← Все рецензии | О фильме | Видео / 5 | Кадры / 42 | Постеры / 9 | Разное | Фанарт |
«Балканский рубеж», безусловно, радует. Радует в плане события, отправной точки, важной вехи в новейшей истории нашей популярной культуры. Российский агитпроп наконец-то показал пусть и молочные, но зубы. Прежние нелепые попытки вроде «Крыма» или «Тараса Бульбы» могут быть успешно преданы забвению, потому что «Балканский рубеж» подходит к делу с чувством, с толком, с расстановкой, с неплохим бюджетом и с чек-листом, заготовленным по результатам внимательного просмотра иностранных референсов. Который, кстати, включает азиатские боевики (но не ограничивается ими) — гиперреализм в отображении содержимого человеческих тел, скорее всего, их влияние. Учебники хорошие, учебники правильные.
Хорошо и правильно, по учебнику и не без таланта выстроены сюжетные линии, конфликты и мотивации большей части персонажей. К сценарию действительно очень трудно придраться. Каждый герой наделён индивидуальной чертой, которая отличает его от остальных, кроме персонажа Гоши Куценко, потому что Гошу Куценко ни с кем не спутаешь. Безо всяких иронии и гиперболизаций можно сказать, что «Балканский рубеж» — это едва ли не самая крепкая сценарная работа на российском рынке за последние лет пять. И тут дорогой читатель спросит: а где же «но»? Оно тут есть.
Но когда начинается главная пострелушка, ясность повествования и целостность восприятия уходят как песок сквозь пальцы. С технической точки зрения пострелушки на уровне. Каскадёрам и пиротехникам — низкий поклон. Однако это лишь набор сцен, собранных воедино на монтажном столе. К сожалению, фильм не даёт зрителю чёткой картины, что и где происходит. Локация заявлена довольно бегло. Несмотря на то что времени на подготовку и объяснение плана обороны уходит много, понять, куда бежит умирать очередная волна злодеев и откуда в неё стреляют, — решительно невозможно. Тут же начинает вылезать вторая проблема фильма — длина. Два часа тридцать минут — это непростительно много, это как ездовые коты — перебор. И не надо говорить, что у Marvel есть ездовые академики, для их мегаподелия уже припасён отдельный пузырь с ядом, речь не о нём, речь о том, что «Балканский рубеж» длиннее практически любого своего конкурента и вдохновителя. Приближаются к заветной отметке лишь «Чёрный ястреб» и «Дьен Бьен Фу»; однако масштаб описываемых там событий несравним с тем, что показывают нам в «Балканском рубеже». В защиту оного можно лишь сказать, что в нём нет явно лишних частей или сюжетных веток.
Авторы захотели показать едва ли не все аспекты Югославской войны, о которых мог слышать российский зритель, начиная с турбофолка и группы Električni orgazam, заканчивая жирными намёками на торговлю органами, организованную европейцами. Нельзя заявить, что надо вырезать вот этого персонажа или вот эту ветку, и всё будет здорово, — нет, как уже говорилось, сценарий написан образцово, там нет ничего лишнего. Лишней для авторов оказалась кульминация. И её выбросили. Довольно затянутая, но сочная экшен-сцена заканчивается весьма нелепо выглядящим (в силу механики происходящего, а также безвкусно драматизированной музыки) самопожертвованием одного из героев, а потом герои… скажем так, они не одерживают победу. Между «победить» и «быть спасёнными» есть большая разница. Наши герои покидают экран, не получив своего личного момента триумфа. Катарсиса нет. В «Чёрном ястребе» им был марш-бросок до стадиона. В «Во имя чести» им была сцена на кладбище. В «Сталинграде» им был момент обрушения дома. В «Балканском рубеже» на месте концовки стоит падение до нижайшей отметки. Пункт в сценарии, когда для героев всё потеряно, но к ним приходит помощь извне. В теории после этого герои совершают сверхусилие и наступает тот самый катарсис. А у нас приходит помощь и идут титры. Но ведь так нельзя! Нет. No. Нiт. Īe. Nein. 沒有. Накаляется драма, нагнетаются эмоции, а потом всё спускается в трубу. Должно быть ещё минут 15–20 фильма, кусок, в котором герои восстают из пепла, побеждают злодея, получают награду — физическую или метафорическую. А их нет! Потому что фильм уже идёт два часа двадцать минут, на нормальную концовку не остаётся хронометража.
Получается, мы имеем фильм с очень хорошей музыкой, очень хорошим сюжетом, относительно неплохой актёрской игрой, правильной идей и грамотной подачей этой идеи. Потом картина продаётся на аукционе Sotheby's в Лондоне, в раме включается шредер и кромсает её в фарш. Как такое произошло — остаётся лишь гадать.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: