Четырёхлетняя эпопея на фоне зарождения и развития компьютерной индустрии подошла к концу, так и не вписавшись в уютную, но тесную нишу технодрамы. Потому что невзирая на весь индустриальный и подчёркнуто гиковский антураж, «Остановись и гори» — история о людях, чьи взаимоотношения куда сложнее иного алгоритма и, пожалуй, куда интереснее любой, даже самой навороченной машины.
Зато сломать человека проще простого, как и любой придуманный им механизм. Об этом и рассказ. О четырёх невероятно одарённых, сильных, смелых личностях, выросших в эпоху сумасшедшего рывка — создания первого персонального компьютера и всего, что за этим последовало. Четыре горящих сердца, которые, объединив усилия, горели ярче тысячи солнц… и едва не спалили друг друга.
Эти люди — энтузиасты, маньяки, фанатики — ничего не знали о норме и потому неспособны были прожить обычную жизнь. Им выпало трудиться в эпоху больших перемен, чего, как известно, и врагу не пожелаешь, но для революционеров лучшего времени не найти. Эти люди творили, совершали подвиги, сходили с ума, создавали новую реальность — могли всё что угодно, но не умели просто жить.
Сложно сказать, насколько обобщённым и полным получился этот коллективный портрет. Трудно определить, сколь многих пионеров техноиндустрии 80-х объединяют образы Джо Макмиллана, четы Кларков и Кэмерон Хоу, но персонажи получились настолько глубокими и выразительными, что это не так уж важно. Возможно, многие зрители начинали смотреть сериал в надежде с головой окунуться в самую гущу индустрии, но весь путь с героями прошли лишь те, кто по-настоящему прикипел к ним душой, пусть иногда и матеря иных за сумасбродные поступки. Что поделать, творцы — люди непростые.
Тем больше ценились остальные трудяги, ибо не воздать хвалу Джону «Бозу» Босворту невозможно. Он стал истинным сердцем подвижной, совершенно нестабильной компании, он всех чинил и склеивал, он позволял зрителям надеяться, что у этой непростой истории будет не самый печальный конец. Частично так и вышло.
Четвёртый сезон, хоть и связанный с очередным важным этапом в развитии индустрии — зарождением эпохи поисковых систем, способен похвалиться скорее эмоциональной, чем событийной развязкой. В целом авторы спокойно могли продолжить историю — перед финальными титрами легко вообразить многоточие. Мир интернета продолжает меняться и развиваться, но главные герои столько пережили, что впору их пожалеть и оставить в покое. Слишком много нервов, невзгод и потрясений, на фоне которых меркнут все профессиональные успехи.
Финальный сезон как затянувшаяся рефлексия, продолжительный выдох перед новым стартом, о плодах которого зрители могут только фантазировать. Это не хорошо и не плохо, это данность, потому что история не о машинах, не о революциях, не о новациях, не о товаре. Они — лишь декорации, в которых разворачивается настоящая драма причудливо сплетшихся человеческих судеб. Как оказалось, преимущественно женских, ибо весь четвёртый сезон так или иначе посвятили возвращению Донны и Кэмерон к истокам — к осознанному желанию вновь работать вместе. Озвучить его Кэм решилась лишь в финале, но никогда не поздно сказать те самые нужные слова. По крайней мере, этому нас учит заключительный десятый эпизод.
Четвёртый сезон закрепил за «Остановись и гори» отказ от всего внешнего и наносного, устремив объектив видеокамеры внутрь, в самую душу каждого, кто стал частичкой общей драмы. Там темно, тоскливо, порядком страшно и не очень-то уютно, зато эти души живые. В отличие от машин.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: