Очередной анимационный фильм про Годзиллу представляет собой удивительное путешествие на лодочке по речке. Ты готовишься, надеваешь костюм ОЗК, проверяешь противогаз, заводишь мотор — и вот сейчас, казалось бы, тебя накроют волны говна… ан нет. Солнышко светит, птички поют, всё приятно и свежо, и ты даже не веришь своим глазам. Снимаешь маску, вдыхаешь свежий горный воздух, а сзади под струнный аккомпанемент из фильма «Челюсти» плывёт какаха, которая неожиданно бросается тебе прямо в лицо! На берегу сидят режиссёр со сценаристом и смеются.
Удивительно, но «Годзилла: Город на грани битвы» умудрилась исправить большую часть недостатков первого фильма. Подрос уровень звукового дизайна, анимации, сценария — в целом, всего. Даже наш герой Шоха-1 начал обретать какие-то черты, присущие фигуре протагониста. Но (всегда есть это «но») полировка не идеальна. Сцены с самой Годзиллой могли бы быть подлиннее и с меньшим количеством тряски, бюджет на модели лиц мог бы быть посущественнее, а то использование Ctrl+С — Ctrl+V слишком очевидно.
С чем в фильме реально плохо, так это с сюжетом. То есть не с тем, как написаны реплики персонажей и в каком порядке одна сцена сменяет другую, а с тем, что авторы нам хотят всем этим сказать. Выглядит так, будто группа хиппи пытается писать научную фантастику. Кое-что кое-где понахватали из других аниме (даже не из книжек классиков), а в остальном лепят свою хиппарскую чепуху без какого-либо чувства меры. Как было в «Тихоокеанском рубеже»? «Чтобы победить чудовищ, мы создали своих чудовищ», — одна фраза из начала фильма, тема раскрыта. В «Городе на грани битвы» вопросом: «Нужен ли дракон, чтобы победить дракона» натурально полощут мозги. Типичный диалог середины фильма звучит так:
— Кайдзю-монстры-монстры-кайдзю-эволюция.
— Деградация-монстры-кайдзю-кайдзю-монстры-Годзилла!
— Монстры-монстры-кайдзю-кайдзю?
— Кайдзю-монстры-человек!
И так далее. Добавьте к этому шествия с транспарантами на тему «Планета — живой организм, а плохие люди её убивают!» Структура сценария, развитие персонажей — всё это выполнено на адекватном уровне; но когда делаешь шаг назад и смотришь на картину в целом — волосы шевелятся от того, как топорно и неоригинально подаются идеи, стоящие за действием.
А что получилось оригинально, так это сюжетный твист с Мехагодзиллой. Разумеется, все, кто смотрел первый фильм, прекрасно понимали, что в продолжении будет Мехагодзилла, — однако то, в каком образе данная машина представлена в сиквеле, реально удивляет и радует. Конечно, с точки зрения научной фантастики и заражённого логикой мира это всё противоречит самому себе и дырявит сюжет покруче Сайги-12, но к тому времени уже становится ясно, что авторы понимают в технике чуть менее, чем ничего (один только холод на космическом корабле из первого фильма чего стоит, о втором законе термодинамики ребята не слышали). Поэтому просто наслаждаемся тем, что есть.
Идея хороша и спасает фильм от стерильности первой части. До тех пор, пока персонажи второго плана, ответственные за реализацию стратегии по ликвидации Годзиллы, не принимаются вести себя заносчиво. Очень заносчиво. Они задирают нос настолько, что начинаешь болеть за Годзиллу, просто чтобы посмотреть, как их спускают с небес на землю. Хотя план у них хороший, логика железная, и с этими ребятами трудно не согласиться. Но зрителю не оставляют возможности сделать выбор самостоятельно, авторы японцы, в конце концов, а значит, гайдзины (пускай и инопланетные) неправы по определению. Кульминационный момент же попахивает шизофренией, ибо количество слова «кайдзю»/«монстр» на единицу времени превышает все мыслимые пределы, а драма настолько топорно натянута, что не может восприниматься всерьёз. И это при том что мы действительно не знаем, победят герои или нет: сценарий построен таким образом, что Годзиллу могут забороть, а могут и не забороть.
И тут хочется остановиться и задуматься. А почему? Опций только две. Либо авторы не стараются — и тогда какой смысл нам это смотреть? Либо авторы правда вкладывают душу, и это их максимум. Печальный вариант, блин.
Напрашиваются определённые выводы. Во-первых, не давайте Гену Уробучи писать научную фантастику — это не его жанр. Во-вторых, если берёте средних режиссёров, то ставьте над ними того, кто будет бить их палкой, пока они не отполируют свою среднюю работу до максимального блеска. «Годзилла: Город на грани битвы» — хороший пример роста авторов над собой, но расти ещё есть куда. Можно только сожалеть, что такой важный для мировой культуры франчайз используют в качестве прописей.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: