
Больших премьер на этой неделе — кот наплакал: экшен-комедия «Братья из Гримсби» и третья часть «Дивергента». Зато малых — ну просто завались: музыкальная и сахарная документалки, любимица критиков и четыре очень разных отечественных проекта.
Большие премьеры
Совмещение нешуточного экшена и шуточного всего остального кажется отличной задумкой, если вы хотите поиздеваться над киношпионами (даже больше, чем «007: Спектр»). Стало быть, движуху обеспечивает режиссёр Луи Летерье — постановщик фильмов вроде «Невероятного Халка» и «Битвы Титанов». Экшен от первого лица раньше «Хардкора», уровень насилия R — полный комплект.
А ведь ещё можно добавить английский юмор и пригласить парочку забавных чуваков — Сашу Барона Коэна и Марка Стронга.
Что может пойти не так?
Юмор способен дать слабину. Сатиры будет слишком мало, а шуток в стиле «Отсоси мне яд из промежности» и «Это не я пёрнула, а вот теперь я» — слишком много. Новый персонаж Коэна покажется не забавным дурачком, а клиническим болваном. Ну и, конечно, Ребел Уилсон.
Вот и заканчивается цикл откровенно средних экранизаций очередной подростковой фантастики... напишем мы как-нибудь в другой раз. Пока же, спасибо «восхитительной» привычке студий делить последние книги подобных серий на два фильма, мы можем сказать лишь что-то в духе: «Вот и начинает заканчиваться цикл...» и далее по тексту.
Напомните, когда в последний раз попытка распилить заключительную книгу на два фильма увенчалась успехом (в художественном плане, не в финансовом)? Да что там экранизации: вы помните, когда вообще фильмы становились лучше от разделения на две части? Вот и мы толком не помним. Даже людям уровня Тарантино трюк удался в лучшем случае терпимо. А цикл «Дивергент» изначально не хватал звёзд с неба, и мы отчего-то не думаем, что минус на минус в данном случае даст плюс.
Хотя кому мы всё это рассказываем? Большинству из вас на франчайз плевать, а юные фанаты (ну, фанатки) не пропустят новую часть любимого цикла, какими бы доводами разума их не пытались отвадить.
Малые премьеры
Впереди всех — самая маленькая из малых премьер: у этой документальной ленты примерно 30 копий, в кинотеатрах она будет прокатываться четыре дня. Для отмечания четвертьвекового юбилея (группа Brainstorm возникла в 1989 году, съёмки были приурочены к дате) скромненько, но уж как получилось.
Фильм способен заинтересовать не только любителей мозговых штормов: обилие архивных съёмок и рассказов дают прочувствовать, как уходила советская эпоха и приходила вестернизация. Тема создания и раскручивания своего проекта тоже довольно-таки универсальна; в данном случае мы наблюдаем путь известной группы с самого начала, с этапов маеты на дискотеках и продажи обложечного места под рекламу.
В 2011 году был основан продюсерский центр «ВГИК-Дебют», должный поддерживать киноопыты выпускников угадайте какого вуза. «Вакантна жизнь шеф-повара» — первая из полнометражек «ВГИК-Дебюта», выходящая на большой экран. На должности режиссёра-сценариста предсказуемо дебютант — Рустам Ильясов, ранее отметившийся лишь тремя короткометражками. А вот в актёрском составе, помимо молодняка, присутствуют Виктор Вержбицкий и Пётр Фёдоров; первый традиционно злодействует, второй берёт на себя тяжкую ношу протагониста.
Собственно, что там у протагониста за тяготы? Изначально он «слишком много кушать» — пресыщается спокойной благополучной жизнью и решает сыграть в игру. Тут-то герой и учится ценить свою жизнь (прежнюю), но уже поздно.
Судя по отзывам, у мистической драмы любопытные завязка и финал, а между ними — сплошная невнятность. Объяснения не даются; ни зрители, ни персонажи не понимают, что происходит. Без труда расшифровываются только прописные истины: там хорошо, где нас нет; делая выбор, готовься к последствиям; кто не читает судьбоносные договоры (особенно пункт, набранный мелким кеглем) — тот сам себе злобный враг.
Полгода назад у «Ералаша» всё было совсем печально: государство урезало финансирование, в банке сгорели отложенные на производство деньги. Однако за 42 года существования детский киноальманах научился непотопляемости. Не тонет-с. И теперь возвращается к истокам — ведь изначально его показывали именно в кинотеатрах.
Прокатчик «КиноДетство» решил не ограничиваться мультипликационным альманахом «Мульт в кино» и сыграть на ностальгии: в данной киноподборке обещаны и новые сюжеты, и лучшие из старых. То есть недостаток качества будет компенсироваться как бы свежестью, а недостаток свежести — как бы качеством. Вот уж действительно полный ералаш.
Ещё одна история пути к успеху. Но не латвийская и музыкальная, а отечественная и деловая.
В основу легла книга калининградского предпринимателя Дмитрия Шахова «Исповедь задрота», которую сам Шахов охарактеризовал как «сборник баек и историй, изложенных автору его знакомыми и просто случайными собеседниками за 20 лет». Авторы фильма обкорнали порнолинию (успешный бизнес начинается с порносайтов, а вы как думали?), сделали акцент на любовную линию, придумали собственную концовку и водрузили на протагониста сияющий нимб. Рецензенты пеняют экранизации на наивность, на слишком уж лубочное противостояние положительного везунчика-гения и гадких бандитов с коррупционерами. Едва ли это получилось случайно — всё-таки в режиссёрском кресле сидел не новичок (на счету Клима Шипенко «Непрощённые», «Кто я?», «Любит не любит»). Возможно, план заключался в том, чтобы снять «наш ответ» западным лентам про крутых молодых бизнесменов; но в здешней «iSповеди» и у бизнеса специфический запашок, и главные герои отнюдь не изобретатели соцсетей да гаджетов.
Одна из самых обласканных критиками лент прошлого года: на Rotten Tomatoes ей вручили 212 свежих томатов и лишь 15 подпорченных. «Кэрол» смело приняла участие в гонке за главными кинонаградами: у неё в активе шесть номинаций на «Оскар», пять номинаций на «Золотой глобус» (так много «глобусных» номинаций в 2015-м больше ни у кого не было), восемь номинаций на BAFTA… и ни одной победы. Справедливости ради, лента получила-таки призы на Каннском кинофестивале (два триумфа) и ряде мероприятий калибром поменьше.
Критики неоднократно использовали в отзывах слово «утопия» — одни в положительном смысле, другие в отрицательном. Мол, атмосфера Нью-Йорка 1950-х годов воссоздана детально, лицедеи играют отлично — но при просмотре не покидает ощущение «альтернативной истории»: хотя в реальности тогдашнее общество было весьма гомофобно, героини сталкиваются с неприятностями не из-за гомосексуальности своей связи, а из-за связи как таковой, лесбиянство всеми воспринимается спокойно.
Помимо утопичности критики дружно припоминали «Горбатую гору» и «Жизнь Адель» — до чьего уровня «Кэрол», дескать, всё-таки недотягивает из-за суховатости.
В основу фильма лёг второй роман Патриции Хайсмит («Случайные попутчики», «Талантливый мистер Рипли») — «Цена соли» 1952 года выпуска. Причём Хайсмит опубликовала его под псевдонимом и 38 лет отрицала своё авторство. То ли из-за того, что это раннее произведение, то ли из-за того, что она написала его на основании собственных знакомств и эмоций, история получилась не про цинизм и преступления, а про безошибочное узнавание «своего» человека — с первого взгляда.
После «Кэрол» лента под названием «Милый Ханс, дорогой Пётр» способна вызвать некоторые подозрения. Но не тут-то было, здесь рассказывается о преддверии Второй мировой и о двойничестве. Главные двойники — титульные Ханс и Пётр, немецкий инженер и советский рабочий, объединённые трагедией и предчувствием ещё большей беды.
Впрочем, в международном названии — My Good Hans — немецкий инженер остался в одиночестве. Закономерно: главным героем является именно он, прибывший в командировку, чтобы выработать новое оптическое стекло, случайно обменявший открытие на человеческую жизнь и через какое-то время использующий то самое стекло отнюдь не для микроскопных линз.
Минкульту идея о неожиданной предвоенной дружбе Ханса и Петра не понравилась: в 2013 году фильм получил пинки от министра Владимира Мединского за несоответствие исторической достоверности и не получил министерское финансирование. Однако при поддержке Германии и Великобритании таки вышел и даже принял участие в основном конкурсе прошлогоднего ММКФ.
Критики хвалят «Милого Ханса, дорогого Петра» за контрасты, рефлексию, гуманистические ценности и антивоенный посыл. Журят — за спорность финала, некоторую театральность, недостаток воздуха. Также следует учитывать, что персонажи много говорят по-немецки, перевод — в субтитрах.
Oh, sugar, oh, honey, honey!..
…ладно, обойдёмся без музыкальной паузы.
Кто-то, как авторы «Вакантна жизнь шеф-повара», дебютирует мистическими драмами. Австралийский актёр Дамон Гамо (снимавшийся в сериалах «Скользящие», «Тайны и ложь») пошёл другим путём, его сценаристско-режиссёрско-продюсерским первым блином стала сахарная документальная лента. «Сахарная» — в прямом смысле, она рассказывает про сладкое белое вещество. И его горькие последствия.
Гамо сделался не только рассказчиком, но и подопытным: три года назад он отказался от сахара, но для съёмок решил злостно нарушить диету. Что ж, нарушать её гораздо проще, чем соблюдать: как уверяет фильм, примерно 80% продуктов на магазинных полках содержат сахар, и даже так называемая полезная еда таит в себе массу подвохов.
Понимая, что лишь собой любимым и даже забавными визуальными фишками (объяснения здесь поданы легко и наглядно) публику приманить сложно, хитрый Гамо уговорил поучаствовать звёзд — Хью Джекмана и Стивена Фрая. Очень уж сценаристу-режиссёру-и-далее-по-списку хотелось, чтобы эту документалку посмотрели даже те люди, которые обычно не смотрят документалки. Камео Джекмана было снято за два часа, когда в его загруженном расписании образовался маленький перерыв.
Как минимум на родине Гамо преуспел — «Сахар» показывали в школах, больницах, тюрьмах и парламенте Австралии. Да и пролезание в международный прокат, пусть даже малый и на звёздных закорках Фрая с Джекманом, тоже что-то да значит.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: