19 лет назад случился большой взрыв — и с тех пор ГП-вселенная всё расширяется. По последним сведениям, со скоростью три фильма в пятилетку (сиквел «Тварей» намечен на 2018 год, а триквел — на 2020-й). В отличие от злополучной пьесы «Гарри Поттер и Проклятое дитя», здесь демиург Джоан Роулинг сама взялась за перо — дебютировала в написании киносценариев. А в режиссуре обошлось без дебютов — у руля рецидивист Дэвид Йейтс, вцепившийся в новое ответвление старого франчайза всеми клешнями и присосками; но похоже, количество у него наконец переходит в качество.
Все пристегнули ремни и надели шлемы? Тогда вагонетки киноаттракциона готовы стартовать! Да, это именно аттракцион — красочный, веселящий и щекочущий нервы. Помесь парка Поттерианского периода, комнаты смеха и лабиринта страха. С десятком новых магических существ (впрочем, внимание публики бесстыдно крадут не свежевведённые лечурки и лунтелята, а старый книжный знакомец — нюхль. Недаром он опытный клептоман). С постоянными погонями, прятками и прочим экшеном. С увесистой порцией матчасти. И с Джонни Деппом. Потому что для запуска успешного франчайза-аттракциона в пяти частях непременно нужен Джонни Депп, это все знают. Хотя бы номинально, на считаные секунды экранного времени.
Расширились не только вселенная и бестиарий, но и география с вундервафлями. Одно из ярчайших сборищ — международное экстренное совещание волшебников. Жаль, что оно показано настолько мельком, персонажей толком и не разглядеть. Остаётся лишь робко надеяться, что в одном из четырёх запланированных продолжений действие хотя бы ненадолго выберется за пределы англоязычного мира и заскочит погостить, скажем, в Китай. А что касается вундервафель, то знаменитый сундук мракоборца Аластора Грюма теперь кажется шкатулкой-безделушкой по сравнению с чемоданом магозоолога Ньюта Саламандера. Данный чемодан внутри не просто больше, чем снаружи, а гора-а-аздо больше. И наполнен массой диковин. Вздумай он полетать сквозь время и пространство, это показалось бы логичным развитием событий. Особенно учитывая наружность и повадки чудаковатого владельца, в лексикон к которому так и просятся слова «Джеронимо!» или «Виббли-воббли, тайми-вайми».
Флёром «Доктора Кто» сюжет не ограничивается. То тут, то там видны пересечения с «Кэрри», «Людьми в чёрном 2» и основным ГП-семикнижием: в школьном прошлом протагониста обнаруживается событие, роднящее Саламандера с Хагридом. В смысле, роднящее ещё сильнее, чем умиление при виде всяких зубасто-клыкастых очаровашек.
Сюжетные ходы и образы тоже обладают свежестью позавчерашнего штруделя. Разжёвывание проблем дискриминации и мотив «Они не злые, а просто испуганные, с ними надо лаской» давно набили оскомину. Главная героиня являет собой этакий гибрид Гермионы с Тонкс — причём настолько неудачный, что при виде неё ладонь прирастает к лицу словно под воздействием заклинания вечного приклеивания. Ну а главный злодей является бледной копией Волдеморта — с тем отличием, что надеется не на пророчество, а на видение и вынужден обходиться без помощи хоть какого-нибудь самого завалящего Хвоста. Маги-приспешники оставлены за кадром, ощущения стоящей за злодеем грозной силы нет и в помине. Впрочем, кое в чём он Волдеморта превосходит — в способности при наличии козырей смачно сесть в лужу. Поразительно, как за время фильма супостат умудряется не умереть от голода: при таких могучих умственных способностях отнюдь не факт, что он попадает ложкой себе в рот и умеет отличать бутерброд от обувной щётки.
На самом деле, страшнее всего в фильме не горе-антагонист. И даже не привет «Кэрри». Страшнее всего тут МАКУСА — американский вариант Министерства магии. В нём процветает принцип «Сначала уничтожим — потом разберёмся», отработана технология смертной казни без нормальных суда и следствия; в нём сперва упорно затыкают уши, а затем разводят руками — мол, мы облажались в масштабах целого города, что ж поделать. С такими «своими» никакие «чужие» не испугают. Особенно если на роли «чужих» — бестолковый (проморгать кое-что важное у себя под самым носом — талант!) бунтарь-одиночка, который вызывает не страх и гнев, а чувство а-ля «грешно обижаться на убогих». Сомнительно, что авторы фильма задумывали именно такую реакцию.
Зато кто из персонажей не подкачал (помимо нюхля!), так это заслуживающий премии «Золотой сайдкик» Якоб Ковальски и сестра главной героини Куини Гольдстейн. Якоб одним мимическим движением способен насмешить и умилить сильнее, чем иные целым залпом шуток. Куини — образцовая «обворожительная блондинка, которая не так-то проста», словно впорхнувшая сюда из ретро-кинолент и чем-то неуловимо напоминающая Полумну Лавгуд (с которой, как подсказывает Роулинг в других источниках, она спустя десятилетия породнилась через Рольфа Саламандера: тот женился на Полумне). К слову, Эванна Линч, сыгравшая Полумну в экранизациях романов, могла бы появиться и здесь — она через «Твиттер» просила сценаристов ввести её героиню как закадровый голос, чтобы та рассказывала своим детям об их выдающемся прадеде, и сценаристам идея нравилась. Однако в итоге не срослось, и единственными приветами книгам (помимо нюхля!!) остались Саламандер да недотыкомка Гриндевальд. Впрочем, далее дефицит книжных персонажей будет восполнен: в пару Гриндевальду уже обещан молодой Дамблдор.
А продолжение теперь действительно хочется увидеть. Анонс и трейлеры «Тварей» оптимизма не внушали, но результат оказался вполне занятным приключением в стиле «Собери их всех!» с как минимум несколькими славными героями и подкупающим колоритом. Главное — чтобы «Твари» окупили свой блокбастерный бюджет (аж 180 миллионов долларов) и не деградировали в совсем уж плюющее на сюжет попкорн-муви.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: