Суша занимает лишь 30% поверхности Голубой планеты. Негусто. Но раньше было и того меньше! До тех пор пока герой Мауи не задумал внести в бескрайний маринистический пейзаж некоторое разнообразие и не принялся вытягивать острова из-под воды рыболовным крюком. Так гласят полинезийские мифы — ну не всё ж киношникам на Древней Греции пастись, правда? Вот и ищут новые источники вдохновения — кто в Древнем Египте, а кто в Океании.
На самом деле, режиссёры Джон Маскер и Рон Клементс собирались снять экранизацию книги Терри Пратчетта «Мор, ученик Смерти». Однако проблемы с авторскими правами поставили на этой затее могильный крест. Тогда динамический дуэт заложил крутой вираж и решил соорудить оригинальную историю, без литературного первоисточника, зато с заимствованиями из мифологии.
Полинезия появляется у Disney не впервые — ранее её облюбовал фильм «Лило и Стич». Водный мир тоже не в новинку — те же Маскер с Клементсом более четверти века назад сняли «Русалочку». Но теперь авторы показывают не тех, кто проживает на дне океана (за исключением одного тщеславного коллекционера и толпы фоновых монстров), а тех, кто обитает на островах. Многие из здешних островов — рай земной, хоть сейчас в рекламу кокосово-шоколадных конфет. Увы, аборигенам подспудно чего-то недостаёт. Вроде чудо-остров, жить на нём легко и просто — но порой накатывает неясная тоска. А уж когда подступает мистическая угроза, жителям острова-рая вообще становится не шибко лучше, чем жителям островов-темниц.
Кажется, пора спасать мир? Девушка с веслом, твой выход! Недаром же ты Избранная. Такой вот впечатляющий масштаб — как и полагается мифам. В отличие от некоторых героев (и героинь — типа Мериды), которые сперва наломают дров, а потом храбро разгребают последствия, Моана берётся за исправление чужой роковой ошибки. Впрочем, того, кто ошибся, тоже привлекают к благому делу.
Четырнадцатая из «принцесс Disney» не считает себя принцессой — возможно, поэтому прекрасного принца или хотя бы симпатичного вора в её историю не завезли. «Моана» рассказывает про поиск себя, а не второй половинки. Единственный кандидат на романтический интерес — многотысячелетний полубог Мауи, но до выборов тут не доходит: Мауи просто герой, а не герой-любовник. Впрочем, некоторые полинезийцы (реальные, а не мультипликационные) возмущаются, что он и на «просто героя» не тянет — мол, не так хорош, как в мифах, выглядит не как полубог-полусмертный, а как «полусвинья-полубегемот», оскорбляющий полинезийские мифы и портящий репрезентацию. Видимо, персонажу недостаточно доказать, что он хорош в эпичности, комедийности, дружбе, наставничестве (и даже воровстве), для полного комплекта непременно нужен титул «Мистер Океания 0001» или хотя бы «Самый сексуальный мужчина», как у его озвучателя Дуэйна Джонсона. Это в истории-то о том, что внутреннее важнее внешнего. В истории, где юная малоопытная протагонистка становится спасительницей и навигатором, а один из антагонистов как раз сосредотачивается на внешнем блеске, отрицая свою истинную придонную сущность. Ну-ну.
Кстати, о Дуэйне «Ла Скала» Джонсоне. Оказывается, он не только успешный рестлер и актёр, притягивающий многомиллионные прибыли будто волшебным крюком, но и вполне себе певец. В «Моане» вокальный номер у него всего один — зато заводной и обаятельный. Примечательно также то, что Джонсон по материнской линии имеет полинезийские корни, Моану озвучила Аулии Кравалхо (это стало её дебютом), родившаяся на Гавайях, и ещё многие актёры фильма тесно связаны с тем регионом. «Если уж снимать киноленту про Полинезию, то с максимумом Полинезии!» — так, похоже, решили Маскер и Клементс. Они даже съездили в специальную экспедицию, дабы лучше понять жителей океанских островов, их культуру и мировоззрение — которые отличаются от привычных нам. Например, полинезийцы считают, что океан не разделяет их острова, а наоборот, соединяет.
Немудрено, что и сам океан в «Моане» не только красивая часть пейзажа и не только дорога, а настоящий помощник: с ним активно взаимодействуют. Да и имя «Моана» с полинезийского переводится как «Океан», «Море» или «Синева».
Поскольку ни одна «принцесса Disney» (даже отказывающаяся считать себя таковой) не обходится без животных-друзей, у Моаны на подхвате умилительный поросёнок, слегка напоминающий знаменитых водоплавающих свиней с Биг Мэйджор Кэй, и «возможно, самый глупый персонаж в истории диснеевской анимации» — недотёпистый петух. Оба лишний раз подтверждают, что внутреннее важнее внешнего и что каждый может внести свою лепту в общее дело.
Плохиши тоже удались на славу: одновременно и забавные, и опасные. Они заставляют по-новому взглянуть на кокосы и ракообразных — здесь вам не Себастьян из «Русалочки», отнюдь нет.
Если проводить сравнения с другими диснеевскими персонажами, то Моана чем-то похожа на Мулан — не только именем. Зная, что её побег огорчит родителей, героиня пускается в смертельно опасное путешествие с целью защитить родной дом — и найти своё место в мире. Отличие в том, что Моану с пелёнок привлекало само путешествие — не только как средство, но и как цель. «О друзья, ещё не поздно открывать миры — вперёд! Ударьте вёслами с размаху по звучным волнам
» — подобное стремление является частью сути выдуманной наследницы полинезийского вождя так же, как легендарного итакского царя по версии Альфреда Теннисона (всё же вездесущая Древняя Греция и тут вклинилась!). Если персонаж женского пола, это не значит, что перед нами Пенелопа; девушка вполне может быть и Одиссеем. Или не примерять чужие имена, а остаться собой — Моаной.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: