КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Выйдет новый сборник историй о Рохане из «Невероятных приключений ДжоДжо» Алукард напоминает Бельмонту о наследии в тизере второго сезона Castlevania: Nocturne «Чужой: Земля» Ноя Хоули показал свой первый тизер Мультсериал «Чемпионы» получил дату премьеры и трейлер В Ultimate Spider-Man представят ещё одного переосмысленного врага Человека-паука

Великая стена

The Great Wall

Прыжок доверия

Застенье неведомо и полно ужасов. Ладно если там мелкие чудища вроде невероятных алков или пробуждающихся с первыми лучами солнца перфоратормэнов — а вдруг отмороженные колдуны или вовсе гигантские людоеды? Оборонительные стены сейчас в моде на больших и малых экранах (а кое-где даже в политике) — это подтверждают и американская «Игра престолов», и японская «Атака на Титана», причём к правам на последнюю присматривается компания Warner Bros., рассчитывая снять голливудскую киноэкранизацию. «Э-э-эй! — возмутился Китай. — Мы свою Стену придумали раньше! И у нас она длиннее. А ещё мы изобрели порох и небесные фонарики!» Возмутился — и принялся восстанавливать справедливость, снимая про свою самую большую постройку свой самый дорогой фильм. И вот в кинотеатры пришла блокбастерная выставка китайских достижений.

Но мало организовать выставку — надо завлечь на неё посетителей. Желательно со всего мира. Тут не помешает помощь опытных блокбастероделов и кассособирателей, то есть Голливуда. Конечно, «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись» — зато можно примагнитить их друг к другу громким брендом (а лучше несколькими), склеить мастерством и финансами. «Блокбастер Чжана Имоу про одно из новых Семи чудес света, с оскароносным Мэттом Дэймоном в главной роли» — звучит, а? Правда, фильм нередко превращает бренд в бред: посрамлённая логика, подставив плечо хромающей историчности, ковыляет прочь, уступая место зрелищности и штампам. Имоу не позволили прописать его фирменную тонкость взаимоотношений и интриги: сценарий сочиняли сплошь западные товарищи, и они сделали ставку на аттракцион — броский и немудрёный, чтобы оперативная память зрителей не грузилась размышлениями, а полностью тратилась на визуальное восприятие. И да, картинка удалась, в IMAX-формате «Великая стена» даже сквозь щёлочку фейспалма смотрится отлично. А вот к сюжету есть ряд неприятных вопросов. Например: если пунктуальные монстры тао-тэй нападают раз в 60 лет, а остальное время проводят в своём логове (и вроде даже в спячке), то зачем дожидаться пика их силы и голода, зачем строить многотысячекилометровый замок — отчего не напасть первыми? Историческое объяснение тут не работает: реальные враги набегали когда хотели и откуда хотели.

Впрочем, упрощения в сеттинге — это ещё ладно. Хуже, когда упрощаются образы. Поразительно, как главный герой Уильям протискивается в дверные проёмы — учитывая, насколько толстыми мазками он выписан. Авторы хотели показать его путь от эгоизма к альтруизму, но переборщили с очевидностью. Точка А: вор, лжец, убийца (но, конечно, не абы какой, а блистательный — о чём постоянно долдонит друг протагониста Перо, а порой и скромно сообщает он сам: мол, в два раза превзошёл неубиваемость протагониста «Выжившего»), этакий знамённый куртизан — то есть наёмник, воевавший то под одними знамёнами, то под другими, лишь бы платили. Точка Б: спаситель всего мира, ставящий свою жизнь на карту ради других и постигший синьжэнь — силу доверия. Расстояние между двумя точками герой преодолевает практически по прямой. Стечение обстоятельств тоже на его стороне — спасибо привычке таскать с собой сюжетно важные штуки.

Главной героине Линь Мэй ещё сложнее: ей и идти-то почти некуда. Ну разве что от подозрения к доверию и от «Журавлей» к «Медведям» и далее. Впрочем, здорово, что фильм с самого начала вводит сильных женских персонажей — причём даже не с одной стороны конфликта, а с обеих — и что они здесь не прошедшие операцию по смене пола копипасты (не см. «Охотниц за привидениями»), а сами по себе.

В результате менее отполированные до блеска и потому более живые и симпатичные персонажи обнаруживаются на втором плане. Тот же Перо способен отнюдь не только петь дифирамбы Уильяму; молодой «Медведь» Пэн Юн проходит более драматичный путь; а стратег Ван — вообще отрада очей, именины сердца: умный (изобретатель, историк, военный советник), справедливый, храбрый, стильный… Увы, фильм почти так же кровожаден, как его монстры, поэтому ряды второстепенных персонажей неумолимо редеют. Порой не успеешь проникнуться героем — а его уже хоронят. А то и что похуже.

Любителям Мэтта Дэймона здесь есть на что полюбоваться: его герой и корриду с чудищем устраивает, и трюки «Разбежавшись, прыгну со стены» и «Ловись-ловись, монстр большой… и очень большой» выполняет, и на прыжок доверия решается (пусть и не сразу), и Вильгельма Телля с Робином Гудом за пояс затыкает. Под аплодисменты окружающих.

Фанатам разнообразных звёзд (не только актёров, но и других) в целом, особенно азиатских, тоже повезло. В «Великой стене» собрано целое созвездие. И пусть реплики и экранное время между ними распределяют как флягу воды между бойцами многолюдного отряда в пустыне — буквально по глоточку, всё равно ведь приятно увидеть любимого певца и образе героического солдата или аж целого императора.

Поклонникам Чжана Имоу приходится сложнее, но и для них находится утешение — визуальный стиль и трюки: у Имоу даже западный человек демонстрирует мастерство а-ля «Дом летающих кинжалов», чего только стоит сцена с чашей.

Любителям фантастики и повезло, и нет. С одной стороны, сценарий и характеры весьма незатейливы и клишированы (пример — третья попытка, последний шанс); с другой — даже они способны подкинуть сюрприз-другой. Как вам идея о том, что китайцы тысячу лет назад сражались с инопланетянами? Причём однозначности тут нет: сами персонажи считают тао-тэй божественной карой за людскую алчность, но если вам милее версия с алиенами — на здоровье, для неё имеются все условия.

Такая вот выставка, с приглашёнными знаменитостями и уймой стендов, богато декорированная разноцветными тканями, металлической ковкой, фонариками. Однако пока заграничные сборы «Великой стены» в три раза меньше домашних. Но во-первых, прокат ещё мало где успел начаться, а во-вторых, эта выставка устраивалась не только для чужих, но и для своих. Несколько лет назад по китайскому телевидению активно крутили социальную рекламу на тему милитари — с орудиями, величаво поднимавшимися под музыку из «Так говорил Заратустра» Штрауса. «Великая стена» смахивает на аналогичную стимуляцию патриотизма — напоминание «Мы сильные, мы умелые, мы достигли». У нас в таких случаях снимают про ВОВ или княжескую Русь; в Поднебесной, с её-то многотысячелетней историей, нашли собственные поводы для гордости. Если предположение верно, то простота сюжета и образов оборачивается не багом, а характерной особенностью: всё должно быть ясно широким массам. А западные критики пусть ворчат сколько угодно — ничего-то они не понимают в китайских достижениях и синьжэнь.

   
   
Обсуждение рецензии
30 комментариев
Поделиться:
Юлия Лялина
16 февраля 2017

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
61%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
2Телеовощи – 581: Полный улыбан
 
6Лазер-шоу «Три дебила» – 652: Первый трейлер «Супермена», дурной «Крейвен-охотник», «Еретик», новая «Мумия»
 
4ЕВА
 
 
3Телеовощи – 580: Демонический опыт
 
0Ноль кадров в секунду – 558: Консоль-Матрёшка
 
30Лазер-шоу «Три дебила» – 651: «Миссия: Красный», «Ручная кладь», экранизация «Рапунцель», «28 лет спустя», «Грязные ангелы»
 
3ЕВА – 612: Убиться об стену
 
4Телеовощи – 579: Отказывающие яйца
 
4Ноль кадров в секунду – 557: Точка входа в Цири
 
5Лазер-шоу «Три дебила» – 650: «Присяжный номер два», посредственная «Моана 2», кастинг «Гарри Поттера», «Ларго Винч 3»
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме