Давайте определимся сразу: Хуан Антонио Байона — отличный режиссёр. Сей славный идальго не раз доказал свою верность богам кинематографа, а все его работы обладают той самой пряной изюминкой, что частенько теряется на больших производствах. С другой стороны, Байоне недостаёт собственного почерка, а это делает его лакомым кусочком для студий, заведующих дорогими и давно обустроенными франчайзами. Такие студии подумают трижды, прежде чем вызвать из астрального мира своенравного мексиканского лешего Гильермо дель Торо, зато с радостью примут в свои объятия талантливого и гибкого ведьмака-профессионала.
Спешим обрадовать всех интересующихся: компания Universal не прогадала с кандидатурой Байоны ни на миллиметр. Открывающая сцена пробирает до мурашек — настолько она хороша! И дело даже не в том, что дождливый ночной эпизод явно отсылает к спилберговской классике 1993 года. Просто Байона тоже умеет снимать так, что душа уходит в пятки и сидит там часами, поскуливая от страха и напряжённо вглядываясь в непроглядную бездну. Воистину шикарная сцена, как бы сразу объявляющая на весь кинотеатр: «В этот раз мы всё сделали правильно, сучары. Пристегнитесь, и погнали!»
Мы послушно пристёгиваемся. А потом и вправду летим так, что уши заворачиваются. В чём действительно не откажешь «Миру Юрского периода 2», так это в динамике. Фильм с ходу производит впечатление крепко сбитого, мощного и продуманного произведения. Зритель искренне наслаждается скоростной поездкой по захватывающим дух серпантинам, пока не начинают происходить весьма подозрительные вещи.
Это кашель. Типичный кашель двигателя, тщетно скребущего по дну топливного бака в поисках хотя бы одной капли бензина. Более того, вы замечаете пугающие изменения за окном: красочные горные пейзажи куда-то пропадают, а вместо них вырастает дремучий лес. Гадкие клише и призраки поздних 90-х тянут к вам свои иссохшие ветви, долбят по стёклам, стонут и кряхтят. Вы пытаетесь не замечать их, ведь в салоне машины так тепло и комфортно… Но вопли творческой импотенции становятся всё громче. Вы включаете радио на полную катушку, однако каналы пропадают один за другим. Остаётся лишь белый шум, который злит и сводит с ума.
В реальности ситуация такова: вы всё ещё несётесь к обрыву на полной скорости, но критическое мышление уже не позволяет наслаждаться аттракционом. Предчувствие неизбежной катастрофы превращает поездку в липкий бессвязный кошмар. Самое печальное, что это не задумка режиссёра, отнюдь! Это обескураживающая тупость сценаристов, которые понадёргали избитых до посинения штампов отовсюду, куда только смогли дотянуться.
Судите сами: если героиня отправляется просить помощи у отошедшего от дел альфа-самца, то последний обязательно занят брутальным плотницким ремеслом, точнее — строительством сарая амишей. Если для сюжета необходим бывалый вояка, то почти наверняка это будет заносчивый безмозглый идиот, в лучших вьетнамских традициях собирающий с врагов трофеи. Хитрым злодеям, подсмотревшим свой гениальный злодейский план в «Кинг Конге», будет противостоять криво вплетённая в повествовательную канву девочка, которой для пущей убедительности припаяли личную драму. А в сцене с аукционом разве что Лиама Нисона не хватает, прости господи. Всё это мелочи, но дьявол, как известно, кроется в деталях. И ближе к финалу он явит своё отвратительное рыло во всей красе, будьте уверены.
Важно понимать, что существуют превосходные образчики кино, созданные с оглядкой на старую школу, — тот же «Конг: Остров черепа», например. В том-то и дело, что «Мир Юрского периода 2» цитирует старую школу коряво, невпопад и вообще случайно, ибо заигрывание с классикой заканчивается вместе с открывающей сценой, а банальная глупость остаётся глупостью во все времена.
Вы таки будете смеяться, но «Мир Юрского периода 2» смотрелся бы куда гармоничнее и естественнее, если бы главную мужскую роль в нём сыграл Дуэйн «Скала» Джонсон. Это работает следующим образом: при виде смуглой яйцевидной макушки зритель моментально расслабляется и прекращает обращать внимание на сюжетную тупизну, ибо понимает, что мужик делает великую работу — возвращает те восхитительные времена, когда в кино не стеснялись показывать большие яйца.
Но Скалы тут нет, и это проблема. Самое обидное, что фильм, как уже упоминалось, начинает за здравие: даже странное желание Клэр и Оуэна вернуться на остров Нублар после всех пережитых ужасов не выглядит идиотизмом, ведь создатели потрудились снабдить героев достойной мотивацией. Да, сделано это довольно широкими мазками, но сделано же! Опять же, Байона традиционно силён в драматических сценах. Когда на экране происходит что-нибудь грустное, это действительно грустно. Но не настолько, чтобы закрыть глаза на долбаное шапито с динозаврами.
В несомненные плюсы можно записать твердолобого малыша стегоцераса, олицетворяющего собой весь фильм: такой же упёртый и боевитый, но совсем дурачок. Плюсов вообще немало — это и потрясающе красивые сцены извержения вулкана, и динамика, и эмоциональное напряжение (спасибо режиссёру), и неплохой юмор. Хотя некоторые шутки, строго говоря, вышли неказистыми. Скажем, когда Клэр запрыгивает верхом на динозавра, это вызывает слегка двойственный комичный эффект, ведь Брайс Даллас Ховард окончательно превратилась в настоящую рубенсовскую красавицу. Знойная женщина, мечта поэта!
За умопомрачительные формы Клэр, конскую харизму Криса Пратта и старания постановщика «Миру Юрского периода 2» можно простить многое. В конце концов, это типичное кино со Скалой, только без Скалы. А значит, зрителю хотя бы обеспечен безупречный визуальный аттракцион, если получится ненадолго выключить мозг. Но выключить не получится, потому что проклятым иродам показалось мало. Они сделали столь адовый финт, что «Лига справедливости» со всеми её сюжетными огрехами покажется вам глубокомысленным и умным артхаусом.
Мазафакеры умудрились показать один из самых инфантильных и глупых сюжетных твистов в истории кино, дери их черти. Ещё и попытались оправдаться, переведя стрелки на малолетнего ребёнка. А что с него взять, он же маленький и тупой! Справедливости ради, мотивация этого персонажа как раз понятна (хоть и со скрипом), но попытка авторов состроить хорошую мину при плохой игре откровенно провалилась, ибо ответственность всё равно ложится не на ребёнка, а на взрослых. Точнее — великовозрастных дебилов.
Однако больше всего удручает тонна придурковатого пафоса, который сценаристы раздули из этой спорной ситуации. Да, случилась жесть. Вопрос лишь в размерах проблемы, и это решающий фактор. Чуть ранее фильм продемонстрировал во всех подробностях, что для специально обученных людей нет ничего невозможного. Но нет! Мы будем рвать на спине волосы и посыпать жопу пеплом!
Иными словами, сиквел не просто натягивает сову на глобус. Он натягивает сову на другую сову, которая уже натянута на сраный глобус. Подобные садистские эксперименты не то чтобы злят — они выбешивают. А жаль, ведь в целом «Мир Юрского периода 2» отлично справляется с обязанностями красочного летнего аттракциона. Пусть даже без Скалы.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: