
В последний день первого месяца 2019 года в российский прокат выходит свежий фильм японского режиссёра и сценариста Мамору Хосоды «Мирай из будущего». К дорогому сердцу любителей японской анимации событию мы подготовили небольшой и сугубо субъективный обзор творчества этого безусловно знакового для индустрии творца.

Как всякий по-настоящему большой мастер, Хосода рассказывает своим зрителям камерные истории. При этом неважно, насколько велик масштаб происходящих на экране событий, в их центре всё равно находятся персонаж и его драма. Эта драма и позволяет понять, что же волнует создателя произведения в ту или иную жизненную пору.
В случае Хосоды калейдоскоп причудливых сюжетов и фантастических декораций не приводит к смене глубинного авторского интереса: нашего героя долгие годы занимают взаимоотношения внутри семьи. На это намекает уже первый его авторский фильм, свободный от диктата таких популярных франчайзов, как «Ван-Пис» и «Приключения Дигимонов». Речь, разумеется, идёт о «Девочке, покорившей время».
Как известно, этот полнометражный фильм переосмысливает одноимённое произведение японского писателя-авангардиста Ясутаки Цуцуи. Так что режиссёр в сюжетных экспериментах здесь ограничен. Тем не менее, именно в «Девочке» зритель видит ту повествовательную канву, которая впоследствии станет единственно возможной для Хосоды, — органичное сосуществование реального и фантастического миров. Способность перемещаться во времени, которую обретает обыкновенная японская школьница Макото, практически не меняет её повседневную жизнь. Этот персонаж в столь необычной ситуации не испытывает экзистенциального кризиса, поскольку изначально не воспринимает чудесное как невозможное. Такие герои впоследствии станут у Хосоды любимыми.

В «Девочке» есть ещё одна характерная черта: здесь фантастическая обёртка нужна только затем, чтобы увлекательно рассказать классическую для всего искусства на свете историю первой любви. Если забежать вперёд и бегло оглянуться на всё творчество Хосоды, то сложится впечатление, что такие сюжеты не в числе его фаворитов. Да, романтические линии в фильмах режиссёра неизменно присутствуют, но они оттеснены на второй, а то и на третий план. Центральное место, как уже упоминалось, занимают авторские высказывания в русле семейной философии.
«Девочка» из-за литературной основы стоит особняком: здесь зрительское внимание концентрируют на воздушной истории любви и нехитрой, но от того не менее верной морали в духе «что имеем не храним, потерявши — плачем». Впрочем, даже в условиях сюжетных ограничений Хосода вводит в повествование совершенно необязательную для раскрытия основной мысли семейную линию. Посмотрите, с какой любовью выписаны здесь бытовые детали в доме Макото, её перебранки с младшей сестрой и особенности распорядка жизни родителей. Это не просто идиллия, а своего рода земной рай.

Хосода продолжает размышлять о семейном доме как о лучшем месте на земле уже не только как режиссёр, но и как сценарист в «Летних войнах». Герой этого фильма застенчивый старшеклассник Кэндзи приезжает на День рождения бабушки своей подруги Нацуки в деревню. Семейство Нацуки — шумное сборище разномастных родственников от младенцев до стариков — тут же очаровывает юношу, чьи родители вечно заняты работой. Ради того чтобы почувствовать себя частью этой общности, Кэндзи практически спасает мир.
Данный фильм — на редкость прямолинейная ода традиционной японской семье: сплочённой, иерархичной, живущей на лоне природы, но при этом не чуждой технологии. И хотя Хосода в кульминационный момент повествования чуть было не распространяет это понятие на интернет-сообщество целиком, завершается фильм всё равно камерной историей празднования Дня рождения, плавно перетёкшего в похороны, в широком семейном кругу.
Попутно Хосода исследует в «Летних войнах» взаимоотношения природы и цивилизации: недаром семейная идиллия расцветает в деревне, а обделённый родительской любовью Кэндзи приезжает из города. Однако режиссёр в этом случае далёк от примитивной дидактичности: битва за цифровое будущее мира протекает с применением новейших технологий, но на природном фоне. Мы имеем дело с авторским видением компромиссных отношений между современным и традиционным.

Впрочем, уже к следующему фильму от этого компромисса не остаётся и следа. В «Волчьих детях Амэ и Юки» город (очевидный символ современной цивилизации) и деревня (не менее очевидный символ традиционного уклада жизни в гармонии с природой) противопоставляются. Героиня фильма Хана со своими детьми-оборотнями не способна выжить в человеческом муравейнике, где люди не могут позволить себе такую роскошь, как участие в судьбе другого. Иное дело — деревня, обитатели которой должны быть сплочёнными, чтобы прокормиться. По сути, они одна большая семья, готовая принять новых сыновей и дочерей.
И Хану деревня принимает, потому что она настоящий член семьи, готовый при необходимости поступиться индивидуальным ради коллективного. Более того, героиня фильма — идеальная мать, отдающая всё своим детям и не просящая ничего взамен. Даже её колебания при расставании с выросшим сыном не заставляют этот образ великой жертвенной любви потускнеть. И редкое мастерство Хосоды как режиссёра здесь проявляется в том, что он каким-то неведомым образом сохраняет искренность и свежесть этой истории, несмотря на потрёпанность идеи.

Если в «Волчьих детях» Мамору Хосода размышляет о роли матери, то в «Ученике чудовища» его, несомненно, интересуют отношения отцов и детей. Споря с русским классиком, японец настаивает на том, что взаимопонимание здесь возможно и произрастает зачастую именно на почве конфликта поколений. Этот конфликт объясним разницей и во взглядах, и в нажитом опыте, но безусловно преодолим при наличии взаимных любви и уважения. Фильм замечателен не только такой позитивной трактовкой больной для многих темы, но и тем фактом, что в нём Хосода сознательно размывает понятие отцовства: для него это не биологическая, а нравственная категория. Хороший наставник может называть себя отцом, а хороший отец — это в первую очередь наставник.
Можно с уверенностью сказать, что Хосода продолжит исследовать мир семьи и в фильме «Мирай из будущего». На сей раз в фокусе его внимания окажутся взаимоотношения сестёр и братьев. А это значит, что зритель вновь получит возможность переосмыслить собственные отношения с родными. Как любой по-настоящему большой мастер, Мамору Хосода рассказывает камерные истории, иными словами — истории о каждом из нас.

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: