
Во времена, когда в мире, осквернённом радиацией, основную часть населения составляют чрезмерно мускулистые бандиты; во времена, когда оставшиеся женщины наперечёт и все на одно лицо… Появился Он. Единый сын Чака Норриса и Брюса Ли, унаследовавший внешность перекачанного Мэла Гибсона в образе Безумного Макса, обладатель самых кустистых бровей в мире — говорящий шкаф Кенщиро. Он спасёт всех женщин, детей и собачек, попутно убив с особой жестокостью всех остальных. Он — Человек в Кожаном Трико.
Omae wa mo shindeiru
Поскольку в кои-то веки мне не на что ругаться в текущем сезоне (на самом деле, есть, но оно либо не переведённое, либо в оригинале книжки без картинок, фи), на сей раз, вместо того чтобы издеваться над очередной комедийной адаптацией истории о Кунг-Фу-Иисусе под названием «Кулак Полярной Звезды: Клубничный вкус» (Hokuto no Ken: Ichigo Aji), поговорим лучше об оригинальной манге Hokuto no Ken за авторством Буронсона и Тецуо Хары.
Выходивший в Weekly Shonen Jump с 1983 по 1988 год «Кулак Полярной Звезды» был оммажем (читай: наглым плагиатом образов) второму «Безумному Максу», всей фильмографии Брюса Ли и Библии. Фактически манга представляла собой кунг-фу-боевик в постапокалиптическом мире, где главный герой Кенщиро, косплеющий Макса Рокатански, страдал комплексом Спасителя... от ударов которого противников разрывало изнутри.
Серия о боевом искусстве Хокуто Щинкен — древнем китайском кемпо, передававшемся из поколения в поколение строго одному наследнику и являвшемся этакой боевой акупунктурой — началась, правда, чуть менее драматично. Hokuto no Ken был второй попыткой мангаки-новичка Тецуо Хары выйти в сериализацию. Его первая работа Tetsu no Don Quixote не пользовалась особой популярностью и была забракована после десяти глав. Возможно, так бы карьера Тецуо и закончилась, кабы его редактор Нобухико Хорие не дал ему второй шанс и не предложил сделать мангу о кемпоисте, убивающем противников ударами по акупунктурным точкам.
В получившемся «пилоте» за тогда ещё единоличным авторством Тецуо Хары не было ядерной войны, а оригинальный Кенщиро был лишь школьником (хотя и формально — сугубо по причине возраста), но перекаченные бандиты с ирокезами уже составляли заметную долю популяции. Впрочем, школьный статус ничуть не мешал герою уничтожать с особой жестокостью разномастных мастеров школы убийц Тайзан.
Манга изначально отличалась объёмной детализированной рисовкой и качественным экшеном, вдохновлённым голливудскими боевиками начала 80-х и фильмами с Брюсом Ли, и не стеснялась чистого незацензуренного насилия (ведь разлетающиеся во все стороны кишки имеют какое-то своё особое очарование). История же школьника на тропе мести пусть и была простенькой, но своё дело делала — давала главному герою повод устраивать сеансы зрелищного локального экстерминатуса.
Хокуто — Сто Раздирающих Ударов
Но когда дело дошло до непосредственной сериализации под активным патронажем Нобухико Хорие (которого вполне можно считать третьим автором манги), было решено добавить в команду писателя Ёсиюки Окамуру, более известного под псевдонимом Буронсон, который тут же значительно переделал весь сеттинг. Так мы и получили вместо 80-х годов недалёкое будущее после ядерной войны. Вместо коррумпированной полиции, сотрудничавшей с подпольными организациями, — банды перекаченных ирокезоносцев. А вместо школьника на тропе мести — взрослого человека с семью шрамами на груди в форме созвездия Большой Медведицы… на тропе мести. Ну, относительно. Кен пытался спасти свою возлюбленную из лап мастера Нанто Сейкена Щина, оставившего нашему герою те самые шрамы.
Однако сюжет «Кулака Полярной Звезды» очень быстро вышел за пределы персональной вендетты Кенширо, 64-го наследника Хокуто, и стал куда больше фокусироваться на искуплении человечества в лице кемпоистов из школ Нанто Сейкен, Хокуто Шинкен и Хокуто Рёкен. Для этого Буронсон и Хара частенько работали с парами противопоставленных персонажей: грациозный Рей и завистливый Юда, благородный Шура и горделивый Саузер, добросердечный Токи (оригинальный Кунг-Фу-Иисус) и жестокий Рао. И хотя в арках были отчётливо выделенные герои и злодеи, здешние антагонисты оказались куда глубже, чем могло показаться на первый взгляд, многие их деяния были вполне логичны и обоснованы, а жестокие методы правления слабыми людишками иногда даже оправданы. Что, впрочем, ничуть не мешало Кену активно этих злодеев побеждать и лишь давало повод пустить мужественную слезу по судьбе свернувшего с верного пути благородного воина.
В целом «Кулак Полярной Звезды» — великолепная манга с отличной рисовкой, превосходным экшеном, интересным сюжетом, запоминающимися персонажами и тотальным передозом мужественности, так что при прочтении яйца наливаются сталью от обилия тестостерона, выплёскивающегося со страниц. Причём данная манга популярна до сих пор, с завидной регулярностью выходят многочисленные спин-оффы и работы по мотивам. И в немалой степени это проблема.
Поддельный Хокуто
Как и «ДжоДжо», «Кулак Полярной Звезды» в своё время воспитал целое поколение читателей манги; неудивительно, что тут и там можно встретить отсылки к классическому произведению. Вот только на фоне общей популярности начали появляться многочисленные сайд-стори от левых авторов, концентрировавшихся на второстепенных персонажах. Не то чтобы они были плохи сами по себе. В некоторых случаях их даже можно было считать отличными произведениями: да, редко кто придерживался стиля рисовки Тецуо-сэнсэя, но в плане экшена и эмоциональной отдачи спин-оффы зачастую были на высоте. Более того, тот же гайден про Яги из школы Хокуто очень сильно менял отношение к персонажу, который в оригинале казался плоским злодеем. Однако из-за обилия спин-оффов вселенная Hokuto no Ken настолько разрослась, что стала сама себе противоречить. События гайденов нередко перекрещивались, не соответствовали друг другу и манге-первоисточнику, а их чтение и попытки вписать всё в единый таймлайн становились задачей, вызывавшей примерно ту же головную боль, что возникает при попытке привести к единому знаменателю вселенную Мацумото Лейджи. Вдобавок дело это бесполезное, бесперспективное и к канону имеющее мало отношения.
Так что по факту единственным каноничным и важным спин-оффом можно считать только Souten no Ken — приквел про Кенщиро Касуми, бывшего 62-м наследником Хокуто. Манга была написана авторами оригинала Хара Тецуо, Борунсоном и редактором Нобухико Хорие. И надо сказать, что сменив постапокалиптический сеттинг на криминальный Шанхай 30-х годов, она резко прибавила в крутости. Местный Кенщиро вышел куда живее, наглее и хитрее оригинала, а женщины стали встречаться чаще, да к тому же вышли фигуристей. Правда, тут авторы слегка перестарались: даже монашки и бабушки лет восьмидесяти выглядели чрезмерно сексапильно.
Omae wo mo Pika-Pika
Вместе со спин-оффами начали возникать и комедийные адаптации. Самой известной для западного зрителя стала «ДД Кулак Полярной звезды» (DD Hokuto no Ken) — мерзкое убожество, удостоившееся двух экранизаций. С одной стороны, в DD имелась отличная идея: что было бы, окажись все эти кемпоисты не в постапокалиптическом, а в нашем мире? С другой, реализация вышла довольно слабой, да и деформированные дизайны не помогали восприятию. Куда больший интерес представляли додзинси от круга Ojou No Yokushitsu, пихавших братьев Хокуто в сеттинг популярных аниме-тайтлов. За счёт сохранения стиля рисовки, близкого к оригинальному рисунку Тецуо Хары, и полного абсурда происходящего фокус удался, додзинси действительно вышли смешными и достойными прочтения. Вот только на экраны попала совершенно другая манга.
Hokuto no Ken: Ichigo Aji, чья экранизация стартовала в прошлом месяце, на самом деле тёмная лошадка ввиду отсутствия перевода. Концепция обстёбывания императора Саузера, одного из известнейших противников Кенщиро, с виду безопасна и в какой-то мере даже забавна. Увы, уйти дальше продукта сугубо для фанатов оригинальной манги сериалу не светит, и почему выбрали для экранизации именно её — абсолютно непонятно. Ведь можно было сделать новую адаптацию оригинала, например.
В этой жизни... я ни о чём не жалел!
Так уж получилось, что полной качественной экранизации до сих пор не было. Сериал 1984 года страдал от типичной проблемы экранизации, идущей параллельно выходу манги, — нехватки оригинального материала. Проблема эта осложнялась тем, что в «Кулаке Полярной Звезды» очень много экшена. И битва, занимавшая в манге несколько страниц, в аниме оказывалась в лучшем случае длиной в пару минут, а зачастую и того короче. Забивать пустое место по обыкновению решили филлерами, результат предсказуем. Хотя тот сериал стоит посмотреть хотя бы из-за великолепного опенинга на песню Ai Wo Torimodose, ставшую фактически гимном всего франчайза.
В 1986 году вышел полнометражный фильм «Кулак Полярной Звезды» (Hokuto no Ken Movie), который был отлично нарисован, некоторые задники выглядели почти фотореалистично. Но все красоты оказались профуканы, ибо создатели попытались запихнуть в два часа фильма свыше пятнадцати томов манги, что вразумительно сделать крайне проблематично, а то и вовсе невозможно. В итоге получилась красивая работа по мотивам, практически целиком состоявшая из филлеров и лишь отдалённо напоминавшая оригинал. Хотя надо признать, что вид Кенщиро, о башку которого ломался небоскрёб, вдохновлял. Примерно такая же проблема была у direct-to-video фильма Fist of the North Star режиссёра Тони Рэндела; только если ребята из Toei не сумели впихнуть в два часа полтора десятка томов, то Тони не справился и с десятью главами.
Последняя же экранизация — пенталогия «Кулак Полярной Звезды: Легенда об истинном спасителе» (Shin Kyūseishu Densetsu), выходившая в 2006–2008 годах, — была очень хорошей. Качественная анимация от людей, понимавших, как надо правильно снимать Хокуто-экшен, под отличный саундтрек от Юки Кадзиуры, с минимальными отклонениями от оригинальной манги — казалось бы, чего ещё желать? Но возникла одна маленькая проблема: в пять полнометражек уместить мангу ничуть не легче, чем в одну, и сделать это авторы даже не пытались. Результатом стала экранизация нескольких перекликавшихся между собой арок, составлявших лишь малую толику всей крутости «Кулака Полярной Звезды». И что хуже всего, пенталогия полностью проигнорировала начало манги, поэтому не знакомый с оригиналом зритель, скорее всего, оказался потерян. Впрочем, надо признать, что лучшая из пяти полнометражек Toki Den, рассказывавшая о, внезапно, Токи — истинном Кунг-Фу-Иисусе, получилась вполне самодостаточной и практически не требовала никаких знаний о серии.
Однако это не оправдание тому, что вместо того чтобы наконец сделать полноценную и качественную экранизацию, нам пихают дурацкую комедию о похождениях эпизодического злодея из одной арки, которая только отпугнёт потенциальных новых читателей и зрителей. Право слово, продюсеры «Кулака Полярной Звезды: Клубничного Вкуса» так и нарываются на коронную фразу Кенщиро «Omae wa mo shindeiru...»
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: