте, какие именно, с умом, ведь просто запущенное задание может ничего вам не дать. Какой толк вам от пшеницы с фермы без мельницы? Millennia берёт классические стратегии и требует создания промышленных цепочек с производством товара по всему циклу. Сложно? Да, особенно когда каждая новая эпоха будет приносить всё больше видов зданий и типов промышленности.
Последним действительно большим изменением игры стали отряды. Во всех частях серии Civilization, кроме самых древних, авторы отказывались от сборных армий. То есть, допустим, у вас есть лучники — они сами по себе боевая единица и будут драться сами за себя. Но куда им до конницы, которая разнесёт их быстрее, чем вы её заметите. В Millennia игроки могут объединять различные отряды, компенсируя слабые стороны одних сильными сторонами других. С прокачкой военного дела увеличится и количество разных отрядов в одной отдельно взятой армии. Бои идут автоматически в пошаге, так что кроме самого факта нападения от игрока больше ничего не требуется.
А теперь переходим к главному. Несмотря на свежий подход к очень многому в жанре, игра выглядит всего лишь заготовкой для будущих DLC. Да, это очень смешное заявление с учётом издательства Paradox Interactive, однако даже оно обычно закладывает больше в сам костяк игры. Например, сейчас в игре нет мультиплеера, он просто отключен в меню. Есть религия, но без специального DLC, которое когда-нибудь появится, она примерно ничего не даёт. Есть дипломатия с нетривиальной системой взаимодействий через послов, но она просто не работает из-за врождённой гиперагрессии ИИ. И это только вершины крупного айсберга проблем, среди которых визуальный примитивизм и раздражающе громоздкий интерфейс, который всё равно не даёт достаточно информации.
Так что Millennia — потенциально хорошая игра, но она попросту не готова. Возможно, стоит подождать парочки крупных дополнений, прежде чем покупать или хотя бы просто делать какие-то выводы. Она, впрочем, и сейчас ни в коем случае не плоха. Но полноценного релиза пока не заслужила.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: