← Все рецензии | О фильме | Видео / 6 | Кадры / 7 | Постеры / 5 | Разное | Фанарт |
Тонка грань между той рекламной кампанией, которая бережно хранит от потенциальных зрителей основную фишку фильма, дабы не обломать им сюрприз, и той, которая нагло врёт о его содержании. Пиар «Геракла», может, и пытался удержаться в первой категории, но по итогам рухнул-таки во вторую и пошёл проекту скорее во вред, чем на пользу. Люди, способные по достоинству оценить здешнюю центральную идею, в большинстве своём решат держаться подальше от туповатого фэнтезийного блокбастера, коим выставляли его трейлеры. Те же, кого реклама заинтересует, скорее всего будут разочарованы практически полным отсутствием чего-либо хоть отдалённо тянущего на фэнтези. Что уж говорить о русскоязычном постере, не только окружающем Дуэйна «Скалу» Джонсона исключительно эпизодическими персонажами, но и выдающем слоган «Множество врагов. Двенадцать подвигов. Один герой». Фильму, рассказывающему о жизни Геракла после его знаменитых испытаний. Истории, в отношении которой фраза «Один герой» звучит как насмешка.
Тут нужно сделать небольшое предупреждение: нельзя говорить об этом фильме, не упоминая одного важного сюжетного поворота, раскрывающегося на старте. Посему если вы не приемлете даже таких спойлеров, то просто знайте: «Геракл» – на удивление хороший и неглупый боевик, его заметно портит разве что отсутствие R-рейтинга. Кинолента, конечно, не отказывается от использования штампов, но выбирает и подаёт их значительно умнее, чем можно было ожидать от летнего блокбастера на подобную тему, и потому способна приятно удивить. Даже неоднократно.
И начинается всё с первых же минут, когда разрекламированные схватки из трейлеров оказываются баснями, которые травит Иолай. Видите ли, «Геракл» – фильм о том, как создаются легенды и мифы. Как отсутствие полной картины событий может заставить даже свидетелей, своими глазами видевших так называемые «подвиги», поверить в божественность совершавшего их человека.
Причём местный Геракл не какой-то там мошенник – подобная крайность была бы ничуть не лучше и не оригинальнее прямолинейной экранизации мифов. Нет, он поистине умелый, могучий, да вдобавок неглупый воин. Просто он не один. За Гераклом всюду следует его слаженная команда не менее талантливых мастеров кровопускания – и вот вместе эта великолепная греческая пятёрка способна совершать подвиги, немыслимые для простых смертных и становящиеся лишь невероятнее благодаря хорошо подвешенному языку Иолая.
На то, как «Геракл» плавно, неторопливо и с чувством деконструирует саму идею мифов, любо-дорого посмотреть. Герои фильма никогда не говорят однозначно, что богов и чудес не существует, но, будучи непосредственными инструментами или свидетелями многих таких чудес, знают, что большинство из них – лишь плод трудов человеческих, помноженных на желание окружающих верить. Не умаляют герои и важности веры, постоянно используя её для запугивания врагов и приободрения союзников. Причём они такие в сюжете не одни, и в фильме вообще хватает пусть не гениальных, но адекватных и вменяемых персонажей, старающихся трезво глядеть на вещи и совершать правильные, на их взгляд, поступки.
К слову, об адекватности: обманчивым оказался не только фэнтезийный дух трейлеров, но и их упор на Страшную трагедию и Великую ответственность. Сцен с жёнушкой Геракла в фильме едва ли не меньше, чем в трейлере, а место нравоучительности занимает меркантильное «Не делать гадостей и искупать собственные грехи – это правильно. А вот добро посторонним людям стоит творить лишь за достойную награду».
Надо ли говорить, что и экшен в «Геракле» не совсем такой, каким он виделся в роликах? Никаких схваток один на один с гигантскими монстрами, и даже камерных потасовок с несколькими участниками тут не так уж много: если и приходится драться, то армиям. Сравнительно мелким, разумеется (чтобы главные герои были в состоянии выполнять 90% работы), но всё же: в батальных сценах сражаются и гибнут сотни человек. Гибнут разнообразно. Гибнут жестоко. Гибнут, что нервирует, почти бескровно.
«Геракл», быть может, самый жестокий фильм с рейтингом PG-13 если не в истории, то за много лет. Людей разрезают напополам, им размазывают черепа и перепиливают глотки, их давят, топчут, протыкают, разрезают, сжирают… и всё это – с чётким следованием правилам подросткового рейтинга. Бескровная кровавая баня, получившаяся у авторов, поначалу вызывает изрядный диссонанс, однако в конечном итоге творящееся на экране смертоубийство пусть не до истерического восторга, но радует, а привыкнуть к виду как бы изрубленных в капусту, но разваливающихся где-то за кадром солдат не слишком сложно – чай, не в первый раз перед нами фильм, явно пожертвовавший зрелищностью ради рейтинга, и богатый опыт помогает мириться с подобными подлянками продюсеров.
А поскольку финальный вывод рецензии пришлось вынести в её начало, то под занавес вместо неё напутствие: если решите сходить на «Геракла» (а он того стоит), то не убегайте из зала в первые секунды титров. Титры в блокбастерах (ну, та их часть, которая идёт до чёрного экрана с тучей имён) авторы уже давно стараются делать достаточно красивыми и интересными, чтобы их стоило смотреть, а в данном конкретном случае они и вовсе впечатляют едва ли не сильнее основного фильма.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: