Есть такой совершенно особый вид фильмов, которые каким-то хитрым образом умудряются воздействовать прямо на мозговые центры удовольствия, заставляя нас тихо (или громко – в зависимости от обстановки) восторгаться, хлопать в ладоши и плакать скупыми мужскими слезами незамутнённой киноманской радости. Таким фильмам, не задумываясь, прощаешь любые недостатки по сценарной, визуальной, да и любой другой части. Впрочем, разговоры о прощении давайте оставим как-нибудь на потом – «Пипец» в подобных поблажках не нуждается, поскольку великолепен целиком и полностью.
Режиссер Мэттью Вон запросто жонглирует жанрами, представляя кино то как чёрную комедию с постмодернистским душком (не в каждом фильме главный герой нагло ломает «четвертую стену», упрекая зрителей, что те недостаточно переживают за его судьбу), то как кровавый адреналиновый боевик с бешенным драйвом и охуенными экшен-сценами, которые нестыдно поставить в один ряд с избранными эпизодами из работ Курта Уиммера или Пьера Мореля, то как боевик драматический (и недаром по ходу дела упоминается Джон Ву), причём по-настоящему трогательный и цепляющий. И мало того, что в каждой ипостаси «Пипец» чертовски хорош, так ещё и повествование, изначально берущее неплохой старт, на крутых поворотах не только не теряет заданные ритм и темп, но даже ощутимо втапливает.
Сюжету фильма и вовсе удаётся невозможное: будучи злобной и циничной пародией на супергеройские штампы, он умудряется оставаться полноценным супергеройским кино, соблюдающим комиксовую эстетику, — причём вполне себе связным и где-то даже логичным. Примерно тот же трюк чуть больше года назад удалось проделать «Хранителям» — показать, как могли бы выглядеть «мстители в масках», если бы существовали на самом деле. С той лишь разницей, что «Хранители» рассказывают о закате эпохи супергероев, а «Пипец» — о её начале; и там, где у Зака Снайдера беспросветность, мрак и пафос, у Мэттью Вона – жизнерадостность, стёб и… пафос.
О, да, пафосных сцен в «Пипце» хватает. Вот только и пафос здесь тоже стёбный и весёлый: даже в самые серьезные моменты фильм ни на секунду не даёт забыть, что главный герой – всего лишь школьник-задрот с тягой к приключениям и пониженным болевым порогом, который «с девяти до двух» наряжается в смешной костюм и иногда принимает героические позы. При этом Дейв Лизевски остроумен, наблюдателен и чисто по-человечески понятен и симпатичен… Да и вообще, персонажи – один из главных плюсов фильма: Убивашка – совершенно по-взрослому острит, сквернословит (увы, самые смачные реплики сглажены цензурной версией перевода) и дерётся, Папаня выступает в роли то заботливого (в несколько извращённом смысле, да) отца, то безжалостного убийцы, ну а Кровавый Угар… Впрочем, здесь мы рискуем зайти на территорию спойлеров.
Так или иначе, среди персонажей нет ни одного скучного, банального, да хотя бы просто серого и неинтересного. Причём речь не только о «великолепной четвёрке» костюмированных героев – второстепенные персонажи не менее колоритны. Что бандиты, что друзья Дейва, что предмет его воздыханий – у всех есть какая-то изюминка, которая заставляет их врезаться в память не меньше центральных действующих лиц. Наверное, по правилам рецензирования где-то в этом месте должна стоять сентенция про отличных актёров, на все сто процентов вжившихся в роли и сделавших своих героев столь привлекательными, но мы, пожалуй, пропустим эту обязательную программу и просто заметим, что роль Папани будто бы писалась под Николаса Кейджа, а аристократичный Марк Стронг, как всегда, выдаёт крайне натуралистичного бандита — для разнообразия, с отличным ударом ногой с разворота.
Впрочем, за экшен в первую очередь отвечают Убивашка и Папаня: их выступления вызывают приступы просто-таки детского восторга, особенно на контрасте с неуклюжими попытками Пипца размахивать своими «батонами». Первая, даром что лапочка, демонстрирует и владение холодным оружием, и рукопашный бой, и ганфайт вполне себе на уровне Уэсли Гибсона или Смита из «Пристрели их». Ну а проход Папани по складу заслуживает всяческого одобрения со стороны агента Брайана Миллза: настолько все его действия точны, техничны, эффективны и при этом — чертовски зрелищны. Ну а потрясающий (и не местами, а целиком и полностью) саундтрек довершает дело введения зрителя в состояние экшен-нирваны.
В который уже раз приходится замечать, что когда люди откровенно тащатся от того, чем занимаются, это видно невооружённым глазом. И тот несомненный кайф, который Мэттью Вон сотоварищи получали от съёмок «Пипца», неудержимым потоком выплёскивается в зал. Энергетика фильма настолько мощная, что её не в состоянии забить даже посредственные дубляж и перевод.
Проще говоря, «Пипец» – это почти два часа незамутнённого кинематографического удовольствия, состоящего из отличного юмора, драйвового экшена, великолепных героев, занятной истории, классной музыки и массы приятных мелочей, нюансов и отсылок. Но главное – зверской силы фан-фактор, который вызывает неодолимое желание смотреть и пересматривать.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: