«Только в России в красный день календаря мужики умудряются быть синими» — одно из контрастных высказываний, которые можно услышать в заставке передачи «Наша Russia». Осень 2016 года продолжает традиции канала ТНТ и готовит для зрителей новое определение родины: только в нашей стране авторскому фильму выделили 725 миллионов рублей и прорекламировали его как блокбастер.
Безумные деньги не помешали режиссёру Алексею Мизгирёву снимать своё кино. Вся его фильмография посвящена суровым мужчинам и их поискам. «Дуэлянт» первый отбрасывает историю в прошлое и пытается ответить на вопрос «А зачем богатые и красивые люди XIX века стреляли друг в друга?» За советский период из национальной памяти напрочь стёрлось понимание этих причин, так что режиссёр первым в современной России напоминает про когда-то крайне популярное противоборство.
Главный герой Яковлев только и делает, что стреляется на дуэлях. Благо возможности позволяют: после ритуала шаманки его не берёт пуля. Либо противники промахиваются, либо пистолеты дают осечку. Стреляй ему хоть в висок — всё без толку. Но режиссёр-сценарист как бы повторяет фразу Яковлева: «Не верю в чародеев» и упускает возможности лишний раз эффектно показать дар персонажа. Нет, оставьте это супергероике и другим фильмам с миллионными бюджетами.
«Дуэлянт» берёт другой красотой. Таблички на улочках с вечным твёрдым знаком на конце, закрученные усы, блестящие пистолеты. Мизгирёв с неблокбастерным вниманием подходит к деталям и строит свой безумный Петербург, в котором одно от Достоевского, другое от Бёртона, третье от стимпанка. А грязь-то какая! Глубокая, смачная, она ещё Тарковского с Германом помнит.
По дьявольски красивым улочкам столицы ходят не люди, а серые мишени для Яковлева. Как у любого режиссёра с личным видением, актёры у Мизгирёва не играют, а существуют на экране и вместе с музыкой и костюмами служат целям автора. В случае «Дуэлянта» — цели поместить героя в недоброжелательную среду. Вечно дождливый Петербург отражает мир героя, у которого украли дворянское звание и честь. Так что Яковлев стреляется ради денег на покупку звания. И пьёт коньяк. И стреляется. И пьёт. А ещё разговаривает в карете. Именно в ней проходят треть картины, почти все диалоги и два половых акта. А за минуту до титров — снова она.
Проблема с однотипной каретой, в сущности, мизерная, но ёмко дающая представление о недоделках картины. Построить декорации за миллионы рублей авторы могут, а придумать разнообразие в сценах — к сожалению, нет. И причины-то понятные: Мизгирёв раньше, в сравнении с бюджетом «Дуэлянта», снимал за копейки, а теперь, при деньгах, иногда теряется. Плюс, конечно, продюсерские интересы: рекламируют фильм как блокбастер, так что иногда надо соответствовать. Отсюда любовная линия под девизом «Больше сисек!» Юлия Хлынина, конечно, красивая, спору нет, но из общего серого духа ненужно выделяется. Слава продюсеру Александру Роднянскому, хоть насилие оставили. Жестокость в «Дуэлянте» на голову выше той, после блика которой в США создают родительские комитеты и через «Твиттер» призывают запретить фильмы и сериалы. Тут самая настоящая чернуха с головой, которую сначала разобьют в кашу булавой, а потом соберут обратно.
Мизгирёв не стал русским Спилбергом, который умудряется успешно смешивать личные задумки и продюсерские заказы. Его новый фильм вообще далёк от западных дорогих кинокартин и нашего «Экипажа». «Дуэлянту» ближе «Газпром». На кинофестивале в Торонто надо было представлять фильм словами: «Вы только гляньте, как мы можем, сколько денег, сколько денег-то на авторское кино!» И правда национальное достояние, с которым непонятно, как вообще такое уродилось и повторится ли когда-нибудь.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: